Организация управления целевыми комплексными программами развития кадрового потенциала АПК Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

В современной мировой практике развития аграрной экономики большое распространение получили целевые программы, являющиеся выражением нового качественного состояния управленческой системы. Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Региональные  интересы - это мотивации, которые  существуют объективно, независимо от их осознания в качестве таковых. Носителем их является население  области, её хозяйственные и инфраструктурные образования. (региональная политика России концепции, проблемы, решения. Статья 7. Приоритеты региональной политики. Вопросы анализа и оценок/ Лексин.В. Шевцов А./Рос.экон.журнал - 1996 - №2 - С.22-31, 64-72)

     Региональные  интересы

     1. соответствие уровня  и образа  жизни населения государственным и местным стандартам

     2. наличие региональных бюджетно - финансовых и других источников  регулирования ситуации

     3. существование возможностей для  использования трудовых и иных  потенций населения

     4. Функционирования инфраструктурно  обеспеченных изнутри  и межрегиональных связей

     5. наличие прродноресурсного и  экологического потенциала

     6. стабильность общественно-политической  и национально-этническй ситуации

     Любая эффективная деятельность предусматривает  определение конечной её цели, способы или механизмы их достижения, этапность или последовательность выполнения. Это относится как к технологическим операциям, так и экономическим процессам, на каких бы уровнях управления они не осуществлялись.

     Важнейшее значение для оценки ситуации и обоснования принятия решений имеют цели регионального развития.

     Цель - это конкретизация региональных интересов в норме, доступной для системы регионального управления. Таким образом, цели регионального развития есть основы для формирования перечня конкретных действий.

     Цели  регионального развития включают (региональная политика России концепции, проблемы, решения. Статья 7. Приоритеты региональной политики. Вопросы анализа и оценок/ Лексин.В. Шевцов А./Рос.экон.журнал - 1996 - №2 - С.22-31, 64-72):

     - Цели стратегически-действенного характера (выход из депрессивного состояния, структурная перестройка и др.)

     - Цели стратегически-стабилизационного плана (сохранение и поддерживание сложившихся пропорций и др.)

     - Цели среднесрочного отраслевого и функционального свойства (коммерциализация социально сферы и др.)

     - Тактические цели

     Задачи  развития - это результат дальнейшей детализации целей и подцелей развития региона, отражающий этажность  достижения последних.

     Выделим следующие подходы к управлению социально-экономическим развитием региона

     1. Подходы ориентированные на законодательное  регулирование территориального  развития:

     - формирование системы перераспределения  доходов и ресурсов

     - законодательная поддержка наиболее  значимых отраслей и объектов

     2. Подходцы, имеющие в своей основе реализацию процессов накопления и распределения средств бюджета и аналогичных источников:

     - межбюджетные трансферты в целях  сглаживания диспропорций развития  отдельных образований внутри  региона через перераспределение  ресурсов между ними

     - программно-целевой подход, опирающийся на формирование и реализацию целевых программ

     -финансовая  поддержка на возвратной или  безвозвратной основе наиболее  значимых объектов

     Достаточно  эффективным подходом к управлению региональным развитием можно считать формирование системы перераспределения доходов и ресурсов, когда часть средств от субъектов и отраслей с высокими доходами переходит в распоряжение других субъектов и отраслей. 

     1.2 «Целевая программа», как форма реализации программно-целевого подхода.

     В народнохозяйственном масштабе программы представляют собой важную форму решения ключевых проблемы социально-экономического развития страны. Они включают законченный комплекс мероприятий, имеющих четко определенные как по содержанию. Так и по времени конечные результаты. При этом существенно то, что указанный комплекс мероприятий требует привлечения значительных ресурсов и осуществляется совокупностью взаимодействующих между собой организаций (отраслевых, территориальных, ведомственных) Программы четко выделяют во времени и по содержанию определенные работы, необходимые для достижения установленных целей. (Милнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980. 211с.)

     Разработка  в рамках программы не только комплекса  мероприятий, а именно их системы, позволяет создать условия для однонаправленного изменения преобразуемой социально-экономической среды. В отличие от комплексности, предполагающей лишь разносторонность воздействия, системность в данном случае заключается в том, что формируется новый уровень взаимодействия элементов преобразуемого объекта - их самоподдерживающаяся совокупность, содержащая в себе механизм саморазвития.

     Программно-целевое  планирование в АПК на федеральном  и региональном уровнях неразрывно связано с финансово-экономическим механизмом функционирования регионального аграрного рынка и базируется на складывающейся структуре субъектов рынка и их функциональных взаимоотношениях. Развал плановой системы и либерализация экономических отношений вызвали значительные структурные изменения в аграрном рынке, которые в целом нельзя признать окончательно сбалансированными. Более того, функционирование субъектов рынка в не сформировавшемся правовом поле привело к развитию части их взаимоотношений за пределами социально допустимых границ. Структура и взаимоотношения субъектов рынка потеряли множество составляющих социальной направленности развития экономики [1].

