Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа
Краткое описание
Что действительно следует считать проблемой, так это то, что жизнь в регионе представляется российским гражданам бесперспективной, непрестижной, а часто и временной. Потерян драйв, который присутствовал в ходе освоения территории Российской империей и во времена СССР. Иначе говоря, жизнь стала «тоскливой».2 И эту ситуацию не переломит ввод в строй нескольких новых крупных месторождений. Между тем справиться с таким настроем крайне важно. Без этого невозможно закрепление населения и интенсивное развитие территории.
Оглавление
Введение 4 Общая характеристика Дальнего Востока 5 История освоения Дальнего Востока 5 Физико – географическое положение 6 Экономико – географическая характеристика 8 Проблемы развития территории Дальнего Востока 13 Анализ факторов социально – экономического развития 13 Основные проблемы ДФО 19 Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока 27 Заключение 31 Библиографический список
Леса на Дальнем Востоке покрывают
около 260 млн. га территории района. В лесах
произрастают лиственница, ель, пихта,
кедр, широколиственные породы: дуб, ясень,
клён и т. д. Огромную территорию Дальневосточного
района по уровню экономического развития
можно разделить на три зоны: южную, среднюю
и северную. В южную зону интенсивного
развития входят Приморский край, южные
части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской
областей. Это наиболее развитая в экономическом
отношении часть Дальнего Востока. Основу
хозяйства южной зоны составляют море-,
лесо- и горнопромышленные комплексы.
В настоящее время идёт развитие по пути
сочетания ведущих отраслей промышленности
с обслуживающими отраслями и сельским
хозяйством. В состав средней зоны входят
северные районы Хабаровского края, Амурской
и Сахалинской областей, южная часть Республики
Саха. Для этой зоны характерны сравнительно
высокие темпы развития.10 Главная специализация - добывающая
промышленность, а обслуживающие отрасли
развиты слабо. Её экономической осью
является Байкало-Амурская магистраль,
которая внесла большие изменения в территориальную
структуру хозяйства данной зоны: идёт
формирование промышленного пояса района.
Основными задачами хозяйственного освоения
зоны, кроме строительства второго выхода
на Дальний Восток являются разработка
новых месторождений полезных ископаемых
и создание в районе БАМа потенциала для
освоения северной части района.11
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
2.1 Анализ факторов
социально – экономического развития
Как мы видим из первого
раздела данной курсовой работы, обладая
явными конкурентными преимуществами,
Дальний Восток не получил достойного
развития и остается малоосвоенной территорией
с низким уровнем экономической концентрации.
Можно выделить несколько основных факторов,
ограничивающих устойчивое развитие востока
страны, и первый из них — инфраструктурный.
Экономическая конкурентоспособность
региона определяется, прежде всего наличием
эффективно функционирующей транспортной,
энергетической, социальной, коммуникативной,
жилищно-коммунальной, таможенной, пограничной
инфраструктуры. Создание инфраструктурного
каркаса сделает Дальний Восток доступным
для населения и бизнеса. Это не только
необходимое условие развития новых производств,
но и мощный мультипликатор развития всего
региона. Дальний Восток должен стать
близким к остальной России.
Второе ограничение
связано со стоимостью инфраструктурных
услуг. Дальний Восток сегодня — это высокие
транспортные, энергетические и коммунальные
тарифы, формирующие высокий уровень издержек
производства, а значит, и пониженную конкурентоспособность
выпускаемой продукции. Для повышения
конкурентоспособности дальневосточных
регионов необходимы специальные железнодорожные
тарифы на перевозку произведенной продукции
как внутри страны, так и за ее пределы.
Учитывая, что Дальневосточный регион
является энергоизбыточным, необходимо
внедрение прямых долгосрочных договоров
покупки электрической энергии по фиксированным
ценам между генерацией и вновь созданными
потребителями, а также снижение энерготарифа
для предприятий малого и среднего бизнеса.
