Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:11, курс лекций
Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия (ЭБП) является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической). Ее иногда называют еще «кадровой и интеллектуальной» составляющей ЭБП.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. Экономическая безопасность страны
§ 1. Содержание и структура экономической безопасности
§ 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
§ 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
5
10
16
Глава 2. Стратегия безопасности предприятия
§ 1. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия
§ 2. Источники и факторы риска производственного предприятия
§ 3. Методы управления хозяйственным риском
§ 4. Организационное обеспечение социально-экономической безопасности бизнеса
24
30
39
46
Глава 3. Основы политики информационной безопасности
§ 1. Угрозы безопасности автоматизированных систем
§ 2. Создание политики информационной безопасности
§ 3. Практические инструкции по защите от внутренних угроз
57
73
84
Глава 4. Проблемы обеспечения кадровой безопасности
§ 1. Понятие кадровой безопасности
§ 2. Меры предотвращения отрицательных влияний групп риска для безопасности предприятия
§ 3. Кадровая политика и работа с кадрами
88
91
100
Глава 5. Альянсы
§ 1. Сущность альянсов
§ 2. Этапы становления альянсов
129
137
Глава 6. Виды стратегий в бизнесе
143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
163
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
166
ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям;
диверсификация экспортного потенциала;
обеспечение повышения экологической безопасности.
Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности Российской Федерации – неконкурентоспособность большинства отраслей российской экономики.
Исходя из этого структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов российской экономики для обеспечения экономической безопасности государства.
На макроэкономическом уровне – в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:
повышение совокупного спроса;
увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;
стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнируюших секторов в секторы роста;
увеличение валовых инвестиций;
стимулирование экспорта;
регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.
На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:
поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;
ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;
недопущение возможности появления новых монополий;
стимулирование и
организация согласительного процесса в целях торможения роста цен;
стимулирование внедрения
К жизненно важным отраслям и производствам с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.
Сохранение, поддержание,
развитие и эффективное использование
научно-технического потенциала следует
рассматривать как важнейшее
стратегическое направление обеспечения
экономической и военной
В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности России с точки зрения возможных социальных конфликтов. Процесс расслоения общества протекает быстрыми темпами, что является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.
Реализация экономической политики должна сопровождаться не усугублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением бремени кризисного периода между различными социальными группами населения.
Принятие дополнительных мер по социальной поддержке работников предприятий в условиях применения процедуры банкротства и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о банкротстве, создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся угрозой безопасности государства.
Для России актуально устранение угроз безопасности, которые вызваны распадом СССР, обострением экономической и внутриполитической обстановки в бывших союзных республиках, незащищенностью основных прав и свобод граждан, создающей возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, способствующей возникновению проблемы вынужденной миграции на территории бывшего Союза ССР.
Для ее решения требуется создание системы мер, среди которых можно выделить следующие:
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, климатических условий мест расселения, специфики психологии мигрантов;
разработка комплексного подхода к созданию условий приема и размещения вынужденных мигрантов;
разработка и реализация программ помощи социально незащищенным категориям вынужденных мигрантов;
личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы и самодеятельности;
обеспечение занятости вынужденных мигрантов;
недопустимость создания для мигрантов каких-либо преимуществ и льгот, ущемляющих интересы граждан Российской Федерации.
В настоящее время обострились проблемы миграции внутри России. Прежде всего, это стремительное нарастание оттока населения с Дальнего Востока, из Восточной Сибири и с Севера.
В ближайшие годы миграция из северных и восточных районов страны приобретет еще более массовый характер и будет зависеть в основном от ситуации на рынке труда и изменений условий жизни населения России и других стран СНГ.
Регулирование внутренних потоков миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:
создание принципиально новой концепции освоения северных и восточных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также установление дополнительных льгот и социальных гарантий для лиц, переселяющихся в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также установление дополнительных льгот и стимулов, направленных на сдерживание оттока населения из этих районов;
решение комплекса проблем, связанных с обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из этих районов;
создание правовой и социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях реализации земельной реформы, включая разработку организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для переселенцев.
Обеспечение экономической безопасности – задача по существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности России). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.
Долговременный характер
государственной стратегии
Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные и интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.
Если говорить о высших национально-государственных интересах, то и здесь Россия имеет свои особенности, диктуемые как ее федеративным устройством, так и статусом великой державы. В первом случае речь идет об идентификации интересов субъектов Федерации и, естественно, их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности. С учетом этого экономическая безопасность страны может выступать как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов.
Во втором случае, когда речь идет о статусе России как великой державы, возникает новый срез в понимании ее национально-государственных интересов и, соответственно, условий обеспечения экономической безопасности. Эти интересы, как и любой другой великой державы, не могут замыкаться пределами ее границ. Россия имеет свои особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически и от обстановки в которых зависит обеспечение ее стабильности.
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
§ 1. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия
Стратегические планы предприятия, компоненты которого рассмотрены в предыдущей главе, реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отдаленной во времени среде реализации стратегии предприятия, обо всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего нас мира. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку либо вызвать нежелательное развитие событий (НРС) как предвидимое, так и неожиданное. В результате намеченная цель, ради достижения которой принимаются стратегические решения, не будет достигнута. Важной стратегической целью деятельности предприятия является достижение им экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятия (фирмы) – это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Для этого предприятию следует придерживаться стратегии, обеспечивающей достаточный уровень и наращивание социально-экономического потенциала, устойчивое развитие бизнеса и подготовленность к возможным нежелательным изменениям в сфере его жизнедеятельности.
Понятие экономической безопасности функционирования предприятия имеет ряд черт, присущих в целом безопасности как универсальной категории природных, общественных и биологических систем. В зависимости от того, какое сочетание параметров жизнедеятельности субъекта является для него желательным, меняется и конкретное наполнение понятия «нежелательные изменения». В общем случае к таким изменениям относятся те, которые отдаляют субъект от его желаемого состояния. Отражение ситуации с безопасностью в сознании субъекта определяет его оценки безопасности. Очевидно, последние могут существенно отличаться от объективных в зависимости от личностных качеств руководителя, от полноты и глубины знаний о ситуации, о формах и силе влияния изменений на состояние предприятия и т.п.
Оценки безопасности, которыми располагает субъект, т.е. его знания, полученные им либо самостоятельно на основе опыта и интуиции, либо специально вырабатываемые на базе исследования ситуации, в том числе с помощью специалистов, определяют его чувство безопасности (опасности). В свою очередь, чувство безопасности или побуждает субъекта к поиску путей повышения безопасности, достижения ее приемлемого уровня, или же позволяет переключить его активность и ресурсы на иные цели, если оценки безопасности велики, т.е. уровень опасности низок.
Кратко охарактеризуем другие составляющие понятийного аппарата проблемы экономической безопасности – опасности, ущербы и стратегии безопасности, а также факторы и причины риска, уровень и показатель уровня риска.
Будем называть опасностью такие изменения во внешней среде или внутреннем состоянии субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета безопасности. В свою очередь само нежелательное изменение качеств предмета безопасности, снижение его ценности для субъекта или полную его утрату принято называть ущербом. Основываясь на этих понятиях, стратегию экономической безопасности можно определить как совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение приемлемого уровня безопасности его функционирования.