Организация товароснабжения розничных торговых объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить систему товароснабжения розничной торговли и определит пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
изучить понятие, формы и этапы процесса организации товароснабжения;
изучить методы управления товароснабжением на предприятиях торговли;
совершенствовать предварительные операции по закупкам; определить цену и объем закупок;
предложить мероприятия по совершенствования процесса товароснабжения по средствам тары-оборудования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность,принципы и основные требования предъявляемые к организации товароснабжения розничных торговых объектов………….4
2. Источники снабжения розничной торговой сети товарами……………6
3. Формы товароснабжения розничной торговой сети……………………10
4. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть……..13
4.1 Сущность децентрализованной доставки товаров.
4.2 Сущность централизованного завоза.
5. Прогрессивные технологии товароснабжения…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников. ……

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

Периодичность завоза большинства  скоропортящихся товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

Периодичность завоза продовольственных  товаров с длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинства непродовольственных товаров может определяться на основе общей теории управления товарными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат по хранению и реализации определенного запаса товаров.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в работе по организации централизованной доставки. Графики завоза (почасовые, суточные) составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров но дням недолги или числам месяца по следующей схеме.

График завоза товаров

При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.д.

Разработанные на месяц или  квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией.

Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза — путь перевозки товара от места его отправки до магазина. Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить карту-схему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации магазинов, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных  маршрутов централизованной доставки способствует эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются  в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются линейными.

Разновидностью линейных маршрутов являются мая т н  и -ковые, когда грузы перевозятся автомобилями с прицепами. Прицеп остается для разгрузки в одном магазине, а автомобиль следует в другой. После разгрузки он возвращается и первый магазин и забирает разгруженный прицеп.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются дна и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности автомобиля.

При разработке маршрутов  наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (решение транспортной задачи).

Разработанные и согласованные  с покупателями и транспортными организациями маршруты доводятся до исполнителей.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары. Для этого сначала определяется суточная производительность автомобиля по формуле

Р = (Д • k • К) / (Р / С + Т),

где Д — полезное время  работы автомашины, ч; k — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; К — грузоподъемность автомобиля, т; Р — протяженность рейса, км; С — техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч; Т — время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.

Затем исчисляется необходимое количество автомашин по формуле

М =- О / Р,

где О — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.

Количество многооборотной тары для организации централизованной доставки можно определить по формуле

Мт =-(0-То6)/(Г-А.Тэ),

где Мт — требующееся количество многооборотной тары; О — объем подлежащих поставке товаров, т; Тоб — время оборота единицы тары, дней; Г — грузоподъемность единицы тары, т;k — коэффициент использования грузоподъемности тары; Тэ — количество дней эксплуатации тары в плановом периоде.

Необходимое количество автомобильных контейнеров рассчитывают по формуле

Мк = Т / (О • Ок),

где Мк — требующееся количество контейнеров; Т — суммарное количество перевозимых грузов, т; О — оборачиваемость контейнера, раз; Ок — объем (вместимость) одного контейнера, т.

Централизованная  доставка может осуществляться с  применением различных форм экспедиционных операций:

  • доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);
  • экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
  • экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт.

Централизованный завоз  в корне перестроил систему снабжения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эффективную работу магазинов, поставщиков и транспортных организаций.

В организации ритмичной  системы товароснабжения розничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль играют информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина.

Такие ИДС могут  создаваться:

  • у поставщиков (производственных предприятий и оптовых баз);
  • в розничных организациях; 
  • на автотранспортных предприятиях.

Функции ИДС:

  • оперативное управление товароснабжением (сбор информации, ее обобщение и передача поставщикам);
  • обеспечение постоянного наличия в продаже розничных предприятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;
  • оперативный контроль за состоянием торговли товарами повседневного спроса;
  • обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности.
  • контроль за подсортировкой и др.

 

5. ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ.

 

Важным направлением совершенствования  товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароснабжения при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания.

Внедрение такой  технологии позволяет:

  • механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы;
  • исключить тяжелый ручной труд;
  • сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;
  • сократить численность работников;
  • повысить коэффициент использования транспортных средств;
  • резко сократить затраты на тару и упаковку;
  • более эффективно использовать торговые и складские помещения;
  • снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Сущность прогрессивной  технологии товароснабжения и продажи  товаров заключается в следующем: товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается  и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещения для хранения. Товары при этом продаются методом самообслуживания.