     Причины недостаточной эффективности федеральных  программ регионального развития:

     - отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций, низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

     - недостаточный учет в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики;

     - распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

     - отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона.

     Помимо  указанных программ действовала сложнейшая система бюджетного выравнивания, система территориальных и социальных фондов и десятки указов, постановлений, распоряжений «О мерах по….. в … области (республике)». Естественно, что эффективность такой системы не могла быть высокой даже в условиях стабильно развивающейся экономики процветающего государства.

     Снизился  и научный уровень программ, ухудшилась координация их разработки с научной  практикой. Между тем в 80е гг. в  системе АН СССР, и прежде всего  в институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии Наук, были созданы высокоэффективные методики разработки крупных целевых и территориальных программ. (Методологические положения разработки крупных территориальных программ. Новосибирск, 1986.) Сказанное не означает абсолютной применимости теоретических построений и методик расчетов прежних лет к современной практике. Вопрос в другом. Советские программы при всех достоинствах и недостатках были многократно и весьма точно просчитаны.

     Указом  Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Под региональной политикой в Российской Федерации здесь понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

     Методические  рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых программ и  межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует  Российская Федерация», утвержденные Министром экономики 13 марта 1997 г. и Председателем Экспертного Совета при Правительстве РФ 11 марта 1997 г.

     В настоящее время более ста  федеральных целевых программ развития регионов охватили полностью или  частично территорию более 50 субъектов Федерации, причем значительная часть субъектов Федерации попала в зону действия нескольких программ. Принятые программы регионального развития очень разноплановы и отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

     · по размерам охватываемой территории - от одного города или даже части города (программы по Сочи и историческому центру Санкт-Петербурга) до межрегиональных программ («Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье», «Северный Кавказ»), промежуточный вариант - программы по одному субъекту Федерации;

     · по масштабу решаемых проблем - от отдельных  вопросов территории до комплексного социально-экономического развития регионов;

     · по доле федерального бюджета в общем  объеме финансирования программных  мероприятий. В большинстве программ доля федерального бюджета предполагалась в пределах 20%, в последних принятых программах - 8-10% (остальные средства должны были изыскиваться в основном из внебюджетных источников, доля региональных и местных бюджетов достигала всего 20-30%);

     · по характеру проблем - от комплексных до узкоцелевых;

     · по срокам - от долгосрочных и рассчитанных на 10-15 лет и более к среднесрочным  и краткосрочным;

     · по предметной направленности - экономические, демографические, социальные, научно-технические, экологические, инвестиционные и т.д.;

     · по статусу - президентские и правительственные.

     На  уровне регионов программы решают вопросы  приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч.  

     Программно-целевое планирование в АПК на федеральном и региональном уровнях неразрывно связано с финансово-экономическим механизмом функционирования регионального аграрного рынка и базируется на складывающейся структуре субъектов рынка и их функциональных взаимоотношениях. Развал плановой системы и либерализация экономических отношений вызвали значительные структурные изменения в аграрном рынке, которые в целом нельзя признать окончательно сбалансированными. Более того, функционирование субъектов рынка в не сформировавшемся правовом поле привело к развитию части их взаимоотношений за пределами социально допустимых границ. Структура взаимоотношения субъектов рынка потеряли множество составляющих  социальной направленности развития экономики. В неэквивалентном положении находится рынок материально-технических ресурсов и услуг по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Аграрный рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия не обеспечивает сельскому хозяйству даже простого воспроизводства.

     «Системы  и планирование являются двумя фундаментальными концепциями, которые спаяны воедино: их нельзя рассматривать раздельно. Мы планируем в пределах системы, и ни одна система не формируется случайно. Она должна быть построена с должной мерой предвидения. Некоторые системы развиваются в ответ на изменение потребностей, например, система питания, биологические системы. В таких системах требуются длительные периоды времени для выработки комплекса реакций. Часто реакция может быть неудовлетворительной. Большинство систем в действительности разрушаются и исчезают. Когда нуждаются больные и голодные люди, сострадание требует, чтобы мы реагировали быстро, а не выжидали. Человеческий дух противится, когда мы стоим в стороне и смотрим на реализацию нежелательных исходов вне нашего контроля. Избирательное невнимание и мышление слишком часто приводят к драматическим исходам. В сложной обстановке дела' не решаются сами собой. Мы должны планировать, чтобы лучше подготовиться к откликам системы»

      Программно-целевое  планирование в АПК многое вобрало  из целесообразности использования программных и других методов планирования в формировании инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе, которые обоснованы Д.Б. Эштейном [161]. На преимущества сочетания индикативности и директивности в переходный период, использования принципа программирования в аграрном секторе обращает внимание в своих работах по вопросам государственного регулирования С.В. Киселев [50, 51]. За создание системы балансов материально-технических ресурсов при формировании прогнозов на плановый период выступает Н. Симоненко [129].

Информация о работе Организация управления целевыми комплексными программами развития кадрового потенциала АПК Воронежской области