Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа
Краткое описание
Что действительно следует считать проблемой, так это то, что жизнь в регионе представляется российским гражданам бесперспективной, непрестижной, а часто и временной. Потерян драйв, который присутствовал в ходе освоения территории Российской империей и во времена СССР. Иначе говоря, жизнь стала «тоскливой».2 И эту ситуацию не переломит ввод в строй нескольких новых крупных месторождений. Между тем справиться с таким настроем крайне важно. Без этого невозможно закрепление населения и интенсивное развитие территории.
Оглавление
Введение 4 Общая характеристика Дальнего Востока 5 История освоения Дальнего Востока 5 Физико – географическое положение 6 Экономико – географическая характеристика 8 Проблемы развития территории Дальнего Востока 13 Анализ факторов социально – экономического развития 13 Основные проблемы ДФО 19 Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока 27 Заключение 31 Библиографический список
Курсовая работа содержит 38
страниц, 36 источников.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ,
СУРОВОСТЬ КЛИМАТА, ИНВЕСТИЦИИ, СЫРЬЕВОЙ
ПРИДАТОК, ИНФРАСТРУКТУРА, ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Объектом исследования является
Дальний Восток.
Предметом исследования является
социально – экономическая ситуация.
Цель работы – выявление факторов,
оказывающих тормозящее влияние на развитие
Дальнего Востока, определение причин
и условий их возникновения и выработка
предложений по способам и путям их решения.
В работе применялись такие методы научного
познания как анализ, индукция и дедукция.
Результаты, полученные в результате
выполненной курсовой работы, могут быть
использованы как основа для выпускной
квалификационной работы с целью более
детального описания механизма внедрения
предложений по развитию Дальнего Востока,
путем создания конкретных планов, внесений
изменений в нормативные – правовые акты
и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
Общая характеристика Дальнего
Востока
5
История освоения Дальнего Востока
5
Физико – географическое положение
6
Экономико – географическая характеристика
8
Проблемы развития территории
Дальнего Востока
13
Анализ факторов социально – экономического развития
13
Основные проблемы ДФО
19
Перспективные направления
освоения и развития территории Дальнего
Востока
27
Заключение
31
Библиографический список
34
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы Дальнего
Востока гораздо глубже, чем принято считать.
Именно поэтому в последние годы их не
получается решить простыми денежными
вливаниями. Одной из актуальнейших проблем
на сегодня является проблема освоения
территории Дальнего Востока.
Обычно считается,
что главная проблема Дальнего Востока
— слабая активность по освоению богатейших
природных ресурсов региона. Однако это
не совсем так. Ресурсы постепенно осваиваются,
регулярно запускаются новые месторождения,
и увеличиваются объемы добычи на уже
действующих. В результате для обслуживания
грузовых потоков уже не хватает ни провозной
способности Байкало-Амурской магистрали,
ни увеличившихся в последнее время портовых
мощностей.
Другое распространенное
заблуждение касается того, что люди уезжают
из региона из-за низкого уровня жизни.
В действительности уровень жизни на Дальнем
Востоке далеко не самый низкий в России.
Например, по уровню автомобилизации (то
есть по числу автомобилей на тысячу человек)
Сахалинская область, Приморский и Камчатский
края входят в число российских лидеров,
незначительно уступая только Москве,
Санкт-Петербургу, Московской и Калининградской
областям. Ситуацию с обеспеченностью
жильем тоже можно назвать приемлемой.
Жилая площадь в расчете на одного жителя
во многих дальневосточных городах больше,
чем в Москве.
Еще одним преувеличением
является тезис о массовом нашествии жителей
Китая на российский Дальний Восток. На
самом деле китайцы не очень стремятся
переезжать в Россию ввиду непривлекательных
для них климатических условий. Кроме
того, быстрый экономический рост в Китае
создает дополнительные стимулы оставаться
на родине. Поэтому сейчас китайцев на
российском Дальнем Востоке не так много,
как, зачастую думают, в Центральной России.
Другое дело, что интерес к экономической
экспансии с их стороны довольно существен,
хотя в большей степени ограничивается
сырьевой сферой, строительством и торговлей.1
Что действительно
следует считать проблемой, так это то,
что жизнь в регионе представляется российским
гражданам бесперспективной, непрестижной,
а часто и временной. Потерян драйв, который
присутствовал в ходе освоения территории
Российской империей и во времена СССР.
