Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
Цель заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стиля руководства.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства, их понятия, сущность и классификацию. Оценить преимущества и недостатки стилей руководства;
- изучение разных подходов к определению стиля управления;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стилей руководства
1.1 Основные виды стилей руководства
1.2 Влияние тактики руководства на результативность работы
Глава 2. Подходы к исследованию особенности стиля управления руководителя в современных условиях
2.1 Обобщенные характеристики стилей управления в
современных условиях
2.2 Зависимость стиля руководства от ситуации
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:
1. Руководитель
сам принимает решения на
2. Руководитель
сообщает подчиненным суть
3. Руководитель
излагает проблему подчиненным,
4. Руководитель
совместно с подчиненными
5. Руководитель
постоянно работает совместно
с группой, которая или
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
-- наличие достаточной
информации и опыта у
-- уровень требований, предъявляемых к решению;
-- четкость и структурированность проблемы;
-- степень причастности
подчиненных к делам
-- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
-- заинтересованность
исполнителей в достижении
-- степень вероятности
возникновения конфликтов
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими. По этой классификации лицам с низким уровнем самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью, настойчивостью, готовностью к борьбе.
Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности. Комбинация высокой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников, которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
Комбинация
низкой готовности к взаимодействию
и высокого уровня самоутверждения
порождает деловой стиль
Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя. Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны, систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются показать всем свою «праведность».
Результатом соединения высокой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его медлительностью действий и принятия решений, соглашательством, ориентацией на других и совместную работу, уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны и обладают хорошими способностями к консультированию.
Носителям делового стиля необходимо ставить вопросы, позволяющие им раскрыться самим, поддерживать с ними преимущественно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеждать фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким людям необходимо соблюдать точность, дисциплинированность, демонстрировать поддержку их целей.
При
руководстве лицами аналитического
стиля поведения следует
Наконец, по отношению
к лицам, которым присущ дружелюбный
стиль поведения, рекомендуется
поддерживать их чувства и эмоции,
находить привлекательные черты личности,
разбираться в их мечтах, интересах и целях,
оперировать не фактами, а их личными мнениями,
чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность
и непонимание, поощрять неофициальное
сотрудничество, предлагать личную поддержку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль руководства - это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. способ взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. В контексте управления стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Проведенные в данной работе исследования показали, что при управлении организацией, руководителям невозможно использовать только один устоявшийся стиль руководства. Они склонны постоянно вносить изменения в сложившийся уже стиль, в соответствии с окружающей действительностью.
В настоящее время, руководителю необходимо уделять больше внимания человеческим отношениям внутри коллектива. Постоянные перемены в современном обществе вынуждают всегда быть готовым к проведению реформ в области управления организацией и производства. Поэтому становится очевидным, что встретить какой-либо из рассмотренных нами стилей в крайнем своем проявлении невозможно, так как не каждый стиль может подойти сложившейся ситуации.
Каждый
руководитель выбирает
свой путь управления
компанией или
ее звеном, т.е. каждому
руководителю присущ
его собственный, очень
часто неповторимый,
стиль руководства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веснин В.Р.
Практический менеджмент
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарика, 2008. -- 296 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2004.- 411с.
4. Грачев М.В. Суперкадры. - М.: Инфра-М, 2005.-83с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003.-250с.
6. Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы. - М.: Прогресс, 2007. - 422с.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент.-- М.: Банки и биржи, 2005. - 480 с.
8. Дебольский М. Психология делового общения. -- М.: Эксмо, 2004. -218с.
9. Дудченко B.C. Методология инновационного консультирования.В контексте конфликтологии./Отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2008. -Вып.2.-С.97-104.
10. Дихтль Е., ХергшгенХ. Практический маркетинг. -- М.: Экономика, 2003.-328с.
11. Емельянов
С.М. Практикум по
12. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 2004. - 198с.
13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2003. - 336с.
14. Красовский Ю.Д. Организационное поведении. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с. Коротков Э.М. Исследование систем управления. -- М.: ДеКА, 2007.-90с.
15. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2006. - 384с.
16. Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. -М.: ИСАРП, 2009. -176 с.
17. Кусков А.Н., Чумаченко А.П. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. - С.199.
18. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 2007.-45с.
19. Магура М.И. Культура как средство успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.
20. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.-398с.
21. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М.: Управление персоналом, 2005.- 550 с.
22. Марков М.
Технология и эффективность
23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 2004. - 425с.
24. Осеев А.А.
Социально-психологический
Информация о работе Особенности формирования стиля руководства в таможенных органах