Осообенности использования СМИ в политической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: раскрыть роль средств массовой информации как инструмента политической PR-деятельности, оценить эффективность средств массовой информации как инструмента политического PR.
Чтобы раскрыть роль средств массовой информации, как инструмента политической PR-деятельности, то есть выполнить цель работы необходимо определить, что же такое политический PR. Политический PR представляет собой процесс управления информацией для достижения определённых целей. Данный процесс имеет 3 этапа.

Оглавление

Введение 2
1. Особенности использования СМИ в политической PR - деятельности 4
1.1. Принципы работы со СМИ 5
1.2. Правила отбора материалов в СМИ 9
2. Особенности российских СМИ для политического PR 11
Заключение 14
Литература 16

Файлы: 1 файл

62,Особенности использования СМИ в политической PR - деятельности,СибАГС.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     В медиакит входят: пресс-релиз, историческая справка, биография, факт-лист, вопросы  и ответы и т.п.

     В медиаките должен содержаться основной материал по проблеме, которой посвящено  мероприятие. Этот материал должен освещать все точки зрения по проблеме, но в тоже время он должен быть точным и, по возможности, кратким. 

1.2. Правила отбора материалов в СМИ

 

     Один  из важнейших каналов политического  влияния СМК — определение  тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности Выбор политических тем и требований осуществляется ими не только в зависимости от пристрастий и интересов их владельцев и руководителей, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе, в котором внимание публики — главный критерий успеха СМК и условие выживания большинства из них.

     Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа при выборе тем своих  публикаций и передач обычно руководствуются рядом следующих общих принципов:

     — приоритетностью (действительной или мнимой) и привлекательностью темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т. п.;

     — неординарностью фактов. Это означает, что кризисные и другие экстремальные события: голод, войны, необычайно жестокие преступления и так далее доминируют над явлениями повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсационным фактам;

     — новизной фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т. д.;

     — политическим успехом. Согласно этому принципу, в передачи и статьи в первую очередь попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе;

     — высоким общественным статусом действующих лиц. Чем выше, статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, министры обороны, первосвященники и т. д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

 

2. Особенности российских СМИ для политического PR

 

     В России положение СМИ имеет некоторые  особенности. Нынешний потенциал воздействия  СМИ на массовое политическое сознание (общественное мнение) очень мощен.

     Рассматривая  политическую составляющую российского медиа-рынка (отношения между властными структурами и другими субъектами политики, с одной стороны, и средствами массовой информации - с другой), можно сказать, что отличительной чертой этих отношений, сложившихся на политическом рынке России в последнее время, можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях, ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества.

     Поэтому вполне закономерен тот факт, что  важнейшей тенденцией стало возникновение мощных информационных структур, впоследствии названных "медиа-империями". Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в руках российских олигархов. Велики и государственные медиа-холдинги. К ним относятся ВГТРК (телевизионный канал "Культура", "Радио России", "Радио Маяк", "Радио-1", 98 региональных теле- и радиостанций, "РИА-Вести"), 51% ОРТ, "Интерфакс" (это формально независимое агентство фактически управляется заместителем главы президентской администрации), ОТИК (информационный канал), "Российская газета" и ИТАР-ТАСС.

     Среди медиа-компаний, имеющих возможность  самостоятельно определять информационную политику благодаря финансовому  успеху и стабильности, - "Совершенно секретно", "Аргументы и Факты", "Московский комсомолец", "Коммерсант", "Экономическая газета", "Московские новости". Все они начали с выпуска газет и затем распространились в смежные сферы, включая телевидение и издательское дело.

     Существует  довольно обширный набор приемов  воздействия, основанных на психологии восприятия человека.

     Метод фрагментации состоит в подаче информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически  невозможно. Максимальным выражением метода фрагментации служит прием “Белый шум” – снижение восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку. “Шум” может создаваться обилием разноречивых комментариев, обилием противоречивых мнений, не опирающихся на какие-либо точные и проверяемые факты. “Шум” может создаваться через оснащение фактов сложными теоретическими выкладками, заумными комментариями.

     Метод “ограниченного совпадения точек зрения”  заключается в том, что точка  зрения, целиком поддерживаемая общественным мнением, не атакуется, даже если она не устраивает манипуляторов – работа ведется исподволь. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно “конвертируются” до приемлемых.

     Метод отвлечения или “копченая селедка” (red herring). Чтобы сбить собаку со следа, достаточно протащить через след копченую селедку – отсюда и термин. Применяется для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но невыгодной для фигуранта информации с помощью другой информации, поданной в максимально сенсационной форме. Создается отвлекающая эмоциональная доминанта.

     Метод исторических аналогий хорош, во-первых, интеллектуальностью (пропагандист льстит эрудированности аудитории: “Ведь  вы помните...”), а во-вторых, тем, что  в истории можно откопать почти  любой необходимый пример. Метод  исторических аналогий, к тому же, в немалой степени помогает в конструировании метафор, программирующих объект воздействия.

     Метод “забрасывания грязью” заключается  в подборе таких эпитетов и  такой терминологии, которые дают предмету разговора жестко негативную этическую оценку. Этот метод причисляется к самым грубым пропагандистским приемам.3

     Метод семантического манипулирования. Суть его состоит в тщательном отборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом  влияющих на восприятие информации (наш человек – разведчик, их – шпион. Мы – освободители, они – оккупанты. Мы – борцы за независимость, они – боевики. У нас – войска, у них – незаконные вооруженные бандформирования).

     Использование слухов. Многие люди придают больше значения новости, сообщенной шепотом, чем новости, объявленной открыто. Человек, получивший такую новость, хотя бы и из СМИ, но поданную с заговорщическим видом, считает, что он стал обладателем уникальной новости, и сам этот факт способствует его самоутверждению. А в целом это ведет к закреплению в памяти этого сообщения. СМИ, сообщая “новость шепотом”, достигает эффективности в подаче информации, с одной стороны, и в то же время снимает с себя ответственность за достоверность информации. Сама подача новости в виде: “Слух о том, что такой-то государственный деятель – вор, не подтвердился” – способствует тому, чтобы в массовом сознании отложилось нечто обратное. По принципу: раз слухи есть, значит неспроста. 

 
 

 

Заключение

 

     Информационная  функция является, пожалуй, важнейшей  функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

     Образовательная функция проявляется в сообщении  гражданам знаний, позволяющих адекватно  оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в  течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

     Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, т.е. усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

     Функцию критики в политической системе  осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного  и иного контроля. Однако критика  СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

     Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в  отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

     СМИ не только критикуют недостатки в  политике и обществе, но и выполняют  конструктивную функцию артикуляции  различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

     Круг  политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют такие функции СМИ, как инновационную, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативную - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; в качестве еще одной немаловажной функции выделяют формирование общественного мнения.

     Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению.  

 

Литература

 
  1. Алешина И.   "Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов", Москва, 2003.
  2. Блэк С. "Введение в паблик рилейшнз", Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Катлип С.М. "Паблик рилейшнз: Теория и практика", Москва, 2000.
  4. Лукашев А.В. "Черный" PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера", Санкт-Петербург, 2004.
  5. Хенслоу Ф. "Практическое руководство по Паблик Рилейшнз", Санкт-Петербург, 2003.
  6. Чумиков А.Н. "Связи с общественностью",  Москва, 2001.

Информация о работе Осообенности использования СМИ в политической деятельности