Основные модели менеджмента, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

К основным моделям менеджмента относятся: европейская, американская и японская модели менеджмента.
Заметное влияние на формирование европейского менеджмента оказали английские исследователи. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Файлы: 1 файл

менеджмент Вариант 5.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом  и содержанием деятельности, а  не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы —  такая группа мотивов, когда побуждающие  факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных  мотивов к деятельности побуждают  не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

мотив долга и ответственности  перед обществом, группой, отдельными людьми;

мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

стремление получить одобрение других людей;

стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к  тем внешним атрибутам, которые  может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

мотивы избежания неприятностей  и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные  мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и  процессу деятельности, то они не обеспечат  максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь  высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и  поведение, которое направлено на высокие  результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и  зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

значимость достижения успеха;

надежда на успех;

субъективно оцениваемая  вероятность достижения успеха;

субъективные эталоны  достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с  осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation —  присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений  с другими людьми, стремление к  контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение  — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и  которые способны актуализировать  негативную мотивацию, разнообразны:

вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);

материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);

социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие  группой, социальный остракизм);

лишение свободы;

физическое наказание.

5 Стратегический  менеджмент, его сущность и назначение

  Стратегический менеджмент – объединение интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели. Стратегический менеджмент – процесс, который уникален для каждой фирмы.

Этапы стратегического менеджмента:

- анализ среды;

- формирование стратегии; 

- реализация стратегии; 

- оценка и контроль  реализации стратегии.

Анализ среды – считается  исходным этапом процесса стратегического  управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и  целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Формирование стратегии – определение  миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии – процесс  определения миссии и целей организации, а также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии  – процесс, в котором стратегия  преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и  процедур, а также это – процесс  проведения стратегических изменений  в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии  – обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии  и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Стратегический менеджмент - обоснование  и выбор перспективных целей  развития предприятия и повышения  его конкурентоспособности, их закрепление  в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

а) определение целей  фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств  достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих  перспективных планов и программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Тесты

1. Что такое метод  экстраполяции?

а) внедрение технических  новшеств и прогрессивных технологий;

б) определение направлений  и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

в) использование результатов  показателей прошлого периода и  на основе постановки оптимистичных  целей распространение насколько  завышенных показателей на будущий  период;

г) нет правильного  ответа. 

Верный ответ в) использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистичных целей распространение насколько завышенных показателей на будущий период.

2. … - это процесс  деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.

а) централизация;

б) департаментализация;

в) децентрализация;

г) делегирование.

Верный ответ б) департаментализация.

3. … - это передача  задач и полномочий лицу, которое  берет на себя ответственность за их выполнение.

а) полномочия;

б) ответственность;

в) делегирование;

г) причастность.

Верный ответ в) делегирование.

4. «________– это понятие,  включающее чувство принадлежности  к чему-либо или к кому-либо, чувство социального взаимодействия.

а) причастность;

б) эмоциональность;

в) ожидание;

г) валентность.

Верный ответ  а) причастность.

5. Модель Портера-Лоулера  представляет собой комплексную  процессуальную теорию мотивации,  которая включает элементы:

а) теории ожидания и теории справедливости;

б) теории потребностей и  теории ожидания;

в) теории справедливости и теории потребностей;

г) нет правильного  ответа.

Верный ответ а) теории ожидания и теории справедливости.

Информация о работе Основные модели менеджмента, их характеристика