Основы формирования конкурентной среды и конкурентоспособности предприятий торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в разработке и апробации методик экономической оценки конкурентной среды локальных потребительских рынков и конкурентоспособности предприятий розничной торговли, торгующих технически сложными инновационными товарами.
Выбранная цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
- исследовать и систематизировать теоретико-методологические подходы к определению категорий «конкуренция», «конкурентоспособность»;
- установить тенденции и закономерности развития рынков технически сложных инновационных товаров и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на конкурентоспособностьфункционирующих на таких рынках предприятий;

Файлы: 1 файл

В работе исследуются основы формирования.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

В работе исследуются основы формирования конкурентной среды и конкурентоспособности предприятий торговли (на примере локальных потребительских рынков республик Башкортостан и Татарстан) в целях разработки научно обоснованной методики оценки конкурентной среды и системы управления конкурентоспособностью предприятия.

Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия переживает бурный экономический рост, сопровождающийся сложными и противоречивыми процессами. В этих условиях становление и  развитие рыночных отношений происходит крайне неравномерно. Слабость и даже отсутствиеконкуренции на одних рынках и чрезмерная сила на других приводят к различиям по качеству жизни, уровню цен, структуре предложения, качеству товаров и услуг, готовности предпринимателей кинтеграции России в мировую систему хозяйственных связей и др. Определение оптимальной, предельно интенсивной конкуренции, не охлаждающей предпринимательскую, инвестиционную активность, становится все более актуальным для страны, стремящейся занять лидирующие позиции в мире.

О важности развития конкуренции  можно судить по активизации законодательной  инициативы в данной сфере. Принятие закона «О защите конкуренции», формирование совета поконкурентоспособности и предпринимательству при правительстве Российской Федерации свидетельствуют о том, что произошли радикальные, необратимые изменения в среде функционирования российских предприятий, вызывающие необходимость пересмотра многих традиционных правил. Существует целый ряд вопросов, требующих решения, касающихся методологии измерения конкуренции на потребительском рынке и конкурентоспособности предприятий розничнойторговли; оценки и систематизации многочисленных факторов, оказывающих влияние на конкурентныепозиции субъектов рынка; разработки управленческого инструментария.

Важность рассматриваемой проблемы для теории и практики эффективного функционирования предприятий розничной  торговли в условиях усиления конкурентной борьбы предопределила актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности  проблемы. Истоки теории конкуренции  заложены в классических работах  Маркса К., Риккардо Д., Смита А. Их исследования получили логическое продолжение в работах Валраса Д., Кейнса Дж., Робинсона Дж., Чемберлина Э. Среди современных зарубежных экономистов, рассматривающих конкурентные отношения, необходимо выделить ДАвена Р., Гупта А., Портера М., Рэнделла Р., Салена П., Фаэя JI.

В процессе исследования автором  проанализированы и обобщены научные  аспекты теории, методологии и  методики оценки конкуренции, управления конкурентоспособностью, отражённые в  современных трудах отечественных  ученых-экономистов: Азоева Г.Л., Белоусова B.JL, Кричевского M.JL,Минько Э.В., Таранухи Ю.В., Фатхутдинова Р.А, Челенкова А.П. и др. Вопросы оценки конкуренции напотребительских рынках и конкурентоспособности предприятий розничной торговли затрагиваются в работах реже. Торговая услуга была выделена сравнительно недавно и анализируется в трудах Гридчиной A.B., Дзахмишевой И.Ш., Койчакаева И.Ш., Кунаева А.И., Лифица И.М., Магомедова Ш.Ш., Парамоновой Т.Н., Рубина Ю.Б., Савкиной Р.В., Светунькова С.Г.

Дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность  концептуальных, методологических подходов, методических аспектов и особая значимость решения практических задач оценки конкуренции на потребительских  рынках и разработки системы управления конкурентоспособностьюторговых предприятий обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и формулировку задач.

Объектом исследования являются предприятия розничной торговли и локальные потребительскиерынки.

Предметом исследования являются экономические отношения на конкурентных локальных потребительских рынках технически сложных инновационных товаров.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит  в разработке и апробации методик  экономической оценки конкурентной среды локальных потребительских  рынков и конкурентоспособности  предприятий розничной торговли, торгующих технически сложными инновационными товарами.