Для создания благоприятного инвестиционного
климата территория Дальнего Востока
и Байкальского региона должна быть наделена
особым статусом с льготным налогообложением
для всех вновь созданных производственных
мощностей в части установления налоговых
каникул на первые десять лет работы.
Третье ограничение
— нехватка квалифицированных кадров
и их миграция вследствие низкого уровня
качества жизни по сравнению с центральной
частью России. Сегодня необходимо направлять
государственные инвестиции в строительство
детских садов и школ, спортивных сооружений,
объектов культуры и искусства, социального
жилья.12
Рассмотрев ситуацию
на Дальнем Востоке в общих чертах, проанализируем
сферы социально – экономического развития,
выделив основные достоинства и недостатки
региона.
1. Политическая
и экономическая ситуация позволяет получить благоприятную
поддержку реализации программ развития
региона со стороны Федерального центра.
Недостаток:
- стабильное невыполнение
программ развития Дальнего Востока.
2.Географическое
положение, природно-климатические
условия
- близость к странам
АТР, имеющим емкие рынки сбыта
- наличие уникальных природных комплексов,
уникального биоразнообразия;
- значительный потенциал обслуживания
транзитных туристских потоков (Азия-Европа).
Недостаток:
- значительная удаленность
от европейских рынков сбыта;
- значительная удаленность от европейской
части Российской Федерации, основных
экономических и культурных центров страны;
- суровые природно-климатические условия.
3.Природные
ресурсы
Наличие богатых природных
ресурсов
Недостаток:
- низкая степень вовлечения
природных ресурсов в хозяйственный
оборот;
- сложные горно-геологические условия
добычи полезных ископаемых;
- недостаточная геологическая изученность
в связи с недостаточным финансированием,
а также для проведения поисково-оценочных
работ на новых перспективных объектах;
- низкая эффективность использования
природных ресурсов.
4.Демографическая
ситуация
Недостаток:
- дефицит трудовых ресурсов;
- абсолютное сокращение численности населения;
- высокая смертность населения в трудоспособном
возрасте, особенно среди мужчин;
- ухудшение возрастной структуры населения
как за счет снижения доли детей, так и
за счет увеличения доли лиц
старше трудоспособного возраста.
5.Экономический
потенциал
- достаточно диверсифицированная
структура ВРП;
- наличие потенциала наукоемких производств;
- благоприятная конъюнктура внешних рынков
на экспортоориентированную продукцию,
производящуюся в регионе;
- наличие территорий для хозяйственного
освоения и развития инфраструктуры.
Недостаток:
- моральный и физический
износ значительной части основных
производственных фондов, их активной
части;
- недостаток инвестиционных ресурсов
для модернизации и технологического
перевооружения у значительной части
предприятий, перерабатывающих производств;
- неполная загрузка производственных
мощностей промышленном производстве;
- недостаточные объемы гособоронзаказа
для эффективного использования специализированных
мощностей предприятий ОПК;
- недостаточное финансирование содержания
мобилизационных мощностей;
- низкая доля конечной продукции в общем
объеме промышленного производства;
- низкие темпы освоения наукоемкой продукции,
в том числе в виде конечного продукта;
- низкий уровень конкурентоспособности
отдельных видов продукции, производимой
в регионе;
- ограниченность условий для развития
сельского хозяйства.
6.Уровень
развития инфраструктуры
А) Энергетическая
структура - в среднесрочной перспективе
техническое перевооружение устаревших
электростанций -высокий износ основных
производственных фондов в электроэнергетике;
-наличие локальных энергетических мощностей;
Недостаток:
- высокие тарифы на
электрическую и тепловую энергию
Б) транспортная
инфраструктура - высокий потенциал развития
транзитных функций, формирования крупных
транспортно - логистических узлов на
пересечении железнодорожных, воздушных,
автодорожных, речных и морских путей.
