Особенности современного менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1.
1.1. Менеджмент – путь в будущее 5
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР 6
1.2.1. Дореволюционный период 6-8
1.2.2. Постреволюционный период 8-10
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского 10-11
1.3. Методологические принципы формирования российского 11-13 менеджмента
1.3.1. Закон соответствия менеджмента и менталитета 13-14
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского менеджмента 14-17
1.4. Краткий обзор российского опыта 17-19
1.4.1. Особенности российского менеджмента 19-20
1.5. Проблемы современного менеджмента в России 20-23
1.6. Направления для решения проблем менеджмента 23-24
1.7. Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России 24
Глава 2.
2.1. Региональные менеджеры – команда новых достижений 25-26
(ООО «ЛЛК-Интернешнл»)
Заключение 27-28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ»

 

Факультет международного менеджмента

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Особенности современного менеджмента в России.

 

 

 

 

Курсовая работа

студента 2 курса группы М-204

Орловой Ирины Олеговны

Научный руководитель:

Шарапова Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010

 

 

Введение                                                                                                                3-4

Глава 1.

1.1. Менеджмент – путь в будущее                                                             5

1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР              6

1.2.1. Дореволюционный период                                                 6-8

1.2.2. Постреволюционный период                                           8-10

1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского                    10-11

1.3. Методологические принципы формирования российского        11-13 менеджмента

1.3.1. Закон соответствия менеджмента и менталитета        13-14

1.3.2. Основные направления развития теории и практики   российского менеджмента                                                       14-17

1.4. Краткий обзор российского опыта                                                17-19

1.4.1. Особенности российского менеджмента                      19-20

1.5. Проблемы современного менеджмента в России                        20-23

1.6. Направления для решения проблем менеджмента                      23-24

          1.7. Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России             24

Глава 2.

2.1. Региональные менеджеры – команда новых достижений           25-26

(ООО «ЛЛК-Интернешнл»)

Заключение                                                                                                       27-28

Список использованной литературы                                                                   29

 

Введение

 

В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно - технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Всё чаще использование  менеджмента приносит компаниям  большой хозяйственный эффект при  относительно минимальных затратах. Задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.

Радикальная перестройка  системы управления экономикой, переходящей  на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы  реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет  собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Данная работа представляет собой  обзор развития менеджмента в России. В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.

  Работа состоит  из двух частей. В первой части приводится необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных характеристик менеджмента и ключевых моментов в истории развития менеджмента в России. Во второй части приводится конкретный пример, наглядно показывающий внедрение инновационных методик в управление одной из известных российских компаний.

 

Глава 1

 

    1. Менеджмент – путь в будущее

Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение  будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что  эта система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов  управленческих решений. Подходы, разработанные  одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.

Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.

Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности.

Для нарождающегося в нашей стране предпринимательства особое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно, чтобы  на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились мыслить стратегически.

Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный  опыт. Обратимся к нему.

1.2.   Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Первые ростки научного отношения к организации труда  и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали  заметными  в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

 

1.2.1.   Дореволюционный период

 В начале 20 века в России аграрное население преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия  произвела готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население США. На западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше чем, в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.

Импорт в Россию иностранной  техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных  идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания  о тейлоризме, как удалось выяснить И. А. Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». [2.,стр.64]. Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде петербургских и московских организаций  проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др.

Венцом легитимизации  идей Тейлора в России следует  считать 1913г., когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично – заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента». [2., стр. 65]

Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря - ее сторонников и противников.

Критиков тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский) можно назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы.

Отношение Ленина к Тейлору  – беспрецедентный случай в истории. До 1917г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла революция, большевики взяли власть. Главная  их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом. Через  четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

Сторонники технократической ориентации, в их числе Поляков, Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе символ научно технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления, и бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.[2., стр. 67-69]

Проблемами организации  труда Л. Крживицкий начал заниматься в начале 20 века и независимо от Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить карту «размещения в обществе способностей». На рубеже 20 века усиливается интерес к социальным прогнозам и социальной организации.

Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. [3., стр. 658]

 

1.2.2.   Постреволюционный период

Формирование отечественной  науки управления и организации  труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году – складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма».[4., стр.28]

Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров технических специалистов, напротив, превозносили американские и европейские методы НОТ.

К «богдановщине», как  называли антитейлоровское течение, примыкали  тогда известные нотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский. Распространенным течением был и «файолизм», в котором технико – экономические, организационные стороны производства заслонялись личным началом руководителя.[5., стр.136]

Длительная дискуссия  вокруг тейлоризма касалась так же вопросов производительности труда. Доказывая необоснованность попыток планировать заведомо низкие темпы роста экономики, А. К. Гастев проявил себя принципиальным защитником повышения интенсивности труда.[6., стр. 290]

Многие в то время  считали возможным достижение высокой производительности труда без его интенсификации, полагая, что у классового врага следует перенимать лишь теоретические достижения, учиться же у буржуазии дисциплине труда, его рациональной организации не только бесполезно, но и, якобы, вредно. Ленин назвал подобные утверждения предрассудками, облеченными в научную форму. Но тот же Ленин решительно критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму.

Отсутствие однозначного отношения  к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода.

Перед II Всероссийской конференцией НОТ (1924г.) четко выявились две теоретические группы – «группа 17-ти» (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том, что первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ, а вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных рамках, сводя всю практику НОТ к деятельности  сотрудников научных институтов труда. [4., стр.47]

20-е годы – это,  пожалуй, самый интересный и  плодотворный период, когда отечественная  наука управления создала теоретический  концепции и практический методы, сопоставимые с лучшими зарубежными  образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема. Короткий период в 10-15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены. Теоретические основы науки управления, понимаемой широко – от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием – развивали такие крупные ученые, как Чаянов, Кондратьев, Струмилин, Гастев, Богданов.

Таким образом, можно  говорить о том, что зарождение науки  управления приобрело в 20-е годы широкий общественно – политический резонанс.[12., стр. 273-274]

 

1.2.3.   «Индустриальная утопия» О. Ерманского

Информация о работе Особенности современного менеджмента в России