Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:44, реферат
В качестве выводов, основанных на этих работах, автор определил отсутствие
понятия менеджмент, как профессии: менеджеры не осознают, что выполняют набор
функций менеджера. Друкер также выделил 3 основополагающие функции менеджера:
1) управление бизнесом;
2) управление менеджерами;
3) управление работниками.
специализированные знания сами по себе ничего не производят. Они могут быть
продуктивными только в том случае, если интегрированы в задачу. И именно
поэтому общество знаний является также обществом организаций, поскольку цель и
функция любой организации, как связанной с бизнесом, так и не связанной с ним,
- это интеграция специализированных знаний в общую задачу.
Согласно данной концепции появляется новый тип работника – работник,
обладающий знанием (knowledge worker). Друкер выделяет две категории
работников: управленцы и специалисты (менеджеры определенного уровня,
консультанты, программисты, пользователи программного обеспечения и т.п.).
Пользователи и программисты могут работать как самостоятельно, так и в
компании. Основное отличие их деятельности в том, что они создают продукт
собственными средствами, не используя средства компании. Возникает
справедливый вопрос: как управлять такими работниками? Отвечая на этот
вопрос, Друкер рассмотрел три типа команд:
1) парный теннис, характеризующийся высокой взаимозависимостью
партнеров, необходимостью увязки их сильных и слабых сторон и отсутствием
свободы;
2)
бейсбол, где место и функции
каждого игрока строго
четко сформулированы;
3)
американский футбол со
ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять различные
функции.
Автор считает, что структуру и тип работы большинства организаций можно
сопоставить с той или иной категорией спортивных команд и выбрать
соответствующий стиль работы с персоналом.
Друкер также отмечает, что динамика знаний четко предписывает менеджерам, что
каждая организация должна строить управление изменениями по своей собственной
системе, близкой именно этой организации.10 С одной стороны, это
означает, что каждая организация должна быть готова к отказу от всего, что она
делает. Менеджеры должны учиться через определенное количество времени
относительно каждого процесса, каждого продукта, каждой процедуры и политики
периодически задаваться вопросом: «Если мы этого уже не делаем, следует ли это
делать, зная то, что мы сейчас знаем?» Если на этот вопрос будет отрицательный
ответ, должен возникнуть следующий вопрос: «Так что же нам делать сейчас?» И
организация должна что-то предпринимать именно для разрешения этой проблемы, а
не призывать к проведению другого исследования. Организация должна уметь
отказываться от какой-либо неперспективной и невыгодной деятельности, а не
стараться пролонгировать жизнь какому-то успешному на сегодня продукту
производства. Иногда подобная стратегия приносить большую выгоду, чем
последняя.
С другой стороны, святой долг каждой организации посвятить себя созданию чего-то
нового. Для данной идеи характерно утверждение того, что каждое управление в
ходе своей деятельности должно использовать три основных принципа. Во-первых,
процесс, названный японцами кайзен (kaizen), который
предполагает продолжение усовершенствования продукта компании. Цель кайзена
таким
образом усовершенствовать
они смогли стать действительно отличным (от «отличаться») продуктом или
услугой.
Во-вторых, каждая организация должна учиться использовать свои знания для
развития собственного успеха и дальнейшего его применения, а не только
почивать на лаврах.
И в-третьих, каждая организация должна учиться инновационной деятельности как
систематическому процессу. Без учитывания этих трех принципов основанная на
знании организация очень скоро изживет себя, потеряв производительную
способность и вместе с ней возможность привлекать и удерживать
профессиональных работников, обладающих специализированными знаниями, от
которых
производительность и зависит.
ТЕОРИЯ
БИЗНЕСА (THE THEORY OF THE BUSINESS)
Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории
бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с
известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причины кризисов
крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал
соответствующие выводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата
понимания своего рынка, а для «ИБМ» – своего продукта, то есть компании не
смогли адаптировать свою теорию бизнеса к современным условиям.
Главной же разработкой Друкера стали три элемента, из которых состоит теория
бизнеса. Первый элемент – представление об окружающей среде организации:
общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй –
представление о специфической (особой) миссии организации. Третий элемент –
представление о ключевых возможностях компании или стержневая
компетенция (core competencies) – совокупность возможностей,
определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии
организации.
Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты.11 Обычно на
выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы
интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха
организация должна работать на износ и развиваться по своему собственному пути.
Чтобы теория бизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента.
12
1. Представления об окружающей среде, миссии организации и стержневой
компетенции
должны соответствовать
учитывать изменения, происходящие в обществе, его структуре, а соответственно
в потребностях и возможностях потребителей, и уже, исходя из этого, каким-то
образом развивать и изменять свой бизнес.
2.
Представления об этих трех
элементах должны
другу. Возможно, это было самой сильной стороной «Дженерал Моторс»,
определяющей доминирующее положении компании в течение десятилетий. В
компании
было замечательное сочетание
процессе производства. В середине 20-х годов компания решила, что ей также
необходимы совершенно новые, неизвестные до сих пор ключевые возможности:
финансовый контроль производственного процесса и теория распределения
капитала. В результате появились современный учет издержек и первый
рациональный
процесс распределения
3.
Все сотрудники организации
Это просто осуществить на начальном этапе деятельности организации. Однако с
постепенным ее становлением и приходом к успеху все больше и больше проявляется
тенденция считать теорию бизнеса чем-то само собой разумеющимся. Затем в работе
организации появляется некая небрежность, она начинает «срезать углы». Компания
начинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь не то, что является
правильным. Она перестает задумываться, задаваться вопросами. Она помнит
ответы, но забывает задавать вопросы. Теория бизнеса становится
культурой. Однако культура не является заменой дисциплины, а теория
бизнеса – это прежде всего дисциплина.
4.
Теория бизнеса должна
камне. Она состоит из предположений о вещах, находящихся в постоянной
динамике, движении – общество, рынки, потребители, технологии. Таким образом,
сама
теория бизнеса должна предполагать
возможность ее изменения.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу под названием «Эффективный управляющий»
(«The Effective Executive»). Интересно то, что в этой работе ученый выступил не
только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные
советы. Автор пишет, что эффективности нельзя научить, но можно и нужно
научиться самому. Он говорит, что управляющие, которые не в состоянии направить
свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять
своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, не знающие, как эффективно
организовать собственный трудовой процесс, показывают дурной пример для
окружающих.13
Для того, чтобы эффективно работать, еще недостаточно быть трудолюбивым,
хорошо информированным или обладать высокими интеллектуальными
способностями. Эффективность – это нечто самостоятельное и особенное. Однако
для того, чтобы быть эффективным, совсем не обязательно иметь особые
способности, склонности или приобретенные навыки. Эффективность управляющего
выражается в его способности выполнять определенные – достаточно простые –
задачи. Эффективность слагается из нескольких практических компонентов,
рассмотренных автором в этой работе.
Друкер выделяет пять основных элементов для повышения эффективности труда
работника управления.
Во-первых, эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое
Информация о работе П. Ф. Друкер и его вклад в развитие менеджмента