Особенности бизнес процессов финансовой службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить основные бизнес-процессы финансовой службы.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию бизнес-процессов;

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Бизнес-процессы в системе управления предприятием ___________ 5
1.1. Сущность и классификация бизнес-процессов ______________________ 5
1.2. Ренжиниринг, его виды и участники _____________________________10
Глава 2. Оптимизация основных бизнес-процессов финансовой службы___ 15
2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции _____________15
2.2. Организация бизнес-процессов финансовой службы ________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________ 25

Файлы: 1 файл

полная.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

В результате тщательного и всестороннего анализа часто можно обнаружить обширные области совершенствования бизнес-процессов посредством их упрощения. Так, скорость и качество протекания определенного бизнес-процесса можно увеличить, если параллельно выполнять те виды деятельности, которые ранее выполнялись последовательно, либо обобщить и систематизировать наиболее важную информацию (собираемую в критических точках протекания бизнес-процесса).

Усилия по проведению улучшений в жизнь должны быть достаточно мощными и сконцентрированными. Д. Миллер считает, что упрощение может касаться всего бизнес-процесса или его отдельных фрагментов. Другие подходы к совершенствованию бизнес-процесса, выходящие за рамки только лишь упрощений, требуют более глубокого и радикального вмешательства в структуру выполнения всех работ и организации бизнес-процесса. [9,94]

Чтобы обеспечить деятельность большинства организаций, обычно достаточно всего от 3 до 10 основных бизнес-процессов. Но определить их невозможно без соответствующего анализа и так называемого инсайта (интуиции). Бизнес-процессы редко можно описать в терминах традиционных управленческих структур, а тем более отыскать среди традиционных видов деятельности. Обычно выделяют три вида типичных бизнес-процессов: выработка стратегии, разработка нового товара, выполнение заказов. Масштаб программы реинжиниринга зависит от того, сколько основных бизнес-процессов будет ею охвачено. Результаты исследования конкретных хозяйственных ситуаций, возникающих в процессе реальных попыток перепроектирования и реинжиниринга бизнес-процессов, свидетельствуют как о достигнутых в ряде случаев существенных успехах, так и о неудачах и разочарованиях.

Перепректирование и реинжиниринг бизнес-процессов может позволить организации создать возможности для более тесного взаимодействия между поставщиками и заказчиками. [1]

Трансформация компании предполагает решительный отказ от традиционно сложившихся порядков, определение, переосмысление, переоценку и проведение изменений ключевых бизнес-процессов и структуры организации. Трансформация предполагает фундаментальное изменение сущности и характера выполняемых работ. Поддержка такого фундаментального изменения требует, по мнению П. МакХью, Дж. Мерли и У. Уиллера, применения комплексного (системного) подхода к человеческим ресурсам, обучению и развитию персонала, изменению структуры управления и ключевых бизнес-процессов, что в случае удачной реализации может привести к возникновению синергетического эффекта (превышение положительного результата совместного действия составляющих некоторого процесса или явления над суммой результатов изолированного действия каждой из них). [9,169]

Для большинства российских компаний наиболее актуален сегодня кризисный реинжиниринг, поскольку перед ними стоит  проблема жизни или смерти.

Задачи реинжиниринга включают объединение информаци­онных ресурсов структурных подразделений компании и созда­ние интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и матери­альных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности фир­мы, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возмож­ность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации. [9,172]

 

Участники реинжиниринговой деятельности и их функции.

Первое место занимает лидер проекта реинжиниринга — один из высших менеджеров фирмы, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Помимо организационных обязан­ностей, он отвечает за идеологическое обоснование проекта реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиаз­ма и ответственности. Лидер должен обладать высокой внут­ренней энергией.

Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства фирмы, лидера реинжиниринга, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей и стратегии реинжиниринга, согласова­ния интересов различных рабочих команд и решения конф­ликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер реинжиниринга. [15,26]

Особое место занимает менеджер, осуществляющий опера­тивное руководство реинжинирингом бизнеса в целом. Часто он выполняет формальную роль помощника лидера реинжи­ниринга. Функции, им выполняемые, — разработка методик и инструментов реинжиниринга, обучение и координация вла­дельцев процессов, помощь в организации рабочих команд.

