Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:54, курсовая работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. Западный менеджмент отличается гибкостью, быстрой реакцией, тайм-менеджментом и самоконтролем. Отношения с руководством в западной компании необычны для России. К основным требованиям при приеме в западную компанию относится знание одного, а желательно двух иностранных языков.
Введение 2
1 Основы западного менеджмента 4
1.1 История западного менеджмента 5
1.2 Опыт западного менеджмента 7
1.3 Особенности современного западного менеджмента 14
2 Особенности российского менеджмента 16
2.1 Особенности национальной деловой культуры 16
2.2 Особенности и повышение эффективности российского менеджмента 21
2.3 Анализ деловых качеств генерального директора 29
ОАО «Пензтяжпромарматура» 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В России появляется новый отряд предпринимателей и профессионалов-менеджеров, высокообразованных, энергичных и деловых. Большинство из них молоды – до 35 лет, имеют несколько высших образований, владеют иностранными языками, обладают острым умом, мгновенно ориентируются в любой ситуации. Современные российские менеджеры по натуре агрессивны, напористы. Цель их жизни – стать лидером, доказать, что в России можно делать полезные дела.
Все они отличаются деловитостью, энергичностью, нестандартностью действий. Они ломают устаревшие нормы поведения в деловой жизни, экономике, политике, культуре, искусстве.
Современные менеджеры России, вступая «в баталии» с иностранцами – у себя ли, в Европе ли, с удовольствием обыгрывают их. Наши деловые, предпринимательские способности слишком долго подавлялись, а когда наступила свобода действий, то инициатива, предприимчивость стали извергаться как вулкан. Иностранцев расслабляют комфортные условия жизни и работы. На Западе все регламентировано, расписано, упорядочено, все давно открыто, запротоколировано. Россия же кипит, открылись бескрайние горизонты политики и бизнеса.
2.3 Анализ деловых качеств генерального директора
ОАО «Пензтяжпромарматура»
Предприятие представляет собой открытое акционерное общество. Основными правоустанавливающими документами являются устав и протоколы собрания учредителей. В данный момент учредителями выступают четыре физических лица, обладающие равными долями в уставном капитале.
Юридический и фактический адрес совпадают: г. Пенза, пр. Победы, 75.
Основным видом деятельности предприятия является производство промышленной трубопроводной арматуры, применяемой в тепловой и атомной энергетике, химической, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности.
Целями организации и работы предприятия являются:
Для определения миссии предприятия необходимо ответить на вопросы «Что?», «Кому?» и «Как?». Исходя из поставленных вопросов, а также учитывая цели предприятия, миссию можно определить как «Поставка трубопроводной арматуры предприятиям с максимально возможным качеством».
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных – для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.
Для анализа деловых качеств менеджера использована модель, основанная на применении бального метода оценки:
1) деловых качеств (образования, знаний и опыта);
2) способностей (одаренности, таланта, гениальности, способности к данному виду работы);
3) культурного уровня и эрудиции, честности и порядочности;
4) характера (воли, активности, самостоятельности, обязательности, оперативности, заботы о подчиненных, умения воспринимать критику, признавать свои ошибки);
5) темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
6) направленности интересов (материальная, социальная, духовная);
7) возрастного ценза (молодой средний, пожилой, старческий возраст);
8) здоровья (хорошее, удовлетворительное, плохое).
В таблице 1 представлены условия оценки проявления деловых качеств.
Таблица 1 - Условия оценки проявлений деловых качеств
Проявление оцениваемого делового качества |
Баллы |
Качество отсутствует Качество проявляется очень редко Качество появляется не сильно и не слабо Качество появляется часто Качество появляется систематически |
1 2 3 4 5 |
Экспертным путем определяется сначала весомость каждого качества, затем средневзвешенное значение деловых качеств менеджера по формуле:
где КМ - это средневзвешенный интегральный показатель, оценивающий деловые качества менеджера (в баллах);
i = 1,2…,8 – номер оцениваемого качества менеджера;
ai - весомость i-ого качества менеджера по десятибалльной системе (определяется отдельно для каждой группы менеджеров);
bi - оценка i-ым экспертом j-ого качества менеджера по пятибалльной системе.
В оценке деловых качеств генерального директора приняли участие 4 эксперта (таблица 2).
Таблица 2 – Оценка деловых качеств генерального директора
Эксперты |
Экспертная оценка 8 качеств менеджера по 5 бальной шкале | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Карпов А.М. Шутов С.В. Каляев Н.А. Борисов П.Г. |
5 4 4 3 |
4 5 5 4 |
4 5 5 3 |
4 5 3 4 |
5 3 4 5 |
3 4 3 4 |
5 5 4 4 |
4 4 4 5 |
Весомость |
10 |
9 |
6 |
8 |
5 |
8 |
4 |
7 |
По этим данным интегральный показатель деловых качеств менеджера составляет:
КМ=(10*15+9*17+6*17+9*16+4*18+
Этот показатель сравнивается с аналогичным показателем либо предельным (эталонным значением). По рассматриваемой весомости качеств минимальное значение интегрального показателя равно 57, максимальное-285, среднее-171.
Деловые качества менеджера намного выше среднего и соответствуют оценке «хорошо».
Заключение
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики западный менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Именно в западной модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно на западе впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления. Западная модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется в Европе и Японии. Богатый опыт западного менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
Подводя итоги можно сказать, что вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это - политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений.
Подготовка современного менеджмента позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса.
Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.
Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики.
Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.
В курсовой работе также представлена оценка управленческих качеств генерального директора ОАО «Пензтяжпромарматура». Анализ показал, что генеральный директор является хорошим менеджером.
Список использованной литературы
1. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: учебное пособие. - М: Дашков и к, 2010. - 168 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 416с.
3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 354 с.
4. Дорофеев В.Д., Шмелев А.Н. Организационное поведение: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009. – 124 с.
5. Кузнецов, Ю.В., Подлесных, В.И. Основы менеджмента. / В.И. Кузнецов.-М.: Изд-во ОЛБИС, 2009. – 192 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Учебник. Пер. с англ. А.В. Власова. М.: ЮНИТИ, 2010. – 795 с.
7. Мескон M. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 654 с.