Особенности японской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Признаки японского управления……………………………………..4

Менеджмент и модели………………………………………………...6

Описание японской модели менеджмента…………………………...7

Сравнение с Англо-Американской моделью……………………….14
Сравнение с Немецкой моделью…………………………………….21

Система управления производством на примере компании
Toyota ………………………………………………………………...26
Основные принципы и структура системы…………………………26

Производство по принципу «точно вовремя»……………………....28
Система «канбан»…………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………....30
Список использованной литературы………………………………..33

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     Основное  отличие немецкой системы финансовой отчетности состоит в том, что  немецким корпорациям разрешается иметь значительную нераспределенную прибыль, что позволяет корпорациям занижать свою стоимость.

     Действия  корпорации, требующие одобрения  акционеров, – это распределение  чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация решений Правления и наблюдательного совета за прошедший финансовый год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов.

     Утверждение решений исполнительного совета (Правления) и Наблюдательного совета по существу означает "печать одобрения" или "вотум доверия". Если акционеры хотят предпринять какие-либо юридические акции против отдельных членов или против Совета в целом, они откажутся от ратификации решений совета за прошедший год.

     В отличие от японской моделей акционеры  не имеют права изменять численность или состав Наблюдательного совета. Размер и состав совета устанавливаются законом.

     Другими действиями, также требующими одобрения акционеров, являются: решение об осуществлении затрат (что автоматически признает преимущественные права, если только не отклоняется акционерами), сотрудничество с филиалами, поправки и изменения к Уставу (например, изменение утвержденного вида деятельности), повышение верхнего предела вознаграждения членам Наблюдательного совета. Внеочередные действия, требующие одобрения акционеров – это слияние, покупка контрольного пакета акций и реорганизация.

     В Германии предложения акционеров – это обычное дело. После оглашения повестки дня ежегодного общего собрания акционеры могут подать в письменной форме предложения двух типов: контрпредложение, т.е. противоречащее предложению Правления и/или Наблюдательного совета, включенному в повестку дня. Оно может касаться увеличения или уменьшения размера дивидендов или например, представлять альтернативную кандидатуру в Наблюдательный совет. Предложение акционеров может содержать дополнение к повестке дня. Примеры предложений акционеров: альтернативные кандидатуры в Наблюдательный совет, проведение специального расследования или проверки, требование отменить ограничения на право голосования, рекомендации по изменению структуры капитала.

     Если  эти предложения удовлетворяют  всем установленным требованиям, корпорация должна объявить о них и известить акционеров до начала собрания.

     Существующая  в Германии законодательная база учитывает интересы служащих, корпораций, банков и акционеров. О многогранной роли банков уже говорилось ранее. В  целом система ориентирована на ключевых участников. Но, несмотря на это, немало внимания уделяется и мелким акционерам, например, допускаются вышеупомянутые предложения акционеров.

     Однако, существуют определенные препятствия  на пути участия акционеров в управлении, а именно в части полномочий банков как депозитариев и голосующих членов.

     Большинство немецких акций – это акции на предъявителя (они не регистрируются). Корпорации, выпускающие такие акции, должны объявлять о ежегодных общих собраниях в государственных изданиях и направлять свои годовые отчеты и повестку дня в банк-депозитарий, который в свою очередь направляет эти материалы тем акционерам, которые в них заинтересованы. Такая процедура часто осложняет получение материалов иностранными акционерами.

     В Германии большинство акционеров покупают акции через банк, и банки, будучи депозитариями, имеют право голосовать на собраниях. Процесс состоит в следующем: акционер дает банку доверенность, по которой банк имеет право голосовать в течение установленного срока – до 15 месяцев. Корпорация высылает повестку дня и годовой отчет в банк-депозитарий. Банк передает акционеру эти материалы, а также свои рекомендации по голосованию. В случае, если акционер не дает банку специальных инструкций по голосованию, банк вправе голосовать по своему усмотрению. Это ведет к потенциальному конфликту интересов между банком и акционером. Это также приводит к усилению банковского влияния при голосовании, поскольку не все акционеры дают банкам инструкции по голосованию, и банки голосуют по своему усмотрению. Но, поскольку число индивидуальных акционеров в Германии невелико, это не представляет особой проблемы, хотя, с другой стороны, это отражает "пробанковсвкую" и "антиакционерную" сторону системы.

     Кроме того, узаконенные ограничения права  голоса и невозможность голосования  по почте также препятствуют участию  акционеров в делах корпорации. Как уже упоминалось, акционеру нужно либо присутствовать на собрании лично, либо быть представленным своим банком-депозитарием.

     Несмотря  на эти препятствия, мелкие акционеры  не исключаются из процесса и на собраниях часто вносят свои предложения против управляющих каждый год. В Австрии мелкие акционеры не столь активны. Может быть, потому, что австрийское правительство прямо или косвенно является крупным акционером в большинстве корпораций. 

    Система управления производством  на примере компании Toyota

       Система управления производством  фирмы «TOYOTA» была разработана  и усовершенствована «TOYOTA Мотор  Корпорейшн» и после 1973 г. была  принята многими другими японскими  компаниями. Основной целью системы  является снижение издержек. Она  помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством «TOYOTA» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы.