Заметим, что менеджеры процессов — руководители, каж­дый из которых ответственен за обновление отдельного дело­вого процесса. Если в организации не определены процессы как таковые, в этом качестве выступают функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки дан­ного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он осуществляет функции наблюдения и контроля. Таким образом, менеджер процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного процесса.

Рабочая команда реинжиниринга — группа работников фир­мы (методисты, администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние участники (консультанты, разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу конкретного процесса. [15,27]

 

 


Глава 2. Оптимизация основных бизнес-процессов финансовой службы

 

2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции

 

Финансовая работа на предприятиях организуется и выполняется финансовыми службами. На крупных отечественных предприятиях для этого создаются специальные финансовые управления или отделы. На средних предприятиях могут создаваться финансовые отделы или финансовые группы в составе других подразделений (бухгалтерии, отделов, служб по анализу и прогнозированию, по труду и зарплате, ценообразованию). На малых предприятиях финансовая работа возлагается на главного бухгалтера.

Финансовым службам дано право получать необходимую информацию от всех других служб предприятий (это бухгалтерские балансы, отчеты, планы выпуска и отгрузки продукции, калькуляции себестоимости, сводные расчеты затрат и др.).

Начальник финансового управления (отдела), как правило, подчиняется руководителю предприятия или его заместителю по экономике и вместе с ними несет ответственность за финансовое состояние предприятия, сохранность собственных оборотных средств, за выполнение плана реализации, обеспечение денежными средствами финансирования предусмотренных планами затрат. [11,148]

Основными задачами финансовой службы являются:

- обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций;

- выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками.

Финансовая служба предприятия определяет способы и методы финансирования затрат. Ими могут быть самофинансирование, привлечение банковских и коммерческих (товарных) кредитов, привлечение акционерного капитала, получение бюджетных средств, лизинг. [7,231]

Для своевременного выполнения денежных обязательств финансовые службы создают оперативные денежные фонды, формируют резервы, используют финансовые инструменты привлечения денежной наличности в оборот предприятия.

Задачами финансовой службы также являются:

- содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей;

-    осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;

-      контроль за правильностью организации финансовых отношений. [16,183]

Функции финансовой службы обусловлены самим содержанием финансовой работы на предприятиях. Это: планирование; финансирование; инвестирование; организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; организация материального стимулирования, разработка систем премирования; выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения; страхование.

Функции финансового отдела (службы) и бухгалтерии тесно переплетаются и могут иногда совпадать. Тем не менее между ними есть существенные различия. Бухгалтерия фиксирует и отражает уже свершившиеся факты, а финансовая служба анализирует информацию, занимается планированием и прогнозированием финансовой деятельности, представляет руководству предприятия заключения, обоснования, расчеты для принятия управленческих решений, разрабатывает и реализует финансовую политику. [16,184]

В соответствии с уровнями финансового менеджмента определяются и функции финансовой службы предприятия.

Уровень финансового менеджмента

Функции финансовой службы

Финансово-экономическое управление хозяйственной деятельностью предприятия

Управление финансами предприятия

Стратегический

Разработка общекорпоративной финансовой стратегии предприятия (включая инвестиционную и кредитную).

Участие в управлении долгосрочным развитием предприятия и инвестициями.

Управление стратегическими финансовыми рисками.

Организация финансирования проектов долгосрочного развития предприятия.

Управление:

        необоротными активами;

        капиталом и инвестициями.

Текущий

Участие в бизнес-планировании хозяйственной деятельности предприятия.

Участие в управлении среднесрочным развитием стратегии предприятия, инновациями и инвестициями.

Управление:

        общей торговой политикой;

        финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. год с разбивкой по кварталам);

         среднесрочной налоговой политикой;

        распределением прибыли и дивидендной политикой;

         текущими финансовыми рисками.

