Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:16, реферат
Цель данной работы – изучить основные бизнес-процессы финансовой службы.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию бизнес-процессов;
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Бизнес-процессы в системе управления предприятием ___________ 5
1.1. Сущность и классификация бизнес-процессов ______________________ 5
1.2. Ренжиниринг, его виды и участники _____________________________10
Глава 2. Оптимизация основных бизнес-процессов финансовой службы___ 15
2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции _____________15
2.2. Организация бизнес-процессов финансовой службы ________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________ 25
Для более полного представления о деятельности финансовой функции рассмотрим состав основных процессов. Начнем с процессов операционной деятельности, к которым относятся:
1. Текущее финансовое планирование;
2. Управление оборотными средствами;
3. Оперативное управление денежными потоками;
4. Оперативный управленческий учет;
5. Управление затратами и контроллинг.
Все эти процессы в данной последовательности формируют единую цепочку, которая может быть подвергнута более глубокой декомпозиции. [11,90]
Текущее финансовое планирование включает планирование продаж и поступлений денежных средств на месяц, величины дебиторской задолженности, потребности в ресурсах и их запасов, платежей. Его задача — организовать процесс в остальных функциях, проверить обоснованность бюджетов, оценить плановые показатели прибыльности и ликвидности, представить их владельцам бизнеса, указать направления повышения эффективности, определить потребность в денежных средствах, найти приемлемые источники финансирования.
Контроль выполнения плановых показателей необходимо осуществлять регулярно, иначе о термине «управление» говорить не приходится. [6,203]
Управление финансовой деятельностью на оперативном уровне представлено следующими процессами:
1. оперативное планирование платежей;
2. учет всех хозяйственных операций с нужной периодичностью и аналитикой для анализа отклонений фактических показателей от бюджетных;
3. контроль уровня дебиторской задолженности и запасов ресурсов на предмет соответствия плановым показателям.
В этих процессах финансовая служба исполняет роль организатора, координатора, аналитика, требуя от остальных функций рационально использовать ресурсы. [6,204]
Процесс долгосрочного планирования прибыли и денежного потока ведется несколько обособленно от операционной деятельности, поэтому связь должна быть организована посредством анализа соответствия показателей текущего финансового и долгосрочного планов, корректировки текущих планов, анализа выполнения показателей текущих и долгосрочных планов. Важно добиться согласованности анализа фактических, текущих и долгосрочных плановых показателей. Знаем из собственного опыта, что в большинстве компаний долгосрочные финансовые планы (на срок более 1 года) не составляются, а годовой финансовый план является формальным документом, который утверждается и «кладется на полку». При анализе текущей деятельности отклонения фактических показателей от плановых не анализируются. А ведь «длинный» финансовый план должен быть главным документом в системе финансового управления, поскольку определяет стратегические установки по прибыльности бизнеса, развитию его направлений, выполнению каждой функции. На практике же складывается ситуация, когда плановые показатели стратегического и оперативного уровня не коррелируют между собой. В результате, компания плывет по течению, сконцентрировавшись на текущих проблемах и задачах. [7,72]
К задачам финансовой функции могут относиться другие процессы, цель которых — помочь владельцам и руководству компании увеличить доходность бизнеса. Сюда можно отнести организацию и внедрение системы сбалансированных показателей, процессы управления рисками, но без отлаженных базовых процессов учета и планирования реализовать эти задачи не представляется возможным.
Представленный перечень бизнес-процессов финансовой функции, которые в совокупности формируют систему финансового управления, редко оказывается полностью реализованным на практике. В большинстве предприятий система финансового управления внедрена частично. Процессы планирования, учета и анализа затрат, управления оборотными средствами требуют вовлечения всех подразделений компании, а это влечет за собой сложности организационного характера, проблемы личного восприятия системы финансового управления топ-менеджментом и руководителями подразделений компании. В результате указанные процессы чаще всего внедрены несистемно, фрагментарно, связь между планом денежных потоков и плановой прибылью отсутствует, трудно точно оценить, в каких направлениях бизнеса и сбытовых подразделениях формируется прибыль. Кроме того, нет возможности оперативно контролировать соблюдение нормативов оборотных средств. [14,152]
Как правило, лучше обстоят дела с управлением платежами, поскольку любой процесс этой области завязан на поступлении денег на расчетный счет или в кассу, или на их выплату. Касса и расчетный счет централизованно контролируются финансовой службой, соответственно, организовать учет, анализ и контроль денежных потоков легче, чем управлять затратами и оборотными средствами в виде дебиторской задолженности, запасов продукции и ТМЦ, кредиторской задолженности. Однако даже процессы управления платежами не всегда правильно выстроены.
