Организация управления целевыми комплексными программами развития кадрового потенциала АПК Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

В современной мировой практике развития аграрной экономики большое распространение получили целевые программы, являющиеся выражением нового качественного состояния управленческой системы. Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

       Оценка  эффективности региональных целевых программ

       Эффективность региональной целевой программы  отражает ее соответствие целям и интересам социально-экономического развития области. Понятие эффективности региональной целевой программы включает в себя все положительные результаты ее реализации. Реализация региональной целевой программы увеличивает валовой региональный продукт (ВРП), повышает общественное благосостояние, стоимость человеческого капитала, выражаемого показателями здоровья, образования, творческой и предпринимательской активности. В узком смысле под эффективностью понимают соотношение результатов с затратами.

     Для оценки эффективности региональных целевых программ рекомендуются следующие показатели:

  1. эффективность программы (абсолютная и сравнительная; расчетная и фактическая; прямая и сопряженная; экономическая, бюджетная и социальная);
  2. прирост коэффициента эффективности.
  3. Натуральные и финансовые результаты региональной целевой программы: показатели уровня жизни в целом и конкретных социально-демографических групп населения;
  4. прирост объемов налоговых платежей в бюджетную систему;
  5. показатели занятости (создание и сохранение рабочих мест, подготовка конкурентоспособных трудовых ресурсов, предотвращение неполной занятости, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, переподготовка высвобождаемых работников, обеспечение временной занятости, рост заработной платы работающих и т.д.);
  6. показатели развития малого предпринимательства (изменение количества субъектов малого предпринимательства, в том числе участников программы и отдельных ее направлений, изменение товарооборота субъектов малого предпринимательства; объем инвестиций в основной капитал; количество граждан - представителей незащищенных слоев населения и молодежи, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности);
  7. планируемая прибыль;
  8. соотнесение базовых и планируемых затрат;
  9. показатели экологических последствий программы.

     Обоснование региональных целевых программ, имеющих хозяйственную направленность, выражается следующими экономическими показателями:

  1. чистый доход;
  2. чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности;
  3. потребность в дополнительном финансировании;
  4. индексы доходности затрат и инвестиций;
  5. срок окупаемости;
  6. группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий - участников программы.

       На  разных стадиях расчетов в соответствии с их целями и спецификой финансовые показатели и условия финансовой реализуемости региональной целевой программы оцениваются в текущих или прогнозных ценах. Остальные показатели определяются в текущих или дефлированных ценах.

       Эффективность в макроэкономическом анализе - показатель выпуска товаров и услуг в  расчете на единицу затрат или  на единицу затраченного капитала либо на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов.

       Эффективность региональной целевой программы - соотношение  ее результатов и затраченных  на их достижение трудовых и материальных ресурсов определяется по формуле:

       Э = Р / З,

       где:

       Э - эффективность программы;

       Р - результаты, выраженные в денежных показателях (при оценке сравнительной эффективности допустимо использование натуральных показателей);

       З - затраты на реализацию программы с учетом всех источников финансирования.

       Оценка  эффективности региональных целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и экономности использования бюджетных  средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

       Основным  назначением оценки эффективности  региональных целевых программ является выработка оптимальной структуры  бюджетных расходов на реализацию государственной социально-экономической политики на стадии обоснования заявок на расходование бюджетных средств при проектировании региональной целевой программы и областного бюджета.

       Оценка  эффективности региональных целевых программ целесообразна при системном подходе, когда показатели ожидаемой эффективности региональной целевой программы достоверны и проверяемы, когда на основе этих показателей и с учетом их сопоставления определяются приоритеты расходования бюджетных средств и в дальнейшем осуществляется постоянный мониторинг достижения заявленных целей и результатов. Это возможно при наличии органов государственного управления, функционально ответственных за каждый этап работы. Если разработчик и исполнитель региональной целевой программы предвидят, что их расчеты эффективности не могут быть проверены, а распределение средств и оценка деятельности будут осуществляться по иным принципам, формируемые ими показатели эффективности региональной целевой программы неизбежно окажутся формальными, декларативными и оторванными от реальности. Однако даже при соблюдении указанных требований невозможно абсолютно точно оценить эффективность региональной целевой программы.

