Введение
Государственная
система предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)
объединяет усилия федеральных и региональных
органов исполнительной власти, а также
силы и средства предупреждения и ликвидации
ЧС. В настоящее время во всех субъектах
Российской Федерации созданы ее территориальные
подсистемы и подразделения, а в министерствах
и ведомствах ведомственные подсистемы
и подразделения. Основные силы и средства
РСЧС составляют части и подразделения
МЧС России. Система МЧС России постоянно
развивается и совершенствуется, а управление
подразделениями МЧС является относительно
новым для России видом деятельности.
Это диктует необходимость отдельного
научного исследования при обосновании
подходов к планированию и управлению
подразделениями.
К настоящему
времени накоплен значительный опыт
в решении задач и процессов планирования
работы отдельных элементов и подсистем
для сложных организационно-технических
комплексов в различных отраслях народного
хозяйства и в оборонной промышленности.
Наряду с исследованиями, посвященным
вопросам разработки методологических
и методических основ управления объектами
в различных условиях обстановки на практике
(для отдельных систем) осуществлялась
разработка и исследование конкретных
моделей, методов, алгоритмов и программ
планирования работы элементов и средств
АСУ, создание соответствующего специального
математического обеспечения (СМО) планирования
работы комплексов и подсистем АСУ.
Анализ
показывает, что при определении
подходов к управлению подразделениями
МЧС необходимо учитывать основную
особенность системы управления – ее
функционирование в условиях чрезвычайных
ситуаций.
Однако
следует отметить, что на данный
момент в подразделениях МЧС отсутствует математическая постановка
решения задач планирования и управления
ресурсами в условиях чрезвычайных ситуаций,
а также не разработана методология автоматизированного
решения вопросов реструктуризации и
имитационного моделирования.
Известно,
что наибольший эффект при автоматизации
процессов планирования может быть
достигнут только при комплексном
планировании использования подразделений
МЧС в условиях чрезвычайных ситуаций,
когда проводится совместное планирование
процесса выполнения целевых и технологических
операций, распределение ресурсов ИС
ОУП. При таком планировании появляется
возможность осуществить непосредственную
взаимосвязь результатов целевого
использования подразделений с
вариантами функционирования элементов
и подсистем ИС ОУП, произвести оценку
их взаимного влияния друг на друга.
Цель учебной практики
состоит в анализе:
- численного, возрастного, образовательного
и профессионального состава сотрудников
управления федеральной поддержки территорий
(УФПТ) МЧС РФ;
- морально-психологического
климата УФПТ МЧС РФ;
- мотивации профессиональной
деятельности и оплаты труда сотрудников
УФПТ РФ;
- проблем некомпетентности
управления персоналом,
Также
в процессе прохождения практики
необходимо ознакомиться с историй существования
министерства, его законодательной базой,
организационной структурой УФПТ и тому
подобными вопросами.
Объектом
исследования являются: система управления
МЧС России, законодательная основа министерства,
кадровая составляющая УФПТ.
В работе
использовались статистические методы
и модели, а также анкетирование как метод
исследования.
Теоретическая часть
История МЧС России
История МЧС России берет свое
начало с 1990 г., так 27 декабря было принято
постановление Совета Министров РСФСР
№ 606 «Об образовании Российского корпуса
спасателей на правах Государственного
комитета РСФСР».
Наиболее значимыми датами
в истории министерства являются:
В 1995 г. Указом Президента
Российской Федерации 27 декабря
было объявлено Днем спасателя
Российской Федерации. Весной и осенью
1991 г. - состоялись первые съезды Российского
корпуса спасателей, который вскоре был
преобразован в Ассоциацию спасательных
формирований России.
17 апреля 1991 г. - постановлением
Совета Министров РСФСР № 207 заместитель
председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу
был назначен председателем Российского
корпуса спасателей.
19 ноября 1991 года, на базе Государственного
комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям
и Штаба гражданской обороны РСФСР был
образован Государственный комитет по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года, Государственный комитет по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован
в Государственный комитет Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. В него
были включены контрольно-спасательные
пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные
службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.
10 января 1994 года, Государственный комитет Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий был преобразован
в Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности
и в настоящее время.
В 1995 г. Указом Президента Российской
Федерации 27 декабря было объявлено Днем
спасателя Российской Федерации. Весной
и осенью 1991 г. - состоялись первые съезды
Российского корпуса спасателей, который
вскоре был преобразован в Ассоциацию
спасательных формирований России.
Январь 2002 года, 278 тысяч сотрудников
Государственной противопожарной службы
вошли в состав МЧС, имевшее до этого численность
70 тысяч сотрудников
Из истории МЧС видно, что
хоть данное министерство является одним
из наиболее молодых органов РФ и общий
срок его существования составляет 22 года,
но у него есть и свои значимые даты.
- Законодательная база МЧС России, основные задачи и функции УФПТ МЧС России.
В настоящее время нормативно-правовая
база, регламентирующая различные направления
деятельности МЧС, составляет более 60
законодательных актов, свыше 120 постановлений
Правительства Российской Федерации,
а также около 350 ведомственных приказов,
положений и инструкций.