Конструктивные  особенности тары-оборудования:

  • многоцелевое назначение (может использоваться для продовольственных и непродовольственных товаров);
  • возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров;
  • обеспечение сохранности товаров;
  • возможность горизонтальной транспортировки;
  • возможность пакетирования некоторых видов при возврате.

Виды тары-оборудования:

  • неразборная;
  • сборно-разборная;
  • складная;
  • переносная;
  • передвижная.

Наибольшее развитие в  странах СНГ и Республике Беларусь получили контейнеры универсальные  на жестких опорах и колесные.

Контейнеры на жестких  опорах значительно долговечнее, но требуют полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и передвижения в магазине, что в условиях измельченности розничной сети не всегда технически возможно и весьма дорого.

Контейнеры на колесной основе получили повсеместное применение в  Беларуси. Достоинство их заключается  в том, что не требуется полная механизация погрузки, разгрузки  и транспортировки в магазине. Эти операции могут совершаться  вручную. Основной недостаток их заключается в несовершенстве колесных механизмов (часто выходят из строя) и дороговизне, необходимости использования автотранспорта с грузоподъемным бортом, в трудностях штабелирования.

Колесные контейнеры, применяемые в магазинах, делятся:

  • на контейнеры универсальные (для всех групп товаров);
  • роликовые контейнеры для расфасованных овощей, бакалеи, хозяйственных товаров;
  • контейнеры трехъярусные для кондитерских и бакалейных товаров;
  • колесные многоярусные контейнеры для хлеба.

Тара-оборудование может  применяться при доставке важнейших продовольственных товаров (хлеб, бакалея, пиво и безалкогольные напитки, винно-водочные изделия, консервы, овощная продукция и отдельные непродовольственные (хозтовары, обои, спортивная обувь и т.д.).

Экономический эффект доставки и продажи товаров в таре-оборудовании представляет собой суммарную экономию всех видов ресурсов (живого труда, капитальных вложений, оборотных средств), которую получает народное хозяйство в результате применения этой технологии.

Годовой экономический эффект от применения прогрессивной технологии может быть рассчитан по формуле

Э = (31-32)Т,

где Э — годовой экономический эффект;

З1,3— приведенные затраты на 1т товаров до и после перевода на прогрессивную технологию;

Т — годовой объем доставки в таре-оборудовании.

От внедрения тары-оборудования экономический эффект получают предприятия  промышленности, розничной торговли и транспорта.

Промышленные предприятия  получают эффект за счет механизации процессов труда, вытеснения из производства традиционной транспортной тары (ящиков, мешков, бочек, бумаги); розничная торговля — за счет снижения затрат труда на разгрузку автомобилей, приемку, упаковку, выкладку в торговом зале, фасовку, внутримагазинное перемещение; предприятия автотранспорта — за счет сокращения простоев, повышения коэффициента использования транспортных средств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Розничная торговая сеть занимает основное место в материально-технической  базе торговли. От ее состояния и  развития во многом зависит степень  удовлетворения потребностей населения  в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом. Ведь торговля участвует в решении  задачи повышения уровня жизни народа не только посредством доведения до покупателей предметов потребления. Результаты ее усилий самым непосредственным образом отражаются также и на росте производительности труда во всем народном хозяйстве, на настроении людей, на моральном климате жизни общества, способствуют экономии свободного времени населения, увеличению его для гармоничного развития личности. Поэтому специалисты должны уметь оценивать современные процессы и проблемы, тенденции развития отрасли и конкретного предприятия, разрабатывать новые механизмы направления на повышение эффективности работы предприятия. Главной задачей торговли в настоящее время является наращивание объемов товарооборота при высокой культуре обслуживания с целью удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Также для достижения этой же цели необходимо обеспечить бесперебойность, ритмичность, оптимальность завоза товаров в розничную торговую сеть. Важнейшей задачей розничной торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров, а ассортимент и качество товара играет важную роль не только для получение прибыли торговым предприятием, но и для удовлетворения потребностей покупателей.

Рациональная организация  и технология товароснабжения требуют  выбора наиболее эффективных методов  доставки товаров в розничную  торговую сеть.

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы  движения товаров из пунктов производства в районы потребления.

Информация о работе Организация товароснабжения розничных торговых объектов