Особенности японской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Признаки японского управления……………………………………..4

Менеджмент и модели………………………………………………...6

Описание японской модели менеджмента…………………………...7

Сравнение с Англо-Американской моделью……………………….14
Сравнение с Немецкой моделью…………………………………….21

Система управления производством на примере компании
Toyota ………………………………………………………………...26
Основные принципы и структура системы…………………………26

Производство по принципу «точно вовремя»……………………....28
Система «канбан»…………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………....30
Список использованной литературы………………………………..33

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

      В отличие от этого ориентация японских компаний на максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе приводит к тому, что аппарат управления компании формируется на принципах, предусматривающих долгосрочное аккумулирование управленческих ресурсов, универсальную подготовку и переподготовку управленческих кадров с их привязкой к данной компании в течение длительного периода времени.

      Различия  в тактических установках, определяющих производственно-сбытовую деятельность, обусловливают некоторые отличия в подходах американских и японских компаний к выбору наиболее приоритетных сфер деятельности и направлений развития. Так, в настоящее время американские компании направляют большую часть ресурсов в такие области, как совершенствование выпускаемых товаров и технологических процессов. В результате такой ориентации большинство средств, выделяемых на научные исследования и разработки, сконцентрированы именно в этих областях, так как такая структура инвестиций обеспечивает кратчайшее время их оборота.

     Японские  компании наибольшую долю средств выделят на проведение фундаментальных исследований и разработок, а также работы по созданию принципиально новых образцов продукции. В результате, хотя в абсолютном выражении период оборота этой части финансовых средств затягивается, изготовление принципиально новых товаров дает возможность японским компаниям выпускать более конкурентоспособную продукцию и тем самым резко увеличивать объем прибыли, например, в конце пятилетнего периода. Анализ ситуации на капиталистических рынках весьма отчетливо показывает преимущества тактики, используемой японскими компаниями в конкурентной борьбе.

      Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера – сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.

      Стиль управления, который преобладает  в японских компаниях, ориентирован, прежде всего, на групповую деятельность. Упор при осуществлении управленческих воздействий делается на включение каждого, в том числе и руководителя, в деятельность группы. При этом создаются условия и принимаются специальные меры по налаживанию горизонтальных связей и механизмов координации как внутри групп, так и между всеми группами в масштабах компании, что значительно уменьшает возможность возникновения конфликтов. Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает человеком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосредственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью.

     Японский управляющий должен не только понимать характер своих подчиненных, но и использовать их психологические особенности для интенсификации труда, не показывая при этом своего превосходства, а наоборот старательно демонстрируя полное (однако, показное) равенство и личную заинтересованность в успехах каждого члена руководимой им группы. Исходя из этого,  основной задачей японского менеджера является способность не заставлять подчиненных эффективно работать, используя методы бюрократического принуждения (приказы, распоряжения и т.п.), а ориентировать их деятельность в нужном направлении с помощью неявных методов воздействия, обеспечивающих добровольную ориентацию на максимальную отдачу их производственного и творческого потенциала. 

Сравнение характеристик японской и американской моделей  менеджмента.

     Японская  модель      Американская  модель
  1. Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
  2. Коллективная ответственность
  3. Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
  4. Общие, неформальные процедуры контроля
  5. Групповые формы контроля
 
  1. Медленная оценка и продвижение
  2. Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
  3. Стиль руководства, ориентированный на группу
  4. Ориентация управляющих на движение гармонии в группе и групповые достижения
  5. Личные, неформальные отношения с подчиненными
  6. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
 
  1. Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
  2. Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (стаж работы, показатели работы группы и т.д.)
     14. Долгосрочная занятость
  1. Индивидуальный процесс принятия решений
  2. Индивидуальная ответственность
  3. Четкая формализованная структура управления
  4. Четкие формализованные процедуры контроля
  5. Индивидуальные контроль со стороны руководства
  6. Быстрая оценка и продвижение
  7. Ориентация процесс отбора на профессиональные навыки и инициативу
  8. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума
  9. Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов
  10. Целевые, формальные рабочие отношения с подчиненными
  11. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах
  12. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов)
  13. Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью
  14. Краткосрочная занятость
 

     Сравнение с Немецкой моделью

     Немецкая  модель используется в немецких и  австрийских корпорациях. Некоторые элементы этой модели присутствуют также в Нидерландах, Скандинавии, Франции и Бельгии.

     Немецкая  модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей. Хотя некоторое  сходство с японской моделью все-таки существует.

