Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:16, реферат
Цель данной работы – изучить основные бизнес-процессы финансовой службы.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию бизнес-процессов;
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Бизнес-процессы в системе управления предприятием ___________ 5
1.1. Сущность и классификация бизнес-процессов ______________________ 5
1.2. Ренжиниринг, его виды и участники _____________________________10
Глава 2. Оптимизация основных бизнес-процессов финансовой службы___ 15
2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции _____________15
2.2. Организация бизнес-процессов финансовой службы ________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________ 25
В результате тщательного и всестороннего анализа часто можно обнаружить обширные области совершенствования бизнес-процессов посредством их упрощения. Так, скорость и качество протекания определенного бизнес-процесса можно увеличить, если параллельно выполнять те виды деятельности, которые ранее выполнялись последовательно, либо обобщить и систематизировать наиболее важную информацию (собираемую в критических точках протекания бизнес-процесса).
Усилия по проведению улучшений в жизнь должны быть достаточно мощными и сконцентрированными. Д. Миллер считает, что упрощение может касаться всего бизнес-процесса или его отдельных фрагментов. Другие подходы к совершенствованию бизнес-процесса, выходящие за рамки только лишь упрощений, требуют более глубокого и радикального вмешательства в структуру выполнения всех работ и организации бизнес-процесса. [9,94]
Чтобы обеспечить деятельность большинства организаций, обычно достаточно всего от 3 до 10 основных бизнес-процессов. Но определить их невозможно без соответствующего анализа и так называемого инсайта (интуиции). Бизнес-процессы редко можно описать в терминах традиционных управленческих структур, а тем более отыскать среди традиционных видов деятельности. Обычно выделяют три вида типичных бизнес-процессов: выработка стратегии, разработка нового товара, выполнение заказов. Масштаб программы реинжиниринга зависит от того, сколько основных бизнес-процессов будет ею охвачено. Результаты исследования конкретных хозяйственных ситуаций, возникающих в процессе реальных попыток перепроектирования и реинжиниринга бизнес-процессов, свидетельствуют как о достигнутых в ряде случаев существенных успехах, так и о неудачах и разочарованиях.
Перепректирование и реинжиниринг бизнес-процессов может позволить организации создать возможности для более тесного взаимодействия между поставщиками и заказчиками. [1]
Трансформация компании предполагает решительный отказ от традиционно сложившихся порядков, определение, переосмысление, переоценку и проведение изменений ключевых бизнес-процессов и структуры организации. Трансформация предполагает фундаментальное изменение сущности и характера выполняемых работ. Поддержка такого фундаментального изменения требует, по мнению П. МакХью, Дж. Мерли и У. Уиллера, применения комплексного (системного) подхода к человеческим ресурсам, обучению и развитию персонала, изменению структуры управления и ключевых бизнес-процессов, что в случае удачной реализации может привести к возникновению синергетического эффекта (превышение положительного результата совместного действия составляющих некоторого процесса или явления над суммой результатов изолированного действия каждой из них). [9,169]
Для большинства российских компаний наиболее актуален сегодня кризисный реинжиниринг, поскольку перед ними стоит проблема жизни или смерти.
Задачи реинжиниринга включают объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности фирмы, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации. [9,172]
Участники реинжиниринговой деятельности и их функции.
Первое место занимает лидер проекта реинжиниринга — один из высших менеджеров фирмы, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Помимо организационных обязанностей, он отвечает за идеологическое обоснование проекта реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиазма и ответственности. Лидер должен обладать высокой внутренней энергией.
Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства фирмы, лидера реинжиниринга, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей и стратегии реинжиниринга, согласования интересов различных рабочих команд и решения конфликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер реинжиниринга. [15,26]
Особое место занимает менеджер, осуществляющий оперативное руководство реинжинирингом бизнеса в целом. Часто он выполняет формальную роль помощника лидера реинжиниринга. Функции, им выполняемые, — разработка методик и инструментов реинжиниринга, обучение и координация владельцев процессов, помощь в организации рабочих команд.
Заметим, что менеджеры процессов — руководители, каждый из которых ответственен за обновление отдельного делового процесса. Если в организации не определены процессы как таковые, в этом качестве выступают функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки данного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он осуществляет функции наблюдения и контроля. Таким образом, менеджер процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного процесса.
Рабочая команда реинжиниринга — группа работников фирмы (методисты, администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние участники (консультанты, разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу конкретного процесса. [15,27]
Глава 2. Оптимизация основных бизнес-процессов финансовой службы
2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции
Финансовая работа на предприятиях организуется и выполняется финансовыми службами. На крупных отечественных предприятиях для этого создаются специальные финансовые управления или отделы. На средних предприятиях могут создаваться финансовые отделы или финансовые группы в составе других подразделений (бухгалтерии, отделов, служб по анализу и прогнозированию, по труду и зарплате, ценообразованию). На малых предприятиях финансовая работа возлагается на главного бухгалтера.
Финансовым службам дано право получать необходимую информацию от всех других служб предприятий (это бухгалтерские балансы, отчеты, планы выпуска и отгрузки продукции, калькуляции себестоимости, сводные расчеты затрат и др.).
Начальник финансового управления (отдела), как правило, подчиняется руководителю предприятия или его заместителю по экономике и вместе с ними несет ответственность за финансовое состояние предприятия, сохранность собственных оборотных средств, за выполнение плана реализации, обеспечение денежными средствами финансирования предусмотренных планами затрат. [11,148]
Основными задачами финансовой службы являются:
- обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций;
- выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками.
Финансовая служба предприятия определяет способы и методы финансирования затрат. Ими могут быть самофинансирование, привлечение банковских и коммерческих (товарных) кредитов, привлечение акционерного капитала, получение бюджетных средств, лизинг. [7,231]
Для своевременного выполнения денежных обязательств финансовые службы создают оперативные денежные фонды, формируют резервы, используют финансовые инструменты привлечения денежной наличности в оборот предприятия.