Если от структуры и целей процессов и подпроцессов перейти к функциональным обязанностям сотрудников компании, то владельцем бизнес-процессов финансовой функции является финансовый директор. И обоснование принципов построения системы финансового управления собственникам и руководству компании, организация внедрения этой системы — его дело. В отсутствие подобной системы финансовый директор занимается «тушением пожаров», и расходует львиную долю рабочего времени на выполнение рутинных действий.
В рамках процессов текущего финансового планирования он отвечает за сроки и качество процесса, определяет потребность в финансировании, ведет переговоры с кредиторами, обосновывает бюджет перед топ-менеджментом и владельцами, предлагает варианты оптимизации финансовых потоков. В процессе управления затратами — организовывает их учет и планирование с нужной аналитикой и периодичностью, анализирует себестоимость и прибыльность продуктов, показывает владельцам, где они зарабатывают деньги, а где — нет, указывает на процессы, в которых возможно сокращение затрат. Объем работ на первый взгляд может показаться огромным, но при правильном распределении операций в процессах между сотрудниками финансовой службы можно выделить достаточно времени для организации системы финансового управления, поиска направлений увеличения прибыли компании. [18]
Заключение
Таким образом, бизнес-процессы играют огромную роль в организационной структуре. Они являются неотъемлемой частью успешной работы предприятия.
Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготовителю.
«Финансовые» бизнес-процессы в большинстве компаний являются вспомогательными или обслуживающими. Их задача — помочь функциям продаж, производства, логистики, снабжения, администрации генерировать максимум прибыли, рационально используя оборотные и основные средства компании, то есть облегчить процесс зарабатывания денег. Помощь заключается в оценке влияния на прибыль тех или иных управленческих решений, обеспечении оптимального объема финансирования операционной деятельности по приемлемой стоимости, контроле величины затрат и оборотных средств, мониторинге показателей достижения стратегических целей.
Моделирование и оптимизация бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
Предприятие, которое не осуществляет инвестиции в изменения, ставит на карту свою способность выживания на рынке, но само стремление к переменам не является гарантией выживания в конкретной борьбе. Необходимо умелое управление этими переменами.
Результатом моделирования и оптимизации бизнес-процессов является экстренное заключение, в котором отдельными пунктами выносятся рекомендации по устранению «узких мест» в управлении деятельностью.
Список использованной литературы
Законодательные и нормативно-методические документы
1. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 06.04.2011 N 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 14.06.2011 N 181-ФЗ).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 717 г. Москва "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансовых рынков», с изм., внесенными от 8.09.2011).
3. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 N 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
4. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011г. N 107 «Об утверждении положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснении международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011).
Специальная научная литература
6. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д.
Реинжиниринг бизнес-процессов, Полный курс MBA Издательство: Эксмо, 2007 г. – 287 с.
7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 320 с.
8. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 240 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 501 с.
10. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. Учебник для программы MBA Издательство: Инфра-М, 2009 г. – 315 c.
11. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. - М.: Форум, 2008. – 170 с.
12. Репников В.В. Бизнес-процессы в управлении предприятием. - М.: КНОРУС, 2009. – 113 с.
13. Ровиольникова М.Т. Реинжиниринг бизнес-
процессов: модное лекарство? //Управление компанией № 6, 2010 – С. 3-14.
14. Рындин А.Б, Шамаев В.И. Основы финансового менеджмента на
предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 350 с.
15. Соколова, Н. А., Оптимизация бизнес-процессов на предприятии// Финансовый менеджмент №22,. 2008 – С. 26-29.
16. Шеремет А.Д, Сайфулин Р.С.Финансы предприятий. - М.: Инфра - М, 2009. – 290 с.
Электронные ресурсы
17. Винокуров К. Основные бизнес-процессы [Электронный ресурс] / Технологии финансового управления. – Электр. дан. - 20.10.2008. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/
18. Федоров А.Д. Цели и задачи финансовой службы организации [Электронный ресурс] / Управление на предприятии. – Электр. дан. – 03.11.2009. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/
25
Информация о работе Особенности бизнес процессов финансовой службы