Выбранная цель исследования определяет постановку и решение следующих  задач:

- исследовать и систематизировать  теоретико-методологические подходы  к определению категорий «конкуренция», «конкурентоспособность»;

- установить тенденции  и закономерности развития рынков  технически сложных инновационных  товаров и выявить факторы,  оказывающие наиболее существенное  влияние на конкурентоспособностьфункционирующих на таких рынках предприятий;

- разработать методику интегральной  оценки конкурентоспособности предприятий  розничной торговли; сформировать  систему управления конкурентоспособностью  предприятия розничной торговли;

- определить показатели, наиболее полно определяющие  конкурентные отношения, сложившиеся  натоварном рынке;

- разработать методику  оценки конкурентной среды потребительского рынка.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: 15 - экономика, организация  и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Теоретической и методологической основой исследования послужили  работы российских и зарубежных ученых, посвященные анализируемому кругу  проблем. В процессе исследования изучены  и обобщены содержащиеся в них  теоретико-концептуальные научные  положения. В методологическом отношении  диссертация базируется на общенаучных  методах функционально-структурного анализа и экспертных оценках. Характер рассматриваемой проблемы потребовал от автора обеспечить системный подход и преемственность в исследовании относящегося к ней круга вопросов.

Информационной базой  исследования послужили законодательные  акты Федерального Собрания РФ, приказы  Федеральной антимонопольной службы, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов по РБ и РТ, Министерства экономического развития РФ, Министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ, информационно-аналитические обзоры, публикуемые в СМИ, данные всех видов учета на исследуемых предприятиях.

Научная новизна диссертационной  работы. В диссертации получены следующие  результаты, содержащие элементы научной  новизны:

- уточнены и систематизированы  факторы конкурентоспособности торгового предприятия, функционирующего на рынке технически сложных инновационных товаров, оказывающие наиболее существенное влияние на потребителя: цена потребления; качество товаров; качество сопровождения товаров; качество торгового обслуживания. Определено, что для покупателя важно не толькофактическое значение факторов, но и различия предприятий по ним;

- предложена методика  интегральной оценки конкурентоспособности  торговых предприятий, предусматривающая  показатель, отражающий индивидуальность  предприятий, позволяющий в полной  мере учитывать мнения потребителей, ищущих многообразия. Выявлена зависимость уровня конкурентоспособности предприятия от выделенных факторов позволяющая разрабатывать стратегию роста конкурентоспособности с учетом потребностей покупателей;

- установлено концептуальное  различие между понятиями «сила конкуренции», «уровень конкуренции», «интенсивность конкуренции»: понятие «интенсивность конкуренции» характеризует только действие, направленное на конкурента; понятие «уровень конкуренции» в большей мере отражает качественные параметры явления;

- предложена методика  количественной оценки силы, уровня  и интенсивности конкуренции,  позволившая построить модель  конкурентной среды, характеризующуюся  емкостью и информативностью, упрощением  процедур сравнения и прогнозирования  конкуренции на локальных рынках. Определены точки равновесия - состояния,  в котором сила конкуренции  соответствует ее уровню, что  позволяет определять конкуренцию, не снижающую предпринимательскую, инвестиционную активность, выявлять диспропорции конкурентной среды, устанавливать привлекательность рынка;

- разработана система  управления конкурентоспособностью  предприятия розничной торговли, включающая формирование ответственности  и заинтересованности в повышении конкурентоспособности работников предприятия и разработку инновационных механизмов формирования ассортимента товаров и услуг. Стимулировать сотрудников целесообразно основываясь на оценках конкурентоспособности предприятия и конкурентной среды локального рынка.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что  проведен анализ конкурентной среды  потребительских рынков городов Приволжского федерального округа и спрогнозированы тенденции ее развития. Сформулированные и обоснованные в исследовании выводы и предложения могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях конкурентных отношений на потребительских рынках. Результаты диссертационной работы могут применяться при подготовке учебных программ и чтении курсов по экономике, предприятий, маркетингу и спецкурсов, посвященных проблемам конкурентоспособности. Предлагаемые методики могут быть использованы торговыми предприятиями при оценке конкурентной позиции, формировании конкурентной стратегии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались  на Межвузовских научно-практических конференциях, проведенных в г.Уфе  и на Международной научно-практической конференции в г.Пензе.

Научные разработки внедрены и успешно  применяются в Исследовательской  компании «Му-МагкеЬ>, что подтверждается соответствующими документами.

Методика определения  силы и уровня конкуренции при  анализе конкурентной среды зарегистрирована как интеллектуальный продукт в ФГУП «ВНТИЦ» 13 декабря 2007г. (Свидетельство № 72200700032).

Теоретические положения  и результаты исследования использованы в учебном процессе Уфимского  института (филиала) РГТЭУ при подготовке курсов «Экономика и организация управления розничнымиторговыми сетями», «Экономика предприятия».