Задачами финансовой службы также являются:
- содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей;
- осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;
- контроль за правильностью организации финансовых отношений. [16,183]
Функции финансовой службы обусловлены самим содержанием финансовой работы на предприятиях. Это: планирование; финансирование; инвестирование; организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; организация материального стимулирования, разработка систем премирования; выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения; страхование.
Функции финансового отдела (службы) и бухгалтерии тесно переплетаются и могут иногда совпадать. Тем не менее между ними есть существенные различия. Бухгалтерия фиксирует и отражает уже свершившиеся факты, а финансовая служба анализирует информацию, занимается планированием и прогнозированием финансовой деятельности, представляет руководству предприятия заключения, обоснования, расчеты для принятия управленческих решений, разрабатывает и реализует финансовую политику. [16,184]
В соответствии с уровнями финансового менеджмента определяются и функции финансовой службы предприятия.
Уровень финансового менеджмента | Функции финансовой службы | |
Финансово-экономическое управление хозяйственной деятельностью предприятия | Управление финансами предприятия | |
Стратегический | Разработка общекорпоративной финансовой стратегии предприятия (включая инвестиционную и кредитную). Участие в управлении долгосрочным развитием предприятия и инвестициями. Управление стратегическими финансовыми рисками. | Организация финансирования проектов долгосрочного развития предприятия. Управление: необоротными активами; капиталом и инвестициями. |
Текущий | Участие в бизнес-планировании хозяйственной деятельности предприятия. Участие в управлении среднесрочным развитием стратегии предприятия, инновациями и инвестициями. Управление: общей торговой политикой; финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. год с разбивкой по кварталам); среднесрочной налоговой политикой; распределением прибыли и дивидендной политикой; текущими финансовыми рисками. | Организация финансирования проектов среднесрочного развития предприятия. Управление: оборотными и необоротными активами, собственным и заемным капиталом; привлечением заемных финансовых ресурсов; реальными и финансовыми инвестициями; финансовыми взаимоотношениями с бюджетами и банками. |
Оперативный | Бюджетное управление операционной деятельностью предприятия. Управление: оперативной торговой политикой; финансовым состоянием предприятия (с ориентацией на весь плановый период, т.е. квартал с разбивкой по месяцам); краткосрочной налоговой политикой; уровнем и динамикой финансовых результатов деятельности предприятия; оперативными финансовыми рисками. | Организация финансирования операционной деятельности предприятия. Управление: оборотными активами; краткосрочным заемным капиталом; денежными потоками; оперативными финансовыми рисками; движением финансовых ресурсов между структурными подразделениями предприятия и источниками их финансирования. |
Таблица 2. Функции финансовой службы. [17]
В Европейских странах подразделения финансовой службы, как правило, ориентированы на финансовые методы управления. Финансовую службу возглавляет финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам). Ему подчиняются отделы, например, финансового анализа, финансового контроля, финансового планирования, денежных средств и краткосрочных инвестиций.
Требования к профессиональному уровню финансовых работников предприятий возрастают. Руководитель финансовой службы должен внимательно следить за изменениями эффективности производства и экономической политикой государства. Он должен владеть определенными знаниями в области макро- и микроэкономики, проводить гибкую финансовую политику государства. [4]
2.1. Организация бизнес-процессов финансовой службы
В условиях обостряющейся конкуренции основные резервы повышения эффективности бизнес-систем находятся внутри их самих, поскольку цена ресурсов на входе и продукции на выходе колеблется, как правило, в незначительном диапазоне, что особенно заметно на рынке потребительских товаров. Поэтому активная работа по описанию корпоративной сети бизнес-процессов, их регламентации, аудиту и проектированию, ведущаяся во многих крупных компаниях,— отнюдь не модное веяние, а объективная необходимость. Функциональная область «финансы» не может и не должна быть обойдена вниманием. [13,3]
«Финансовые» бизнес-процессы в большинстве компаний являются вспомогательными или обслуживающими. Их задача — k Помощь заключается в оценке влияния на прибыль тех или иных управленческих решений, обеспечении оптимального объема финансирования операционной деятельности по приемлемой стоимости, контроле величины затрат и оборотных средств, мониторинге показателей достижения стратегических целей. [13,5]
Для выполнения этих задач в финансовой функции должно быть отлажено несколько основных процессов:
1. Долгосрочное планирование денежного потока и прибыли компании;
2. Текущее финансовое планирование и управление оборотными средствами;
3. Оперативное управление денежными потоками;
4. Управленческий оперативный учет;
5. Калькулирование себестоимости, управление затратами, контроллинг;
6. Обеспечение финансирования операционной деятельности, инвестиционных проектов, работа с кредиторами и инвесторами;
7. Анализ хозяйственной деятельности.
Это набор «крупных» процессов, которые включают большое количество подпроцессов и операций, закрепленных за отдельными подразделениями и сотрудниками финансовой службы. Они имеют множество точек взаимодействия, поэтому имеет смысл рассматривать их в рамках финансовой службы в целом, а отдельные подразделения выделять условно для закрепления ответственности за операции. На предприятиях, особенно принадлежащих к тяжелой промышленности, приходится сталкиваться с такой проблемой, как слабая коммуникация между финансовыми подразделениями: бухгалтерией, планово-экономическим и финансовым отделами. Проблема обусловлена сложившейся системой управления, когда функционируют три разных вертикали без единого управляющего центра. В результате управление денежными потоками и затратами не связаны между собой, а в процессах экономического, финансового планирования и анализа недостаточно используются фактические данные. [11,134]
Информация о работе Особенности бизнес процессов финансовой службы