Иначе говоря, жизнь стала «тоскливой».2 И эту ситуацию не
переломит ввод в строй нескольких новых
крупных месторождений. Между тем справиться
с таким настроем крайне важно. Без этого
невозможно закрепление населения и интенсивное
развитие территории.
В данной курсовой
работе «Дальний Восток и проблемы развития
его территории» вначале мы дадим обзорную
характеристику Дальнему Востоку, где
попытаемся наиболее кратко отразить
его основные особенности. Следующим шагом
выявим и сформулируем основные проблемы
развития его территории, после чего предложим
пути их решения.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1.1 История освоения
Дальнего Востока
Открытие и заселение Дальнего
Востока приходятся на 17-ый век и связано
с общим продвижением русских к берегам
Тихого океана. Пути отрядов казаков-первопроходцев
сначала пролегали по студеным морям Северного
Ледовитого океана и рекам, лишь затем
они направлялись в более южные территории
вплоть до Приамурья и Приморья. В 1632 году
сотник Петр Бекетов проник от устья вверх
по Лене и основал острог, получивший название
Якутск, который вскоре стал центром Восточно
- Сибирского края и опорной базой для
дальнейших походов на восток и на юг.
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков
вышел к Охотскому морю, заложил острожек
в устье реки Улья, обследовал на значительном
протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков
совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652
годах Е. Хабаров осуществил две экспедиции
в приамурские земли и основал там несколько
городов - Албазин, Ачин и др. С.Дежнев и
Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году
достигли восточной оконечности Азии.
Выступив из Анадырского острога, отряд
В.Атласова добрался до Камчатки. Важный
этап в исследованиях Дальнего Востока
связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями
под начальством Витуса Беринга и Алексея
Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах), во время
которых были определены очертания северной
части Дальнего Востока, открыты Алеутские
и Командорские острова, разрешен вопрос
«сошлась ли Азия с Америкой». Географические
открытия и обследования, сделанные в
18-ом веке, подготовили исторические плавания
русских моряков вокруг света к берегам
Дальнего Востока: И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского
(1803-1806 годы), В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819
годах), М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-1825 годах),
Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др. В 1849 году экспедицией
Г.И. Невельского были установлены островное
положение Сахалина и возможность выхода
из устья Амура в море. На Дальнем Востоке
были созданы опорные пункты: Петропавловск-на-Камчатке,
Николаевск-на-Амуре, Владивосток. Организованное
заселение Дальнего Востока началось
с 50-х годов 19-ого века.3 Оно усилилось после отмены
в 1861 году крепостного права и принятия
законов о переселенцах. Интерес к Дальнему
Востоку возрос, когда в 1891 году началось
строительство Транссибирской железной
дороги. Были развернуты геологические,
географические, экономические и другие
исследования. Все это дало импульс к развитию
производительных сил Дальнего Востока:
появились промышленные (горные, рыбные)
и транспортные предприятия, расширились
промыслы пушнины и морского зверя (котиков),
увеличилось сельскохозяйственное производство,
возросла торговля. Однако в целом Дальний
Восток в экономическом отношении оставался
крайне отсталым регионом царской России.
Правительство видело в нем сырьевой “придаток”
для метрополии. Использовались лишь те
из природных богатств Дальнего Востока
(золото цветные металлы, пушнина, лососевые
рыбы), которые давали предпринимателям
высокие прибыли. Важные позиции в экономике
Дальнего Востока занимали иностранные
монополии, безжалостно эксплуатировавшие
его ресурсы и население. Вплоть до 1917
года Дальний Восток оставался слабозаселенной
территорией. Развитие производительных
сил Дальнего Востока в годы Советской
власти привели к увеличению численности
населения: в 1920 году в районе проживало
1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы
роста населения Дальнего Востока - одни
из самых высоких в стране.4
1.2 Физико – географическое
положение
Регион граничит с Китаем на
юге, КНДР на крайнем юге, Японией на юго-востоке
и США в Беринговом проливе на крайнем
северо-востоке. Дальний Восток расположен
в 3 часовых поясах, с +10 по +12 UTC.
Климат Дальнего Востока отличается
особой контрастностью — от резко континентального
(вся Якутия, колымские районы Магаданской
области) до муссонного (юго-восток), что
обусловлено огромной протяжённостью
территории с севера на юг (почти на 4500
км.) и с запада на восток (на 2500–3000 км.).