     Банки являются долгосрочными акционерами  немецких корпораций и подобно японской модели, представители банков выбираются в Советы директоров. Однако, в отличие от японской модели, где представители банков привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких корпорациях представительство банков в совете постоянно. Три крупнейших универсальных немецких банка (т. е. банки, предоставляющие широкий диапазон услуг) играют основную роль; в некоторых областях страны государственные банки являются ключевыми акционерами.

     Существуют  три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них – это состав совет директоров и права акционеров.

     Во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета), чиновники корпорации (внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров). Эти две палаты абсолютно разделены: никто не может одновременно членом Правления и наблюдательного совета.

     Во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.

     В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконено ограничение  прав акционеров в части голосования, т.е. ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет.

     Большинство немецких корпораций предпочитает банковское финансирование акционерному, поэтому капитализация фондового рынка невелика по сравнению с мощью немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров в Германии низок, что отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления акционерным обществом сдвинута в сторону контактов между ключевыми участниками, а именно, банками и корпорациями.

     Система в какой-то степени является противоречивой в отношении к мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет  им вносить предложения, с другой, позволяет корпорациям налагать ограничения на права голоса.

     Процент иностранных инвесторов достаточно велик по сравнению с Японией: в 1990 г. он составил 19%. Этот фактор постепенно начинает оказывать влияние на немецкую модель, т. к. иностранные инвесторы из стран Европейского Сообщества и других стран начинают защищать свои интересы. Распространение рынка капитала заставляет немецкие корпорации пересматривать свою политику. Когда корпорация Daimler-Benz AG решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже в 1993 г., она была вынуждена принять существующие общие стандарты финансовой отчетности США которые так же используются и в Японии. Эти стандарты обеспечивают большую открытость по сравнению с немецкими. Так, Daimler-Benz AG вынуждена была отчитываться о крупных убытках, которые можно было бы скрыть, применяя немецкие принципы бухгалтерского учета.

     Немецкие  банки и в меньшей степени  немецкие корпорации являются ключевыми  участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, описанной ранее, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров.

     В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь  долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институциональными инвесторами.

     Включение представителей рабочих (служащих) в  состав наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской.

     Двухпалатное  правление – уникальная черта немецкой модели. Немецкие корпорации управляются наблюдательным советом и Правлением. Наблюдательный совет назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации Правлению. Наблюдательный совет обычно проводит совещания раз в месяц. В Уставе корпорации оговариваются документы, требующие утверждения на наблюдательном совете. Правление несет ответственность за ежедневное руководство корпорацией.

     Правление состоит исключительно из сотрудников  корпорации. В наблюдательный совет входят только представители рабочих (служащих) и представители акционеров.

     Состав  и численность наблюдательного  совета определяются Законами о промышленной демократии и о равноправии служащих; эти законы определяют также количество представителей, выбранных рабочими (служащими) и количество представителей, выбранных акционерами.

     Численность наблюдательного совета устанавливается  законом. В небольших корпорациях (численностью менее 500) акционеры избирают весь Наблюдательный совет. В средних корпорациях (размер корпорации зависит от размера фондов и средств и количества сотрудников) сотрудники избирают одну треть наблюдательного совета, состоящего из 9 чел. В больших корпорациях сотрудники избирают половину наблюдательного совета, состоящего из 20 чел.

     Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия немецкой модели от японской:

     1. Численность наблюдательного совета  устанавливается законом и не  подлежит изменению.

     2. В наблюдательный совет входят  представители рабочих (служащих) корпорации.

     Тот факт, что в наблюдательный совет  не входят "инсайдеры" совсем не означает, что в него входят только "аутсайдеры". Членами наблюдательного совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и корпораций, т. е. крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их "аффилированными аутсайдерами".

     В Германии существуют сильные федеральные  традиции. Федеральные и местные (земельные) законы оказывают влияние  на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также перечисленные выше законы о составе наблюдательных советов. Однако, регулирование деятельности бирж является прерогативой местной власти. Федеральное агентство по ценным бумагам было создано в 1995 г. Оно и дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.

     В Германии разработаны достаточно строгие  правила раскрытия информации, но менее жесткие, чем в Японии. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую (каждое полугодие), данные о структуре капитала, ограниченную информацию о каждом кандидате в наблюдательный совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности), совокупную информацию о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; информацию о возможном слиянии или реорганизации; предлагаемые поправки к Уставу; а также имена лиц или название корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

Информация о работе Особенности японской модели менеджмента