Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:44, лекция
Смысл управления персоналом состоит в достижении стоящих перед организаций целей. А для их достижения необходимо чтобы сотрудники обладали конкретными профессиональными навыками и использовали их определенным способом. Методом моделирования производственного поведения является метод определения компетенции (умение работать в условиях перемен, работать в команде, умение использовать знания навыки на практике, ориентированность на результат).
Источники привлечения персонала:
1) Внешние – биржа труда, служба занятости, интернет, объявления, привлечение из других организаций, учебные заведения, кадровые агентства.
2) Внутренние – кадровый резерв, объявление корпоративных СМИ, практиканты, пенсионеры, родственники, предварительный подбор, анкетирование, собеседование, тестирование – психологическое тестирование, профессиональное тестирование (деловые либо ролевые игры), собеседование с линейным руководителем, принятие решения о найме персонала.
Технология отбора персонала:
Профориентация и адаптация работников.
Профориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических социальных, медицинских, психологических, педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания.
Формы профориентации:
- профессиональное просвещение
- профессиональная информация
- профессиональная консультация
Адаптация – приспособление работника к организации.
Причины текучести кадров в адаптационном периоде:
1. неудовлетворенность содержанием труда
2. не сложившиеся отношения с руководством или с коллективом
3. неудовлетворенность заработной платы
4. неудовлетворенность условиями труда
Направление адаптации:
1) Первичная адаптация
2) Вторичная адаптация
Успешность процесса адаптации определяется следующими факторами:
- профессиональные факторы
- организационно-управленческие
- экономические
- социально-психологические факторы
Управление адаптацией требует решения следующих задач:
Организация процесса адаптации работы персонала:
1. подготовка к приходу нового сотрудника (наличие куратора, подготовка рабочего места, информационных материалов, и т.д.)
2. знакомство с организацией (необходима знать историю компании, дресс-код, традиции, оргструктуры, техника безопасности, знакомство должностной инструкцией)
3. первые две, три недели работы разработка планов работы и критериев оценки
4. по окончанию
адаптационного периода
Обучение персонала.
Обучение персонала - это деятельность, сознательно проводимая для улучшения способности персонала, требующихся для вып. работы в настоящее время или для развития потенциала работников, необходимого для работы в будущем.
Форма профессионального обучения рабочих:
1. подготовка новых рабочих (может быть индивидуальная, курсовая, групповая), продолжительность обучения, как правило, от 3 до 6 месяцев, заканчивается сдачей квалификационного экзамен, по итогам присваивается разряд.
2. переобучение, переподготовка
3. обучение рабочих вторым смежным профессиям
4.повышение квалификации рабочих. Получает распространение не прерывная система, подготовки и повышения в квалификации рабочих, построенное не обучение рабочих, на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Основной формой обучения специалистов, служащих явл. повышение квалификации.
Повышение квалификации можно проходить краткосрочно (не менее 72 часов курсов), по итогам обучения выдается удостоверение.
Длительное обучение – свыше 100 часов, в образовательном учреждении, по итогам получаем свидетельство, периодичность повышения квалификации устанавливается работодателем.
Профессиональная переподготовка – не менее 500 часов, 9-12 месяцев, на базе высшего образования, по итогам получают диплом.
Программа
профессиональной
Стажировки.
Этапы обучения персонала в организации:
1) постановка целей обучения
2) определение потребностей в обучении – качественная (чему учить), количественная (кого учить). Может быть выявлены след. методами:
- итогами аттестации
- анализом планов организации
- анализом заявок на обучение персонала
- организации с кадровым резервом
- изучение опыта из др. организации
3) определение содержания форм и методов обучения
4) выбор и подготовка преподавателей
5) подготовка комплекса подготовительных мероприятий (положения и инструкции, регламентирующие процесс обучения, назначены ответственные, условия для обучения, проведение обучения)
Методы обучения:
Критерии оценки, должны быть известны обучающимся, до начала обучения.
Планирование карьеры руководителя или специалиста.
По служебно-профессиональному продвижению понимается – последовательность различных ступеней, которое сотрудник потенциально может пройти.
Карьера рабочего - процесс успешной самореализации работника, результат продвижения по служебной лестнице.
Резерв руководящих кадров – это группа работников, отобранных для выдвижения на руководящие должности по результатам оценки, профессиональных знаний, умений, навыков, деловых и личных качеств.
Работа по подготовке резерва руководителей, предполагает решение след. задач:
- общих характеристик эф. руководителя
- характеристик эф. руководителя данной организации
- качеств необходимых
для работы в конкретной
4. необходимо определить методы оценки кандидатов.
Резерв кадров комплектует из 2,3 человек на каждую должность
Группы резерва кадров:
а) дублеры, приемники – кандидаты на замещение руководящих должностей, в настоящий момент или ближайшем будущем.
б) молодые сотрудники с лидерским потенциалом - те, кто может занять руководящие должности в организации. Подготовка сотрудников с лидерским потенциалом, не носит целевого хар-ра.
Основные принципы создания системы отбора и подготовки сотрудников с лидерским потенциалом:
1. число сотрудников
в резерве должно быть
2. возможность попасть в резерв, должна сохраняться для всех сотрудников, соответствующих предъявляемым требованиям.
3. вкл. в резерв не должно повлечь за собой никаких привилегий, или гарантий проф. роста.
4. цель данного процесса, формирование будущих руководителей данной организации.
Деловая оценка персонала.
Деловая оценка персонала - это процесс установления качественны характеристик персонала, требование должности или рабочего места.
Цели оценки:
Виды деловой оценки:
В большинстве организаций имеется формальная система оценки персонала, которая имеет разную эффективность.
Неформальная система оценки, имеется во всех без исключения организациях.
Модели оценки:
Элементы оценки:
Методы оценки:
Ситуативная оценка, методы шкалирования, методы сравнения, методы альтернативные, психологические.
Проведение оценки.
Документационную поддержку осущ. след. документы:
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА – это стремление работника, удовлетворить потребности, по средствам трудовой деятельности.
Духовные потребности:
Классификация работник:
Стимулирование труда. Внешнее побуждения, влияющие на поведение человека в сфере труда.
Принципы:
Материальное
стимулированием можно
Информация о работе Особенности управления персоналом современной организации