Недостаток:
- недостаточная транспортная
освоенность территории, наличие
районов с ограниченными сроками
транспортной доступности,
- недостаток развития сети автомобильных
дорог;
- недостаток финансовых ресурсов на строительство
и содержание региональных автодорог;
- недостаток средств на содержание, развитие
и модернизацию федеральных дорог;
- высокая доля износа транспортных средств
объектов транспортной инфраструктуры.
В) финансовая инфраструктура - динамичное развитие банковского
сектора: устойчивый рост основных показателей
деятельности банков, расширение банковской
сети, количества и качества банковских
услуг, рост платежной системы, увеличение
объема платежей.
Недостаток:
- недостаток длительных
ресурсов у кредитных организаций
для крупных инвестиционных проектов;
- недостаток региональных банков;
- недостаточное развитие банковских услуг.
Г) инновационная
инфраструктура - присутствуют основные элементы
инновационной инфраструктуры.
Недостаток:
- существующие элементы
инновационной инфраструктуры находятся
в начальной стадии формирования;
- отсутствуют элементы инновационной
инфраструктуры венчурного финансирования.
7.Уровень
жизни населения
- рост реальной заработной
платы;
- рост реальных денежных доходов населения;
- рост сбережений населения;
- рост численности среднего класса и сокращение
доли бедных в составе населения.
Недостаток:
- рост заработной платы
и пенсии отстает от среднероссийских
темпов;
- покупательная способность доходов,
заработной платы и пенсий ниже среднероссийского
уровня;
- уровень бедности в крае выше среднероссийского
уровня;
- изменение профиля бедности: появление
бедности работающих, наличие детей как
фактор попадания в число бедных семей;
- высокий уровень расслоения по уровню
доходов и заработной платы наиболее и
наименее обеспеченных слоев населения.
8.
Образование
- в ДФО высокий потенциал
высшего образования;
- сеть образовательных учреждений удовлетворяет
образовательные потребности населения
и обеспечивает широкий спектр образовательных
услуг.
Недостаток:
- остаются актуальными
вопросы обеспечения доступности
дошкольного образования;
- сложно решается проблема социального
сиротства,
- несоответствие структуры и объемов
подготовки специалистов потребностям
отраслей экономики и социальной сферы
края.
9.
Жилищное хозяйство
и инженерная инфраструктура
- в регионе эффективно
функционируют компании негосударственных
форм собственности в сфере
производства и предоставления
жилищно-коммунальных услуг;
- наличие мер государственной поддержки
малообеспеченных слоев населения, позволяющих
снизить долю коммунальных платежей.
Недостаток:
- износ и ветхость жилого
фонда, недостаточный уровень его
замещения;
- низкая плотность населения;
- отсутствие централизованной энергетической
системы в отдельных районах региона,
затратность и неэффективность структуры
локальных энергоисточников.
2.2 Основные проблемы
ДФО
1. Наличие существенных
диспропорций в промышленном
развитии территорий.
В структуре
промышленного производства региона преобладают
добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной
экономики заключается в том, что из-за
высоких удельных затрат выгодной является
только добыча или самая первичная переработка
сырья.
С 2001 г. динамика валового регионального
продукта определяется, прежде всего,
увеличением оборота розничной торговли
и производства услуг при отставании темпов
роста промышленного производства.
Обрабатывающая промышленность фактически
развита только в двух регионах - Приморском
и Хабаровском краях, занимая в общем объеме
данного показателя по ДФО 27,49% и 40,47% соответственно.
Доли остальных областей и краев не превышают
10%.13
Анализируя карты зон опережающего экономического
развития, можно сделать вывод о том, что
значительная часть территории ДВФО представлена
агропромышленным комплексом, обрабатывающими
производствами и добычей природных ресурсов.
Однако, по объему сельскохозяйственной
продукции Дальневосточный федеральный
округ занимает последнее место в России.
