Организация стратегического управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим три исключительно важных вопроса стратегического управления: как понимать стратегическое управление, каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается; стратегическая линия ориентации фирмы на потребителя и роль маркетинга в реализации этой линии поведения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………....3




1.Общая характеристика стратегического управления……………...4


1.1 Сущность стратегического управления…………………………..4


2. Анализ среды………………………………………………………...7


2.1 Анализ внешней среды…………………………………………….8


2.2. Анализ внутренней среды……………………………………….14


3. Миссия и цели организации……………………………………….17


3.1. Миссия организации……………………………………………..17


3.2 Цели организации………………………………………………...22




Заключение………………………………………………………….28



Список использованной литературы…………………………...29

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     * мощности организации, выражаемые  в целевых показателях, касающихся  размера занимаемых площадей, количества  единиц техники и т.п.; 

     * разработка, производство продукта  и обновление технологии, описываемые  в таких показателях, как величина  затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.; 

     * изменения в организации и  управлении, отражаемые в показателях,  устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.; 

     * человеческие ресурсы, описываемые  с помощью показателей, отражающих  количество прогулов текучесть  кадров, повышение квалификации  работников и т.п.; 

     * работа с покупателями, выражаемая  в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.; 

     * оказание помощи обществу, описываемое  такими показателями, как объем  благотворительности, сроки проведения  благотворительных акций и т.п. 

     Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

     В любой крупной организации, имеющей  несколько различных структурных  подразделений и несколько уровней  управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию и более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют

     25

     более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для  достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации  играет очень важную роль, так как  она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

     Одними  из самых важных целей для стратегического  управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа  изменения объема продаж и прибыли  организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения. Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

     Цель  стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация  развивается примерно таким же темпом. Как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

     Цель  сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она  вынуждена развиваться более  медленными темпами, чем отрасль  в целом, либо даже в абсолютном выражении  сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают, кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь

     26

     совершенно  различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно  совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании у этих целей одна за другой.

     Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

     Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

     Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует  устанавливать таким образом, чтобы  они оставляли возможность для  их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут  произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

     В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

     В-четвёртых, цели должны быть конкретными, обладающими  необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении  должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь, кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди.

     27

     В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость  предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

     В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую, роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также, при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

     Естественно, что очень трудно свести воедино  при установлении целей разнонаправленные  интересы субъектов влияния. Собственники ожидают. Что организация обеспечит  высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов, Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организаций, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Менеджеры должны учитывать все это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния. 

     28

Заключение 

     Как видно из данной работы, анализ среды  – очень важный для выработки  стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и усыновления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижения к своим целям.

     В ходе работы, можно ответить на главные вопросы (как понимать стратегическое управление, каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается), что: 

     · стратегическое управление является следствием миссии организации; 

     · стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения; 

     · стратегия является основой деятельности организации; 

     · в рамках стратегии определяются приоритеты развития организации и  основные направления деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29

Список  литературы 

1. «Стратегическое управление» О.С. Виханский 2-е издание М.: «Гардарики», 2007  

2. «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005 

3. Уткин Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2004

4. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Высшая школа, 2006

5. Шеметов П.В. Менеджмент: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008

6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2003

7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Финпресс», 2006 

8. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2005 

9. Гурков Н.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие, 2-е изд., испр – М.: ТЕИС, 2006 

10. Алексеева  М.М. Планирование деятельности  фирмы: Учебно-методическое пособие.  – М.: «Финансы и статистика», 2007 

11. . Круглов М. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. – Русс. Деловая литература, 2005 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация стратегического управления на предприятии