       Реализация  любой региональной целевой программы  влечет появление косвенных и сопряженных результатов, учет и оценка которых потребуют затрат, несоизмеримых с пользой от этой информации. Для оценки эффективности региональных целевых программ в сферах деятельности с длительным сроком получения результата  применение стандартных процедур оценки эффективности региональных целевых программ вызывает серьезные сложности. Это, в первую очередь, относится к фундаментальным исследованиям либо мероприятиям социальной политики, направленным на решение стратегических целей и задач, например, проведение активной демографической политики. С другой стороны, на конечную результативность  региональной целевой программы оказывают влияние различные труднопрогнозируемые факторы, связанные с макроэкономическими изменениями на межнациональном и межрегиональном уровнях, результаты реализации государственной политики в смежных отраслях управления, самостоятельность остальных участников социальной, экономической и политической жизни.

       Таким образом, оценка эффективности региональных целевых программ носит преимущественно ориентировочный характер, вырабатывается коллегиально (с участием всех органов, согласующих программу) и может использоваться для оценки деятельности исполнителя региональной целевой программы при объективных подтверждениях того, что отклонение от запланированных в региональной целевой программе результатов обусловлено бездействием или неправильными действиями исполнителя.

       Основой оценки эффективности региональных целевых программ являются следующие  принципы, применяемые независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или территориальных особенностей:

       Рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного периода) - от разработки до выполнения;

       Сопоставимость условий сравнения различных программ (вариантов

       программы);

       Принцип положительности и максимума эффекта. Эффект от реализации программы должен быть положительным, предпочтение отдается программам с наибольшим значением эффекта;

       Учет фактора времени. Должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров программы и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

       Учет только предстоящих  затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе ее реализации затраты и поступления. Ранее созданные ресурсы, используемые в программе, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

       Cсопоставление ситуаций не "до программы" и "после программы", а "без программы" и "с программой";

       Учет всех наиболее существенных последствий программы. Должны учитываться все последствия, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В  других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

       Учет наличия разных участников программы, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта; многоэтапность оценки. На различных этапах разработки и осуществления программы эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

       Учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы социальных и экономических институтов; учет влияния инфляции;

       Учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию программы.

       Для оценки эффективности региональной целевой программы должны применяться показатели государственной статистической отчетности. При отсутствии таких показателей, позволяющих оценить специфические цели региональной целевой программы, допускается использование показателей, утвержденных правовыми и нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, а также ведомственной отчетности (например, при оценке качества образования либо масштаба проводимых мероприятий (соревнований, семинаров и т.д.). Разработчик региональной целевой программы должен указать на отсутствие показателей государственной статистической отчетности, позволяющих оценить специфические цели программы, привести перечень дополнительно вовлекаемых в расчеты показателей, определить методику их сбора, обеспечения достоверности и согласовать с органом исполнительной власти, координирующим разработку региональных целевых программ. Обоснования прилагаются к проекту региональной целевой программы.

     Одним из важнейших программных направлений  на сегодняшний день должно стать  – «Занятость и кадровое обеспечение» ориентирующееся на решение проблем занятости и развития человеческого фактора. Цель – удовлетворить потребности предприятий АПК (включая органы управления АПК и финансово-управленческую инфраструктуру) в квалифицированных кадрах в области иностранных инвестиций. Средством реализации является совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации, а также другие меры, способствующие развитию человеческого фактора и повышению престижности и эффективности труда работников АПК.

     Для размещения сельского хозяйства  чрезвычайно важны социально- демографические  факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности  структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.

Информация о работе Организация управления целевыми комплексными программами развития кадрового потенциала АПК Воронежской области