2. Наибольшая
доля востребованного национального
богатства в ДФО приходится
на республику Саха (Якутия)-58,3%, на
втором месте Сахалинская область
- 12,2%, Приморский край - 9,4%, Магаданская
область - 7,4%, Хабаровский край - 7,4%,
Амурская область - 3,1%, незначительны
показатели в Чукотском АО (1,3%),
Камчатском крае (0,7%), Еврейской АО
(0,2%).
Данные статистики за 2007 г. свидетельствуют
о том, что объемы обрабатывающих производств
округа остаются самыми низкими в России
в абсолютном выражении (159,74 млрд.руб.),
а добыча полезных ископаемых превышает
их более чем в два раза (364,02 млрд.руб.).
Причем темпы роста обрабатывающих производств
в 2006 г. составили 128,1%, а темпы роста добычи
полезных ископаемых 164,8% по отношению
к аналогичным показателям 2006 года.
3. Существующее
административно-территориальное деление
искусственно сводит в единый
округ субъекты разного уровня
социально-экономического развития,
в том числе, плохо связанные
между собой экономически южные
районы, расположенные вдоль транспортных
магистралей, практически не имеют
экономических связей с северными
районами.
На юге есть условия для развития
демографического потенциала, современных
отраслей промышленности и сферы услуг
(южный широтный пояс). На Севере совершенно
иная демографическая, социальная, экономическая,
природно-климатическая ситуация (северный
широтный пояс).
4. Экономическая
оторванность региона от центра
России и усиление экономической
зависимости от сопредельных
стран.
До 30% ВРП ряда
краев и областей, входящих в состав ДФО
формируется за счет экспорта. Низкая конкурентоспособность
производимой в ДФО продукции с высокой
долей добавленной стоимости приводит
к тому, что зарубежных партнеров интересует
лишь ограниченный сегмент дальневосточных
природных ресурсов.14
В отсутствие сколько-нибудь
выраженной инвестиционной и структурной
политики государства на Дальнем Востоке
технологические сдвиги в региональной
экономике приобрели явно регрессивный
характер и выразились в быстрой деградации
ее технологической структуры. При этом
наиболее серьезный регресс охватил базовые
промышленные производства региона. Вследствие
чего произошло практически полное вытеснение
их продукции с внутреннего рынка импортными
аналогами. Отсутствуют реальные механизмы
стимулирования и поддержки приграничного
сотрудничества.15
5. Достаточно
низкий инновационный потенциал
у экономики городов ДФО.
Доля затрат
регионального бюджета на ИР, направленных
на развитие производства в три раза превышает
аналогичную долю затрат ряда регионов
Центральной России. Доля затрат на науку в ВРП
ДФО - 1,16%, по России -2,3%.
Сумма долей в обшей численности
исследователей государственного сектора
и сектора высшего образования ДФО - 33,8%,
по России - 33,0%.
Численность кадров занятых исследованиями
и разработками, основные крупные городские
центры ДФО (на 1000 занятых в экономике,
чел.) - 12,8 чел, по России -13,6 чел.
Коэффициент инновационного
потенциала городов ДФО (количество поданных резидентами
заявок на изобретения на 1000 чел. населения)
в 3 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге,
в 15 раз ниже по сравнению с Москвой.
В ДФО предпринимательский сектор обеспечивает
только 8 % от общих расходов на науку (по
России - 49%).
Удельный вес организаций, занимавшихся
инновационной деятельностью в ДФО - 7,5%,
в промышленности - 7,1 %.
В настоящее время в дальневосточном регионе
действует 17 технопарков.
Срок пребывания в инкубаторе не ограничен.
Поэтому предприятия и пытаются отсидеться
на этих площадках подольше (при международном
стандарте 2-3 года они проводят здесь около
десяти лет).
Доля инновационной продукции в ДФО - 2,5%,
в России - 5,5%.
Наблюдается неритмичность финансирования
и низкая отдача капвложений.
Прослеживается тенденция уменьшения
уровня инновационности с ростом размера
предприятия.