Публикации результатов  исследования. Автором диссертации  по теме исследования опубликовано 10 научных  работ общим объемом 3,54 печ. л., из них 2 статьи объемом 0,5 печ. л- в периодических  научных изданиях, рекомендованных  ВАК РФ для публикации основных результатов  диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических  наук.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)", Тимирьянова, Венера Маратовна

Рынки, как показывают исследования, отличаются по характеру конкурентных отношений на них. Конкуренция имеет свойство изменяться: постоянно порождает новые формы противоречивости, и сама разрешает их, она угасает и вновь обостряется. К ее результатам относится снижение издержекпроизводства, максимизация прибыли, повышение качества продукции, усиление инновационнойактивности и в то же время концентрация и централизация деятельности, усиление эксплуатации работников, вытеснение малого бизнеса или его вовлечение в сферу влияния крупных предприятий.Объективные причины приводят к различиям конкуренции на рынках, которые углубляются в процессе ее эволюции. Все это порождает различия в инновационной, инвестиционной активностипредпринимателей, и в качестве предоставляемых товаров (работ, услуг), и в уровне жизни в целом в регионах Российской Федерации.Несмотря на множество различий, существует ряд общих для всех рынков тенденций. Главными особенностями конкуренции в настоящее время являются ее глобализация, постоянное усложнение, но, несмотря на это, стремление к равновесию и рациональности.Анализ конкуренции на локальных рынках выявляет различия рынков по уровню и силе конкурентных отношений на них. И в то же время полученные результаты отмечают стремление рынков к балансумежду этими факторами, позволяющему участникам рынка продолжать деятельность, сохранять финансовую устойчивость, осуществлять инвестиции, внедрять инновации и Настоящее исследование представляет собой попытку по-новому взглянуть на конкуренцию, раскрыть ее механизмы, определить возможные рычаги воздействия на нее. Необходимым условием оценки силы и уровня конкуренции на рынке стала конкретизация данных понятий и проведение их количественной оценки. В работе определено, что сила конкуренции отражает остроту борьбы конкурентов, напряженность, интенсивность их отношений. Это энергия определенным образом воздействующая на рынок. Уровень конкуренции характеризует достигнутый этап развития и качества конкурентных отношений. С учетом этих показателей разработана методика оценки конкурентной среды, отличающаяся от существующих аналогов емкостью и информативностью, упрощением процедур сравнения и прогнозирования конкуренции на локальных рынках. Графическое отражение сложившейся ситуации на рынке позволяет наглядно представлять ситуацию и прогнозировать тенденции.Расположение анализируемого субъекта рынка слева от линии равновесия говорит об относительно высокой силе конкуренции, о снижениипривлекательности рынка для инвестиций, о вероятности ухода с рынка наименее конкурентоспособногопредприятия. Нахождение рынка правее говорит о слабой по силе конкуренции, о высоком уровне развития рынка и конкурентных отношений, о привлекательности рынка, о вероятности появления новых конкурентов. Крайние значения координат сигнализируют о наличии диспропорций на рынке.Экономическая оценка и прогнозирование конкуренции необходимы предприятиям разрабатывающим стратегию с учетом тенденции развития рынка, антимонопольным органам и руководителям территорий для регулирования, предотвращения перегрева-охлаждения рынков.Переход к экономике, базирующейся на разработках научно технического прогресса, и интенсивный всеобъемлющий рост применяемых информационных, коммуникационных технологий ведет к повсеместному внедрению инноваций и усложнению товаров. В результате выделяются локальныепотребительские рынки технически сложных инновационных товаров, что требует новых подходов к их экономической оценке. Основной особенностью технически сложных инновационных товаров, выявленной в ходе исследования, является возрастающее значение сервисного сопровождения, постоянное уменьшение относительной важности материальной части товара.Субъектамипотребительского рынка являются потребители и торговые предприятия. Их определение и исследование - обязательное условие формирования полной картины рынка.Основным показателем, отражающим влияние потребителя на конкуренцию, является рыночная власть покупателя. Подкрепленная высокой информированностью потребителя, она определяет характер спроса и становится существенным фактором, влияющим на развитие конкурентных отношений. В работе была проведена оценка рыночной власти покупателя и анализ насыщенности рынка инновациями. Определена неоднородность анализируемых рынков по уровню информированности, образованностипотребителей и инновационной активности предприятий. Проведенный расчет рыночной власти покупателя на локальных рынках Приволжского федерального округа показал различия во влиянияхпокупателей на предприятия.Выявление конкурентов на рынке и оценка их конкурентоспособностинеобходимый этап в экономической оценке конкуренции на локальном рынке.В исследовании установлены и систематизированы факторы конкурентоспособности торгового предприятия, функционирующего на рынке технически сложных инновационных товаров; изучены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на потребителя: цена потребления, качество товаров, качество их сопровождения, качество торгового обслуживания. С учетом важности для покупателя не только фактического значения этих факторов, но и степени дифференциации предприятия по каждому из них установлена необходимость включения показателя, отражающего исключительность ключевого фактора в интегральную оценку конкурентоспособности торговых предприятий.Обоснование весомости факторов конкурентоспособности проводилось методом экспертных оценок. Состав экспертной группы формировался из квалифицированных специалистов по стажу работы, по ученому званию и степени, по занимаемой должности. Опрос привлеченных экспертов проводился путем анкетирования. Выводы экспертов оценивались на согласованность.В данной работе проведена попытка учета дифференцированности предприятий в интегральной оценке, позволяющая в полной мере учитывать мнение потребителя, ищущего многообразия предлагаемых товаров и услуг.Разработана методика интегральной оценки конкурентоспособности торговых предприятий, позволяющая составить систему управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия. Определена модель зависимости уровня конкурентоспособности предприятия от выделенных факторов, позволяющая разрабатывать стратегию роста конкурентоспособности и учитывающая потребности покупателей.Формирование и поддержание высокой конкурентоспособности невозможно без разработки четкой системы управления. Качество, эффективность управления и организации торговлипредприятия определяют его успех в конкурентной борьбе. Отмечено, что управление человеческими ресурсами можно рассматривать как разновидность стратегического управления конкурентоспособностью предприятия торговли. Обоснована необходимость формирования системы мотивации персонала с учетом достигнутых целевых уровней конкурентоспособности и системыпремирования руководящего звена, учитывающей конкурентоспособность предприятия и особенности конкурентной среды локальных рынков, на которых они функционируют, что способствуетзаинтересованности сотрудников предприятия в повышении его конкурентоспособности.Разработанная система премирования руководителя подразделения напрямую зависит от результатов его труда, усилий, которые он прилагает, а не от географических, экономических, социальных условий, определяемых внешней средой.Хотя каждое успешное предприятие применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности - характер и эволюция всех успешных предприятий - оказываются в своей основе одинаковыми.Предприятия добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций.Учитывая это, выявлена необходимость внедрения инноваций на предприятие торговли как неизбежного фактора повышения его конкурентоспособности.Определено, что конкурентоспособностьпредприятия может быть повышена путем внедрения инноваций, напрямую влияющих на потребителя (новые, усовершенствованные товары, услуги, ценовые стратегии) и инноваций косвенного воздействия (новые методы организации деятельности предприятия, труда рабочих). Основными видами инновационной активности предприятий торговли, в условиях возрастающего влияния потребителя на развитие рынков, являются: формирование портфеля товарных нововведений и внедрение новых торговых услуг. Отмечено, что для розничных предприятий торгующих технически сложнымиинновационными товарами, значительная доля в ассортименте должна принадлежать товарам-новинкам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Тимирьянова, Венера Маратовна, 2008 год