В числе важнейших из указанных
актов правового регулирования
Федеральный закон от 21 декабря
1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера» и постановление
Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций» и определяет
принципы построения, состав сил и средств
функциональной подсистемы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
– РСЧС) Федеральных структур.
Наряду с этим в субъектах
РФ принято 59 законов и более 940 нормативно-правовых
актов, регламентирующих деятельность
РСЧС. Последнее достаточно показательно,
поскольку речь идет о региональном уровне
обеспечения национальной безопасности.
Сегодня необходимо определить приоритеты
и перспективы законодательного обеспечения
национальной безопасности, усовершенствовать
систему экспертных оценок принимаемых
нормативных правовых актов на предмет
их соответствия стратегическим интересам
и возможностям адекватного реагирования
на угрозы по отношению к нашей стране.
В современной России опасные природные
явления по числу вызванных ими природных
чрезвычайных ситуаций за последние 15
лет распределены следующим образом: наводнения
(36%), ураганные ветры и смерчи (20%), сильные
или особо длительные дожди (15%), землетрясения
(10%), сильные снегопады и метели (8%), оползни,
обвалы (4%), цунами, лавины, сели, морозы,
гололед, карст, провалы (менее чем по 2%).
В числе первоочередных мер
государственной политики обеспечения
регионального уровня национальной
безопасности средствами МЧС должны
находиться:
- разработка и реализация правовых, научно-технических и экономических норм, связанных с повышением устойчивости функционирования организаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
- прогнозирование и оценка возможных аварийных ситуаций на объектах строительного комплекса, а также выработка конкретных мер по их предупреждению.
В настоящее время Российская
система предупреждений и действий
в чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет
органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления
и организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территории от ЧС. В качестве основных
задач РСЧС рассматриваются следующие:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов в чрезвычайной ситуации;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий при ЧС;
- подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;
- создание резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при ЧС;
- ликвидация или локализация последствий ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС и непосредственно лиц, участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.
Ознакомившись
с основными задачами РСЧС целесообразно
рассмотреть основные задачи УФПТ МЧС как структурного
подразделения РСЧС. К четырем основным
задачам данного управления относятся:
- Реализация государственной политики в области федеральной поддержки населения и территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Выработка и реализация государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
- Подготовка и представление в установленном порядке проектов нормативных правовых актов по вопросам оказания федеральной поддержки населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Участие в деятельности по координации и нормативному регулированию организации реагирования при чрезвычайных ситуациях регионального, межрегионального и федерального уровней.
Управление в
соответствии с возложенными на него
задачами осуществляет следующие функции:
- разрабатывает предложения по формированию основ государственной политики в области федеральной поддержки населения и территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
- разрабатывает предложения по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями;
- разрабатывает бюллетень о создании, наличии, использовании и восполнении резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организует его издание и рассылку;
- разрабатывает предложения по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва Министра на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывает методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывает в установленном порядке требования к разработке и согласованию документов нормативного и технического регулирования по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- разрабатывает предложения в проекты нормативных правовых актов, касающихся планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- разрабатывает предложения по подготовке и оснащению аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ), предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и проведению с ними учений;
- организует согласование в установленном порядке предложений по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями;
- организует согласование в установленном порядке предложений по выпуску государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
- организует запросы в Росрезерв и выпуск материальных ценностей из государственного резерва, их получение с комбинатов и пунктов ответственного хранения Росрезерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- организует работу по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва Министра;
- организует контроль за планированием и выполнением территориальными органами МЧС России мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организует выполнение территориальными органами МЧС России мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- осуществляет методическое руководство по оформлению документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также по вопросам выпуска государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями;
- осуществляет подготовку предложений на запросы членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, других судебных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан Российской Федерации по вопросам оказания финансовой помощи за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выпуска государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
- осуществляет сбор, учет, обработку, анализ и рассмотрение информации по вопросам создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещению вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, о выделении государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями;
- осуществляет планирование мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов, созданием и оснащением соответствующих АСФ;
- осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществляет проверки в установленном порядке в составе комиссий МЧС России по вопросам создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;
- осуществляет методическое руководство по организации планирования мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет проверки состояния работы с резервом Министра в местах его размещения;
- осуществляет контроль за соответствием поставляемой для формирования и восполнения резерва Министра продукции требованиям, заявленным Управлением;
- осуществляет подготовку предложений по выпуску из государственного резерва и резерва Министра материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- осуществляет контроль за своевременным получением и вывозом грузов гуманитарной помощи с комбинатов Росрезерва и мест хранения резерва Министра к местам погрузки или временного хранения;
- осуществляет подготовку предложений в сметы расходов, связанных с выпуском материальных ценностей из государственного резерва и резерва Министра для ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- осуществляет передачу при необходимости гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств (по номенклатуре ресурсов государственного резерва и резерва Министра);
- осуществляет организационно-методическое руководство и планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
- осуществляет анализ предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам планирования, организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;
- осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;
- осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Управление.