Особенности эвристических методов исследования систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика применения эвристических методов в исследовании систем управления.
Задачи работы:
-дать характеристику концептуальным основам исследования систем управления;
-охарактеризовать эвристические методы исследования систем;
-рассмотреть организацию проведения исследования с использованием эвристических методов;

Оглавление

Введение
3
1. Концептуальные основы исследования систем управления

5
2. Особенности эвристических методов исследования систем
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем
2.2. Организация проведения исследования с использованием эвристических методов

15

15

26
3. Исследование системы с использованием эвристических методов

31
Заключение
41
Список литературы

Файлы: 1 файл

применение эвристических методов исследования.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

В процессе проведения исследований необходимо стремиться к максимальной объективности и точности. При этом всегда должна обеспечиваться доказательность исследований.

Если рассматривать научные исследования с позиций методологии, то можно выделить три уровня, или три подхода, к исследованиям: эмпирический, теоретический и прагматический, взаимодополняющие друг друга.

Уровни исследования:

1) Эмпирический  (греч. empeiria – опыт). Опыты и эксперименты как единственный источник знания.

Общая методология исследования: опытным путем устанавливаются новые факты, и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

2) Теоретический (греч. theoria – наблюдение). Наблюдения и умозаключения, отражающие объективные закономерности развития природы и общества.

Общая методология исследования: выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, объясняющие установленные ранее факты и позволяющие предсказать и предвидеть события в дальнейшем.

3) Прагматический (греч. pragma – дело, действие). Истинным считается только то, что дает практически полезные результаты.

Общая методология исследования: выделяются конкретные практические задачи ближайшего будущего, и на основе опыта, знаний и интуиции предлагается набор альтернативных решений для достижения поставленной цели [6,c.121].

Исследование можно разбить на следующие этапы.

1) выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи,  которые  необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

2) постановка цели исследования;

3) определение объекта и предмета  исследования.

- Объектом исследования является  структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

- Предметом исследования может  быть задача или проблема, которые  не могут быть решены без  проведения исследования;

4) определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

5) определение ресурсов, которые  необходимы для успешного проведения  исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые  имеются у организации на данный  момент;

6) определение результатов исследования, т. е. планирование итогов исследования.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:

1. Достижение оптимального соотношения  между управляемой и управляющей  подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление);

2. Повышение производительности  труда управленческих работников  и рабочих производственных подразделений;

3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах;

4. Снижение затрат на продукцию  или услуги и повышение их  качества.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.

Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

По целям исследований можно выделить практические и научно-практические.

Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов.

Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

Исследование систем управления необходимо проводить:

-при совершенствовании системы управления действующей организации;

-разработке системы управления вновь создающейся организации;

-совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

-совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

-решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения.

С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения.

С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются.

Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;

обладать знаниями современных методов и техники управления;

обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;

иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;

должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического  творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений  относительно осуществимости и  степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая  другие прототипы.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

3. Исследование   системы  с  использованием  эвристических  методов

 

Соответствие организационной структуры особенностям управляемого объекта рассмотрим на примере ЗАО «Антипинский НПЗ», которое действует в соответствии с законом об Акционерных обществах и Устава предприятия, имеет самостоятельный баланс, наделен юридическим правом ведения хозяйственной деятельности.

Основными видами деятельности Общества являются:

а) прием, хранение и реализация нефтепродуктов;

б) реализация сопутствующих товаров и услуг;

в) оказание услуг по определению качества нефтепродуктов сторонним организациям (услуги химической лаборатории).

ЗАО «Антипинский НПЗ» входит в единый производственно-хозяйственный технологический комплекс МИНТОПЭНЕРГО РФ. Исследуемая организация осуществляет мелкооптовую и розничную реализацию нефтепродуктов и сжиженного газа с 2004 года, имея в своем составе 19 АЗС в Тюменском регионе и Курганской области. Структура розничных продаж (%): 85 – высокооктановые бензины; 2 – низкооктановые бензины – 2 ДТ, а также  сжиженный автомобильный газ -11. Фирма работает с прибылью и ставит своей целью стать лидером на локальных рынках юга Тюменской области и затем в регионе.