Организация финансирования проектов среднесрочного развития предприятия.

Управление:

        оборотными и необоротными активами,

         собственным и заемным капиталом;

        привлечением заемных финансовых ресурсов;

        реальными и финансовыми инвестициями;

        финансовыми взаимоотношениями с бюджетами и банками.

Оперативный

Бюджетное управление операционной деятельностью предприятия.

Управление:

        оперативной торговой политикой;

        финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. квартал с разбивкой по месяцам);

        краткосрочной налоговой политикой;

         уровнем и динамикой финансовых результатов деятельности предприятия;

        оперативными финансовыми рисками.

Организация финансирования операционной деятельности предприятия.

Управление:

        оборотными активами;

        краткосрочным заемным капиталом;

        денежными потоками;

        оперативными финансовыми рисками;

        движением финансовых ресурсов между структурными подразделениями предприятия и источниками их финансирования.

Таблица 2. Функции финансовой службы. [17]

 

В Европейских странах подразделения финансовой службы, как правило, ориентированы на финансовые методы управления. Финансовую службу возглавляет финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам). Ему подчиняются отделы, например, финансового анализа, финансового контроля, финансового планирования, денежных средств и краткосрочных инвестиций.

Требования к профессиональному уровню финансовых работников предприятий возрастают. Руководитель финансовой службы должен внимательно следить за изменениями эффективности производства и экономической политикой государства. Он должен владеть определенными знаниями в области макро- и микроэкономики, проводить гибкую финансовую политику государства. [4]

 

2.1. Организация бизнес-процессов финансовой службы

 

В условиях обостряющейся конкуренции основные резервы повышения эффективности бизнес-систем находятся внутри их самих, поскольку цена ресурсов на входе и продукции на выходе колеблется, как правило, в незначительном диапазоне, что особенно заметно на рынке потребительских товаров. Поэтому активная работа по описанию корпоративной сети бизнес-процессов, их регламентации, аудиту и проектированию, ведущаяся во многих крупных компаниях,— отнюдь не модное веяние, а объективная необходимость. Функциональная область «финансы» не может и не должна быть обойдена вниманием. [13,3]

«Финансовые» бизнес-процессы в большинстве компаний являются вспомогательными или обслуживающими. Их задача — k Помощь заключается в оценке влияния на прибыль тех или иных управленческих решений, обеспечении оптимального объема финансирования операционной деятельности по приемлемой стоимости, контроле величины затрат и оборотных средств, мониторинге показателей достижения стратегических целей. [13,5]

Для выполнения этих задач в финансовой функции должно быть отлажено несколько основных процессов:

1.      Долгосрочное планирование денежного потока и прибыли компании;

2.      Текущее финансовое планирование и управление оборотными средствами;

3.      Оперативное управление денежными потоками;

4.      Управленческий оперативный учет;

5.      Калькулирование себестоимости, управление затратами, контроллинг;

6.      Обеспечение финансирования операционной деятельности, инвестиционных проектов, работа с кредиторами и инвесторами;

7.      Анализ хозяйственной деятельности.

Это набор «крупных» процессов, которые включают большое количество подпроцессов и операций, закрепленных за отдельными подразделениями и сотрудниками финансовой службы. Они имеют множество точек взаимодействия, поэтому имеет смысл рассматривать их в рамках финансовой службы в целом, а отдельные подразделения выделять условно для закрепления ответственности за операции. На предприятиях, особенно принадлежащих к тяжелой промышленности, приходится сталкиваться с такой проблемой, как слабая коммуникация между финансовыми подразделениями: бухгалтерией, планово-экономическим и финансовым отделами. Проблема обусловлена сложившейся системой управления, когда функционируют три разных вертикали без единого управляющего центра. В результате управление денежными потоками и затратами не связаны между собой, а в процессах экономического, финансового планирования и анализа недостаточно используются фактические данные. [11,134]

Информация о работе Особенности бизнес процессов финансовой службы