Особенности управления персоналом туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Роль человеческого фактора в индустрии туризма очень велика, так как важной особенностью турпродукта, отличающей его прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

    Основная  задача подбора и расстановки  персонала заключается в зависимости  от выполняемой работы. При решении  этой задачи следует учитывать пригодность  работника  к выполнению определенных видов работ, а для установления пригодности необходимо, с одной стороны, сформулировать требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой – принять во внимание личные качества работников.

    Таким образом, целью рациональной расстановки  кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личностными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности, а основой расстановки рабочих является расчет трудоемкости программы, баланса затрат рабочего времени одного исполнителя, составляемый по организации, участкам, бригадам и рабочим местам.

    Переходя  от принудительной к добровольной занятости, допускающей  существование добровольной незанятости, носит принципиальный характер, так как он позволяет по-новому подойти к формированию трудовых коллективов и расстановке персонала.

     

1.3 Деловая оценка персонала.

    Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

    На  основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:

    • выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
    • разработка программы его развития;
    • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
    • определение способов внешней мотивации работника.

    Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

    К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, то есть имеет место не реалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или  метода оценки  предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и так далее. Очевидно, что устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки. Этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:

    • разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;

  • формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организаций или специализированных оценочных центров;
  • определение времени и места проведения деловой оценки
  • установление процедуры подведения итогов оценивания;
  • проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
  • консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.

  При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:

  1. сбор предварительной информации по индивидуальной необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
  2. обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
  3. подготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными сотрудниками;
  4. проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
  5. формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;
  6. принятие решений экспертной комиссий по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

    Главным действующим лицом в оценке персонала  является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. При формировании текущей периодической оценки обобщаются мнения: а) коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; б) подчиненных; г) специалистов в области деловой оценки; д) результаты самооценки работника. В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого уровня организационной иерархии (например, руководителя функциональной подсистемы, общей системы управления организацией).

    Центральным вопросом любой деловой  оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором - соответствие сотрудника профессиональным требованиям.

   При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результативность труда; условия достижения результативности труда; профессиональное поведение; личностные качества.

В оценке результативности труда следует различать так называемые «жесткие» и «мягкие» показатели. «Жесткие» показатели достаточно легко измеримы и охватываются, как правило, информационной системой организации. Показатели данного вида могут формулироваться субъективно разработчиком методики оценки, но они должны поддаваться достаточно объективной количественной оценке, например со стороны руководителя. Наиболее соответствуют «жестким» показателям производственная система организации, а также подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи с внешним окружением: маркетинг, материально-техническое снабжение, торговые агенты, ремонтные службы.

«Мягкие»  показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата (например, в исследовательских подразделениях).

При всей важности и приоритетности показателей  результативности труда следует всегда помнить о следующих правилах:

    • не отдавать явного предпочтения какому-то одному показателю и в целом данной группе показателей, так как это ведет к игнорированию сотрудниками других, зачастую не менее

важных аспектов деятельности;

      • определять необходимое и  достаточное количество показателей, чтобы, с одной стороны, они охватывали все существенные стороны результативности труда, но с другой - не перегружали оценку.

    Эти правила важны не только для данных, но и для последующих групп показателей.

    Под условиями достижения результатов труда понимают главным образом способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы и др.

    Показатели  профессионального  поведения охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п. При этом важно, чтобы непосредственно наблюдаемое поведение было действительно необходимым при выполнении работы и чтобы его включение в качестве критерия оценки не мешало, а способствовало достижению определенных результатов.;

      Еще одна группа показателей оценки - личностные качества. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете, обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью  нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности. Эти особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей.

  Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов (или методов), с мощью которых оцениваются те или иные показатели. В любом случае выбранный способ, или метод, оценки должен обеспечивать, возможно большую объективность измерения конкретных значений показателя.

  Существуют  методы: шкалирования (см. приложение 1), альтернативного ранжирования (упорядочения рангов) (см. приложение 2), анкет (см приложение 3). 

1.4 Подготовка кадров

    Туристские  организации имеют постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников (подробнее этот процесс описывался в под главе «Деловая оценка персонала»). Однако этого не достаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

    Подготовка  представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается  в обеспечении своей организации  достаточным количеством людей  с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

    Обучение  полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда  человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают  на новую должность или когда  ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

    Обучение - это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:

    1. Для обучения нужна мотивация.  Люди должны понимать цели  программы, каким образом обучение  повысит их производительность  и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.

    2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это  подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе  обучения, поддержку со стороны  преподавателей, желание отвечать  на вопросы. 

    3. Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.

    4. Учащиеся должны почувствовать  обратную связь по отношению  к результатам обучения, необходимо  обеспечить положительное закрепление  пройденного материала.

    Как показывает опыт деятельности крупных  организаций индустрии туризма, роль кадровых служб на современном этапе возрастает, что связанно с необходимостью управления мотивацией персонала, оценкой и подготовкой кадров. 
 
 

 

Глава 2. Особенности управления персоналом туристской организации.

    2.1 Мотивация персонала туристских организаций как средство стимулирования продаж.

    Особенно  острой проблемой в любой туристской организации являются конфликты между клиентом и служащим. Опрос среди служащих московских гостиниц показал, что 89% опрошенных отметили одним из недостатков деятельности московских отелей отсутствие опытных, квалифицированных кадров, способных самостоятельно и на соответствующем уровне выстраивать отношения с клиентом. Более 60% опрошенных считают проблему взаимоотношений «персонал - клиент» очень актуальной, 30% - актуальной, а еще 20% - указали, что в настоящее время они сталкиваются с этой проблемой реже, чем 5 лет назад.

Информация о работе Особенности управления персоналом туристской организации