В континентальных районах
ДВ зимы холодные и малоснежные, при этом
жаркое, но достаточно короткое лето. В
прибрежных районах зима мягкая и многоснежная,
в то же время затяжная холодная весна,
прохладное лето и длинная, тёплая осень.
На побережье, как зимой, так и летом часты
циклоны, затяжные проливные дожди, тайфуны
и туманы. На Камчатке высота снежного
покрова может достигать 6 метров. Также
чем ближе к югу, тем большая влажность
воздуха. На юге Приморья нередко устанавливается
погода с влажностью свыше 90 %. Практически
на всей территории ДВ наибольшее количество
осадков приходится на лето, что систематически
вызывает разливы рек, подтопления построек
и сельскохозяйственных земель.
В отличие от Европейской части
страны, на Дальнем Востоке зимой почти
нет «серости», и наблюдаются длительные
периоды с установившейся ясной и солнечной
погодой, также как и летом, непрерывный
дождь в течение нескольких суток подряд
— обычное явление.
Также в южной и центральной
части ДВ иногда наблюдаются пыльные бури,
приходящие с пустынь Монголии и северного
Китая.
Бо́льшая часть территории
Дальнего Востока России является или
приравнена к районам Крайнего Севера
(за исключением Еврейской автономной
области, южных районов Амурской области,
Хабаровского и Приморского края).
Дальневосточный регион имеет
важное геополитическое и геостратегическое
значение для России:
Регион имеет выход к двум океанам:
Тихому и Северному Ледовитому, граничит
с четырьмя государствами (Китаем, Японией,
США, КНДР).
Регион обладает огромными
природными ресурсами, например, около
1/3 всех угольных запасов страны и гидротехнических
ресурсов. Лесные массивы занимают около
30 % общих площадей лесов России. В регионе
имеются запасы железных руд, золота, серебра,
платины, медных руд, полиметаллических
руд, платины.
Учитывая высокие темпы развития
Азиатско – Тихоокеанского региона как
в экономической, так и в военной областях,
интеграция в регион весьма перспективна
для России.
Дальний Восток богат сырьевыми
ресурсами. Это даёт ему возможность занимать
важное место в экономике страны по ряду
сырьевых позиций. Так, в общероссийском
производстве отдельных ресурсов на Дальний
Восток приходится (%): алмазов —
98, олова — 80, борного сырья — 90, золота
— 50, вольфрама — 14, рыбы и морепродуктов
— более 40, соевых бобов— 80, древесины
— 13, целлюлозы — 7. Главные отрасли специализации
Дальнего Востока: добыча и переработка
цветных металлов, добыча алмазов, рыбная,
лесная, целлюлозно-бумажная промышленность,
судостроение, судоремонт.5 Эти факторы при ориентации
на внутренний рынок и обусловили роль
Дальнего Востока в составе России.
Здесь развивались преимущественно
добывающие отрасли промышленности —
рыбная, лесная промышленность, добыча
цветных металлов, на которые приходится
более половины товарной продукции. Обрабатывающие
же производства развиты крайне слабо.6 Вывозя сырье, регион теряет
потенциальные доходы в виде добавленной
стоимости. Его отдалённость обусловливает
значительные транспортные надбавки,
которые отражаются в стоимостных показателях
большинства отраслей хозяйства.
1.3 Экономико – географическая
характеристика
Дальний Восток - форпост России
на Тихом океане в восточной части Северного
Ледовитого океана. Уязвимые места региона
- огромная его протяженность, суровость
климата и вечная мерзлота на большей
части территории, удаленность и слабая
транспортная связь, с остальной территорией
России. Практически действует лишь воздушный
транспорт и сильно перегружена железная
дорога - Транссиб (БАМ далека от завершения).
Почти отсутствует автомобильное сообщение.
Внутренние связи между регионами весьма
слабы, в летнюю навигацию выручают реки.
Фактическое отсутствие сухопутной дорожной
сети обусловливает слабое участие района
в территориальном разделении труда. На
Дальний Восток приходится 6% совокупного
валового продукта регионов России, 5,3%
промышленной и 4,1% сельскохозяйственной
продукции. При этом в регионе генерируется
всего 3% межрегиональных грузопотоков.
За последние годы на фоне динамично
развивающейся экономики многих стран
АТР дальневосточный регион России в силу
ряда причин оказался в положении отстающего.