       Не будет преувеличением сказать,  что это новая революционная  система управления производством.  Она основана на системе Ф.  Тейлора (научное управление производством) и системе Г. Форда (поточное конвейерное производство).

    Основные  принципы и структура  системы

       Система управления производством  «TOYOTA» привлекательна тем, что,  ставя целью снижение издержек  производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве.

       Реализация этой концепции позволяет  ликвидировать ставшие ненужными  промежуточные узлы и готовые  изделия.

       Хотя снижение издержек производства является наиболее важной задачей на «TOYOTA», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

       1) оперативное регулирование объема  и номенклатуры производства, что  помогает системе приспосабливаться  к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и номенклатуре спроса;

       2) обеспечение качества, что позволяет  организовать снабжение каждой  последующей операции деталями  высшего качества со стороны  смежников;

       3) активизация работников, которая  должна осуществляться, коль скоро система использует трудовые ресурсы на пути к главной цели.

       Эти три подзадачи не могут  быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся  в снижении издержек производства, недостижима без решения подзадач, и наоборот.

       Перед подробным рассмотрением  структуры системы «TOYOTA» был  бы полезен общий взгляд на  систему. Здесь изображены блок  результатов (издержки, качество, навыки  работников) и блок предпосылок.

       Непрерывность потока продукции,  адаптация к изменениям спроса по количеству и номенклатуре продукции достигаются с помощью двух основных принципов: «точно вовремя» и автономизации. Эти два принципа являются столпами системы «TOYOTA». «Точно вовремя» в целом означает производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время. Автономизация может быть упрощенно обозначена как самостоятельный контроль работника за браком. Она поддерживает точную поставку продукции тем, что исключает возможность поступления дефектных деталей предшествующего производственного процесса на последующий и предотвращает сбои.

    Два других принципа заключаются в гибкости использования рабочей силы, что  означает изменение численности  рабочих в зависимости от колебаний  спроса, развитие творческого мышления и внедрение конструктивных идей. Использование предложений служащих даст значительную экономию.

       Для реализации этих четырех  принципов «TOYOTA» разработала  следующие методы:

    1. Система  «канбан» для обеспечения производства  по принципу «точно вовремя».

    2. Метод  бесперебойного производства для приспособления к изменениям спроса.

    3. Сокращение  времени переналадки оборудования  для сокращения общего времени  производства.

    4. Нормирование  работ для обеспечения сбалансированности  производственных операций.

    5. Схема  размещения производственного оборудования и использования рабочих, владеющих несколькими профессиями, для проведения принципа гибкости.

    6. Рационализаторская  деятельность кружков качества  и система поощрения предложений  для сокращения численности рабочей  силы и повышения трудовой морали.

    7. Система  визуального контроля для обеспечения  принципа автоматического контроля  качества продукции на рабочем  месте.

    8. Система  «функционального управления» для  обеспечения управления качеством  в рамках всей компании и  др.

    Производство  по принципу «точно вовремя»

       Принцип производства необходимых  деталей в необходимых количествах  в нужное время обозначается  термином «точно вовремя» (jush-in-time). Он означает, например, что в процессе  сборки автомобиля необходимые  для этого детали, производящиеся в ходе других процессов, должны поступать к конвейерной линии в необходимое время и в необходимом количестве. Если система «точно вовремя» действует на всей фирме, она позволяет устранить с предприятия становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными также складские запасы и склады. Затраты на содержание запасов уменьшаются, и норма капиталооборота растет.

       Однако нельзя полагаться исключительно  на методы централизованного  планирования, которые определяют  производственные графики сразу  для всех стадий производства. В этих условиях трудно реализовать принцип «точно вовремя» на всех этапах производства. Поэтому в системе «TOYOTA» следят за течением производственного процесса в обратном порядке. Рабочие, выпол няющие определенный процесс, получают необходимые им детали с предшествующего процесса производства в нужное время и в нужном количестве. На предшествующем же процессе должно быть произведено только такое количество продукции, которое необходимо для замещения изъятого количества.

    Тип и количество требуемых изделий заносятся на карточку, называемую «канбан». «Канбан» адресуется рабочим предшествующего производственного участка. В результате многие участки на предприятии оказываются связаны друг с другом напрямую. Эти связи позволяют лучше контролировать необходимое количество выпускаемой продукции.

    Система «канбан»

       Многие называют систему «TOYOTA»  системой «канбан». Такое определение  некорректно. Система «TOYOTA» представляет  собой метод организации производства  продукции, в то время как «канбан» является средством осуществления системы «точно вовремя». Короче говоря, «канбан» является информационной системой, позволяющей оперативно регулировать количество продукции на различных стадиях производства. Без правильного выполнения других условий производственной системы, таких, как рациональная организация производства, нормирование работ, сбалансирование производства и т. д., принцип «точно вовремя» будет трудно реализовать, несмотря на применение системы «канбан».

Информация о работе Особенности японской модели менеджмента