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть I) от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принятГД  ФСРФ 16.07.1998)(ред. от 17.05.2007)

2. Социально-экономическое  положение России в 2007г. Предварительные  данные. Федеральная служба государственной  статистики // Официальный сайт Федеральной  службы государственной статистики -режим доступа: http://www.gks.m/bgoVregl/B07_01/Main.htm

3. Социально-экономическое  положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2007г. - 227с.

4. Социально-экономическое  положение муниципальных районов  и городских округов Республики  Башкортостан: Статистический сборник/  Бшкортостанстат. - Уфа, 2008. - 240с.

5. Социально-экономические  показатели за 2007г. // Официальный  сайт муниципального образования г. Набережные Челны - - режим доступа: http://nabchelny.ru/ekrazvitie/itogi/2008-02-08/sotsialno-ekonomicheskie_pokaza teli_za_dekabr_2007g

6. R. Schwantz. How to Get Your Competition Fired (without Saying Anything Bad about Them) Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2005. - 209c.

7. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.

8. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы- М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. - 256 с.

9. Александрова А.Н. Экономическая эффективность производства образовательных услуг: Дис. ... канд.экон. наук. Кострома. 1996. -

10. Алимова Т.А., Луковкина Е.В., Поповская Е.В. Порядок проведения и оценки конкурентной среды на товарных рынках: возможности использования статистических данных // Вопросы статистики. - 2005. №5. -С.3-9.

11. Афанасьев А.А., Левин М.Б. Создание модели зависимости выручки розничной торговой точки от факторов конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. №3. - 108-120.

12. Асаул В.В. Методология повышения конкурентоспособности строительных организаций: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Санкт-Петербург. 2007. - 47с.

13. Барнева А.Ю. Инновация как экономическая категория // Инновации. - 2007. №9 (107). - 61-63.

14. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004. 219с. - (Высшее образование).

15. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукциии // Маркетинг в России и зарубежом - 2005. №4. - 72-85.

Информация о работе Основы формирования конкурентной среды и конкурентоспособности предприятий торговли