Сейчас ситуация на Дальнем Востоке довольно
тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе
сложилась критическая ситуация. Предприятия
Приморского края задолжали энергетикам
более 180 млрд. руб., что приводит к остановке
большинства производств и их финансовому
параличу. Останавливаться вынуждены
даже крупнейшие предприятия Типа АО «Дальзавод»
(Владивосток). Между районами Дальнего
Востока идет настоящая необъявленная
война за энергоресурсы.7 Так, нефтепродукты, идущие
из Сибири на Камчатку, изымаются в портах
Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано
76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой.
Подобные истории в регионе не редкость.
Так, уголь на Сахалин доставляется под
охраной, иначе составы с топливом конфискует
Хабаровский Край. В настоящее время основным
внешнеэкономическим партнером на Дальнем
Востоке является Япония. С этой страной
был подписан ряд долгосрочных соглашений
компенсационного плана по освоению в
этом регионе лесных ресурсов, развитию
лесоперерабатывающих производств, производству
целлюлозы и бумаги, развитию угольной
промышленности, транспортному строительству,
расширению портового хозяйства. Благодаря
этим и другим соглашениям ускорилось
вовлечение в хозяйственный оборот всех
этих природных ресурсов, удалось создать
новые экспортные базы в этом удаленном
от основных развитых районов и центров
регионе, усилить его транспортную оснащенность.
При помощи японских кредитов, например,
освоены угольные месторождения Южной
Якутии (Нерюнгри), построена железная
дорога БАМ - Тында - Беркакит, в порту Ванино
сооружены специальные причалы по перегрузке
угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных
кредитов Япония получает лес, технологическую
щепу, якутские угли. Рассматриваются
вопросы разработки шельфовых залежей
нефти и газа Сахалина с участием иностранных
фирм.8
Освоение Сахалинского шельфа
является наиболее крупным проектом межрегионального
значения для всего Дальнего Востока.
С вводом в эксплуатацию новых месторождений
предполагается довести к 2005 году объем
добычи нефти до 20 млн. т., газа - до 18,9 млрд.
куб. м. Реализация проекта связана не
только с развитием нефтегазодобычи, но
и предполагает широкий комплекс работ
по развитию социальной и промышленной
инфраструктуры, что потребует привлечения
дополнительных финансовых средств, строительных
ресурсов и т.д. Средств не только зарубежных,
но и российских, прежде всего дальневосточных,
фирм и компаний. Уже сейчас просматривается
возможность сотрудничества с Хабаровским
краем, в частности по обеспечению данного
проекта продукцией машиностроения, что
позволит оживить машиностроительную
базу края, находящуюся в критическом
состоянии из-за потери рынков сбыта внутри
страны. На Дальнем Востоке развита чёрная
и цветная металлургия, машиностроение
и металлообработка, судостроение и судоремонт,
нефтепереработка. Также достаточно развиты
лесная и деревообрабатывающая, текстильная,
пищевая и рыбная промышленность.9
Важнейшей особенностью экономико-географического
положения Дальневосточного экономического
района является большая удалённость
от основного экономического потенциала
России. Район расположен на восточной
окраине страны, его отделяют не только
от Москвы, но даже от индустриальных центров
Сибири расстояния, измеряемые многими
тысячами километров. И по-прежнему единственным
сухопутным путём остаётся Транссибирская
магистраль, по которой расстояние от
Москвы до Владивостока более 9300 километров,
что составляет примерно неделю езды на
скором поезде. Широкий выход к Тихому
и Ледовитому океану, пересечение морских
путей в страны Тихоокеанского бассейна
позволяют интенсифицировать внешнюю
торговлю и участвовать в международном
разделении труда. В межрайонном разделении
труда Дальний Восток выделяется слюды,
добычей рыбы и морепродуктов, лесной
и целлюлозно-бумажной промышленностью,
судоремонтом и пушным промыслом, производством
руд цветных металлов, алмазов, слюды,
добычей рыбы и морепродуктов, лесной
и целлюлозно-бумажной промышленностью,
судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном
производстве Дальневосточный район специализируется
на выращивании сои и оленеводстве. Все
отрасли рыночной специализации основаны
на использовании местных природных богатств.
Дальний Восток играет важную роль в морских
и внешнеторговых связях России. На экспорт
Дальний Восток поставляет каменный уголь,
лес, пушнину, рыбу и т. д. Очень большое
значение для экономики района имеют моря
Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское.
Замерзая на сравнительно короткий период,
они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое
и транспортное значение. Здесь сконцентрированы
крупнейшие в мире запасы лососевых рыб:
кета, нерпа, чавыча, обитают тюлени, моржи,
котики.