Основа стратегической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:11, курс лекций

Краткое описание

Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия (ЭБП) является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической). Ее иногда называют еще «кадровой и интеллектуальной» составляющей ЭБП.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. Экономическая безопасность страны

§ 1. Содержание и структура экономической безопасности
§ 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
§ 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
5

10
16

Глава 2. Стратегия безопасности предприятия

§ 1. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия
§ 2. Источники и факторы риска производственного предприятия
§ 3. Методы управления хозяйственным риском
§ 4. Организационное обеспечение социально-экономической безопасности бизнеса
24

30
39

46
Глава 3. Основы политики информационной безопасности

§ 1. Угрозы безопасности автоматизированных систем
§ 2. Создание политики информационной безопасности
§ 3. Практические инструкции по защите от внутренних угроз
57
73
84
Глава 4. Проблемы обеспечения кадровой безопасности

§ 1. Понятие кадровой безопасности
§ 2. Меры предотвращения отрицательных влияний групп риска для безопасности предприятия
§ 3. Кадровая политика и работа с кадрами
88

91
100
Глава 5. Альянсы

§ 1. Сущность альянсов
§ 2. Этапы становления альянсов
129
137
Глава 6. Виды стратегий в бизнесе
143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
163

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

166

Файлы: 1 файл

Основы стратегической безопасности.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Потенциал прямых компенсаций включает материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенно в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.

Кроме того, потенциал  компенсаций характеризуется такими показателями, как финансовые резервы (плюс валютные), системы страхования, возможности международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможности мобильной переподготовки кадров и пр.

Выбор вариантов обеспечения  наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию «минимум ущерба» или «минимум совокупных потерь и затрат».

Изложенный выше подход находит отражение в соответствующей системе показателей, характеризующих экономическую безопасность России и тенденции ее изменения на макроуровне. Условно эти показатели можно объединить в три группы. Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического, социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко-и среднесрочных процессов. Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений. Наконец, показатели третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба. Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто  экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.

Исходя из сказанного, государственное регулирование экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами российского общества.

Так как экономическая  система страны представляет собой  сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения следующих уровней:

макроэкономического —  экономика страны в целом;

региональный и отраслевой — экономика субъектов Федерации  и отраслей;

микроэкономический —  агенты рынка;

семьи и личности —  экономические интересы каждого  гражданина страны.

Интересы указанных  экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время  противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки.

Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.

 

§ 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

 

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту  национальной экономики, ее способности  удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Непосредственную опасность  экономическим интересам создают  экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внешним относятся, прежде всего, геополитические и  внешнеэкономические факторы, а  также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует; во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало  наиболее благоприятные условия  национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в  наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире, как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним  факторам, представляющим угрозу экономической безопасности Российской Федерации, относятся:

преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной  и машиностроительной продукции;

зависимость России от импорта  многих видов продукции, в том  числе стратегического значения, продовольственных товаров;

увеличивающаяся внешняя  задолженность;

недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость  таможенной границы;

неразвитость современной  финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта;

неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные  операции.

Резкое падение цен  на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые  товары в условиях сильной зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для России. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на Россию. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для  экономики представляет ситуация, сложившаяся  сейчас в России, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Переход к открытой экономике  предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения  России в мировое хозяйство (т.е. селективный протекционизм) необходима. С точки зрения экономической безопасности следует стремиться к диверсификации рынков сбыта для российских товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов  в мире, российская внешнеэкономическая  политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с ЕС, но и с другими  интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях глубокого  кризиса экономики и катастрофического  падения капиталовложений иностранные  инвестиции могли бы послужить катализатором  экономического подъема в некоторых  областях, а следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в российскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок нашего национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в нашу экономику, необходимо регулировать этот процесс с тем, чтобы соблюдались российские национальные интересы, и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, Не могли устанавливать контроль над целыми отраслями российского производства.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах («бегство капитала») — одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета российских бизнесменов в западных банках), перевод «авансом» под импорт, за которыми никакого импорта не следует, и т.д. Настоящий масштаб утечки капитала никто не знает. По данным российского МВД, тысячи наших предприятий (в том числе сотни банков) находятся под контролем отечественной мафии, при участии которой миллиарды долларов покидают нашу страну и оседают на зарубежных банковских счетах.

В тоже время, согласно сведениям  Ассоциации российских банков, не менее значительные теневые капиталы из Западной Европы и Америки попали в нашу страну. По данным ООН, каждый год в мире «отмывается» 300 млрд. долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т.д.

В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об «отмывании», выявлении, изъятии конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока не многие государства.

Одной из наиболее сложных  внешнеэкономических проблем, порождающих  серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению  страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга следует использовать задолженность зарубежных государств России, которая существенно превышает внешнюю задолженность самой России. Что касается новых кредитов и займов, то их необходимо использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговорённые сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищённостью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

высокий уровень монополизации экономики;

высокий уровень инфляции;

недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

низкая инвестиционная активность;

предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

Информация о работе Основа стратегической безопасности