Основа стратегической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:11, курс лекций

Краткое описание

Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия (ЭБП) является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической). Ее иногда называют еще «кадровой и интеллектуальной» составляющей ЭБП.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. Экономическая безопасность страны

§ 1. Содержание и структура экономической безопасности
§ 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
§ 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
5

10
16

Глава 2. Стратегия безопасности предприятия

§ 1. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия
§ 2. Источники и факторы риска производственного предприятия
§ 3. Методы управления хозяйственным риском
§ 4. Организационное обеспечение социально-экономической безопасности бизнеса
24

30
39

46
Глава 3. Основы политики информационной безопасности

§ 1. Угрозы безопасности автоматизированных систем
§ 2. Создание политики информационной безопасности
§ 3. Практические инструкции по защите от внутренних угроз
57
73
84
Глава 4. Проблемы обеспечения кадровой безопасности

§ 1. Понятие кадровой безопасности
§ 2. Меры предотвращения отрицательных влияний групп риска для безопасности предприятия
§ 3. Кадровая политика и работа с кадрами
88

91
100
Глава 5. Альянсы

§ 1. Сущность альянсов
§ 2. Этапы становления альянсов
129
137
Глава 6. Виды стратегий в бизнесе
143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
163

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

166

Файлы: 1 файл

Основы стратегической безопасности.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

(НОУ ВПО МосАП)

Ярославский филиал

 

 

 

 

 

В.Н. ГУРЬЯНЧИК

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ

 СТРАТЕГИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

Рецензенты:

 

 

 

 

 

 

Гурьянчик, В.Н. Основы стратегической безопасности: Учебное пособие [Текст]/В.Н. Гурьянчик. – Ярославль, 2010. – 166 с.

 

 

 

Рассматриваются основные проблемы и ключевые понятия стратегической безопасности компании. Подробно описаны направления обеспечения кадровой и информационной безопасности. Кроме того, представлены основные стратегии безопасности предприятия и бизнеса.

Используя данное пособие, обучающиеся смогут систематизировать  и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Основы стратегической безопасности».

Предназначено для студентов  и преподавателей, а также для  тех, кто интересуется основами построения политики экономической безопасности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©                      Гурьянчик В.Н., 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1. Экономическая  безопасность страны

 

§ 1. Содержание и структура  экономической безопасности

§ 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

§ 3. Механизм обеспечения  экономической безопасности

5

 

10

16

   

Глава 2. Стратегия безопасности предприятия

 

§ 1. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия

§ 2. Источники и факторы риска производственного предприятия

§ 3. Методы управления хозяйственным риском

§ 4. Организационное обеспечение социально-экономической безопасности бизнеса

24

 

30

39

 

46

Глава 3. Основы политики информационной безопасности

 

§ 1. Угрозы безопасности автоматизированных систем

§ 2. Создание политики информационной безопасности

§ 3. Практические инструкции по защите от внутренних угроз

57

73

84

Глава 4. Проблемы обеспечения кадровой безопасности

 

§ 1. Понятие кадровой безопасности

§ 2. Меры предотвращения отрицательных влияний групп риска для безопасности предприятия

§ 3. Кадровая политика и  работа с кадрами

88

 

91

100

Глава 5. Альянсы

 

§ 1. Сущность альянсов

§ 2. Этапы становления альянсов

129

137

Глава 6. Виды стратегий  в бизнесе

143

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

163

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

166


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной целью обеспечения  экономической безопасности предприятия (ЭБП) является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической). Ее иногда называют еще «кадровой и интеллектуальной» составляющей ЭБП.

Финансовая безопасность рассматривает и регулирует вопросы финансово-экономической состоятельности предприятия, устойчивости к банкротству, определяет параметры платежеспособности и другие «денежные» характеристики.

Силовая безопасность занимается режимами, физической охраной объектов и личной охраной руководства, противодействием криминалу, взаимодействием с правоохранительными и другими государственными органами.

Информационная безопасность основана не только на защите собственной информации, в том числе конфиденциальной, но и проводит деловую разведку, информационно-аналитическую работу с внешними и внутренними субъектами и т.д.

Технико-технологическая безопасность предполагает создание и использование такой технической базы, оборудования и основных средств производства, и таких технологий и бизнес-процессов, которые усиливают конкурентоспособность предприятия.

Правовая безопасность подразумевает всестороннее юридическое обеспечение деятельности предприятия, грамотную правовую работу с контрагентами и властью, решение иных правовых вопросов.

Безопасность – состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и художественные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Цель данного пособия состоит, прежде всего, в том, чтобы показать основные угрозы предприятию и меры пресечения до возникновения и в процессе разрешения экономической безопасности.

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

 

§ 1. Содержание и структура экономической безопасности

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательно реализовать национально-государственные интересы. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовать программы экономической компенсации и стабильности. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также и в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших Россию как вовне ее, так и внутри.

Экономическая безопасность включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального  мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономики, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая  безопасность имеет достаточно сложную  структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет выделить три ее важнейших элемента:

экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;

стабильность  и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);

способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышения профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Переход Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям, а также вхождение ее в мировую систему хозяйствования потребуют от страны соответствующей степени открытости экономики. Изменения геополитических условий требуют осмысления подходов и разработки концепции (стратегии) национальной безопасности, а в рамках общей стратегии – основных положений экономической безопасности Российской Федерации.

В переходный период государственная  стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение  социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя Российской Федерации и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных  и крупномасштабных переходных процессов  экономического и внешнеэкономического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Это видно на примере взаимоотношений России со странами СНГ, когда факторы политической и национально-этнической стабильности и безопасности для нее достаточно долго «покупались» за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых «технических» кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях нынешней кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.

Важнейшей проблемой  характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев.

В условиях глубокого  кризиса, разнообразия переходных процессов  таким критерием может быть «минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку». Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной «черты», являющейся признаком критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.

Понятие безопасности тесно  связано с категорией риска. Долгое время в теории и практике управления экономикой, особенно на макроуровне, ее развитие рассматривалось как жестко детерминированный процесс. При этом недостаточно учитывались непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, т.е. неизбежные факторы экономического риска. Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе.

Следует различать оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Тем не менее, можно утверждать, что переживающая кризис российская экономика обладает минимумом внутренней устойчивости, в результате чего практически все факторы риска способны сегодня создавать в ней ситуации критического характера. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия.

Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба) — фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и не компенсируемых.

В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на локальном уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах субъектов Федерации и секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.

Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели «компенсационные ресурсы» и «компенсационный потенциал». Между ними имеются определенные различия. Компенсационные ресурсы, как более узкое понятие, близки по своему значению к традиционному страхованию, резервному или «аварийному» запасу. Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал — понятие более широкое, характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.

Информация о работе Основа стратегической безопасности