Предприятие обладает высоким научным и организационным потенциалом, а так же МТБ, вкладывая собственные средства в покупку (строительство) новых АГЗС, АЗС, реконструкцию действующих, приобретения высоконапорных насосов, замену ТРК и т.п.

Основное направление деятельности фирмы: производство и  реализация нефтепродуктов.

Рис. 3.1. Основные направления деятельности

ЗАО  «Антипинский НПЗ»

 

Основной целью деятельности общества, согласно Уставу, является получение прибыли, а основная цель управления обществом - обеспечение наиболее эффективной работы предприятия, поэтому  для оценки эффективности деятельности НПЗ используется система показателей, представленных в таблице 3.1.

Таблица  3.1

Основные экономические показатели НПЗ

Показатели

Ед. изм.

2012

год

 

2013 год

Отклонение

план

факт

абс.+;-

отн,%

Выручка от реализации продукции

тыс.р.

26656

28950

32987

6331

123,7

Затраты предприятия

тыс.р.

19588

22500

23555

3967

120,2

Прибыль от

реализации продукции

тыс.р.

2765

2810

2865

100

103,6

Фонд заработной

платы

тыс.р.

16650

19600

17270

1062

103,7

Среднесписочная

численность

чел

243

245

248

5

111,6

Фондооснащенность

тыс.р.

22,7

23.6

25,01

2,31

110,2

Фондоотдача

р.

48,77

44.5

42,06

6,71

86,2


 

Из данных таблицы  3.1. видно, что  выручка от реализации нефтепродуктов  в 2013 г. составил 32987 тыс.р., это на 6331 тыс.р. больше, чем в 2012г. Или на 23,7%.

Прибыль от реализации за анализируемый период увеличилась на 100,0 тыс.р. или на 3,6%.

Динамика показателей хозяйственной деятельности свидетельствует о положительной динамике  роста предприятия. Так, балансовая стоимость имущества за исследуемый период выросла на 3,2%, выручка от реализации - на 23,7%, а среднесписочная численность возросла всего на 15,1%.

Система   управления   предприятия представлена   следующими  блоками.

К основным цехам ЗАО  «Антипинский НПЗ» относятся цех по производству нефтепродуктов, цех производства      дополнительных продуктов  и погрузо-разгрузочный.

К вспомогательным - ремонтно-механический, электроцех, паросиловое хозяйство, автотранспортный цех.

В ремонтно-механическом цехе организован выпуск запасных частей к оборудованию и проведение ремонтных работ. Деятельность данного подразделения имеет большое значение, поскольку эффективность работы организации в целом в значительной степени зависит от эффективности использования основных фондов и бесперебойной работы технологического оборудования.

Система технического обслуживания и ремонтов (СТОИР) охватывает следующий комплекс работ: ежесменное и периодическое техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты автотранспортных средств.

Снабжение предприятия  электроэнергией и обеспечение работы электрооборудования осуществляет электроцех. Выработка тепловой энергии на отопление жилищного массива, производственных и административных зданий  возложена на паросиловое хозяйство.

Автотранспортный цех (АТЦ) - обеспечение предприятия технологическим транспортом (подача песка из карьера, отгрузка готовой продукции, транспортировка металлоконструкций) доставка рабочих.

В активе ЗАО «Антипинский НПЗ» разветвленная сеть из 82 АЗС и 8 нефтебаз. Объекты расположены на основных транспортных магистралях Тюмени и трассах федерального и областного значения в 5 городах и 22 районах Тюменской области. [7]

Структура управления предприятия основана в первую очередь на специализации и разделении труда.

 По функциональному признаку  весь персонал подразделяется  на следующие группы работников:

  • руководящие - директор, коммерческий директор, заместитель директора по коммерческой деятельности , главный бухгалтер
  • служащие – бухгалтерия, менеджеры,  экономист, специалист отдела кадров

Информация о работе Особенности эвристических методов исследования систем