Организация системы процессов и методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является раскрытие теоретических вопросов организации как системы процессов, методов управления.
Проведение исследования предусматривает решение следующих задач:
- рассмотреть процесс управления предприятием, раскрывая вопрос о видах процессов, их составе, об основных понятиях процесса управления;
- определить сущность понятия, виды и формы методов управления;
- раскрыть теоретические основы наиболее значимых методов управления.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 116.83 Кб (Скачать)

Комплектованию малых  групп должны предшествовать специальные  исследования психологической совместимости  работников, выявление их симпатий и антипатий. Методы гуманизации  труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и др. Мотивизация –  психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью. Мотивов к труду может быть много, но наиболее существенными являются: содержание трудовой деятельности, заработная плата и возможность продвижения  по работе.

Руководитель обязан разбираться  в факторах, под воздействием которых  складываются отношения работника  к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность  труда и т.п. Одни и те же условия  труда оказывают различное влияние  на работников, поэтому важно видоизменить их, вызвать внутреннюю заинтересованность в трудовой деятельности. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.

Используя в управлении психологические  методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе  с организационными, экономическими и социальными методами, что дает возможность добиться оптимальной  работы системы управления.

Производственная педагогика. Овладение основами педагогических знаний и навыков – обязанность  каждого руководителя, поскольку  управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики. [14, с. 53]

В управленческой деятельности каждый должен:

·        разъяснять работникам перспективы развития общества, а также их возможности в осуществлении  долгосрочных целей и на этой основе решать сложные, но вместе с тем выполнимые задачи;

·        знакомить  работников с целями, задачами и  результатами производственной работы;

·        формировать  цели и задачи вместе с работниками, чтобы они сознательно и систематически повышали предъявляемые к ним  требования;

·        в  воспитательной работе и при постановке задач, а также в процессе контроля за их решением учитывать индивидуальные особенности каждого работника;

·        ориентировать  работников на рациональную деятельность, принимать во внимание их вероятную  реакцию на получение задания  и методы стимулирования.

Социально-психологические  методы имеют большое значение в  управлении персоналом. Они позволяют  определить статус и роль сотрудника в коллективе, уровень его психологической совместимости с другими работниками, выявить неформальных лидеров и определить их направленность, связать мотивацию людей с конечными результатами производства. В конечном итоге социально-психологические методы способствуют созданию устойчивых коммуникаций, сплочению коллектива и предотвращению конфликтов, повышают эффективность труда.

Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления отражена в табл.

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

На протяжении многих лет  в нашей экономике и отдельных  ее отраслях превалировали административные, командные методы управления в ущерб  экономическим, что соответствовало  принципам построения и функционирования планово-распорядительной, директивной  экономики. Поэтому следует особо  отметить важную роль экономических  методов управления, основой которых  являются различные формы планирования и экономического стимулирования производства.

Усиление их роли в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным отношениям в  экономике. Такой переход предполагает отказ от непосредственного, прямого  участия государства в управлении производством, переход лишь к государственному регулированию экономики, демократизацию общественной жизни вообще. Можно  заметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако, если при административном управлении они  применялись как инструменты  прямого воздействия, то при экономических  методах управления – чаще всего  в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач в область разработки способов их достижения. На первый план выходит необходимость создать условия, подталкивающие развитие производства в нужном направлении.

Высшим исполнительным органом  государственной власти, осуществляющим в том числе и руководство  экономикой, является Правительство  Российской Федерации, которое в  своей деятельности опирается на постоянные органы управления группами однородных взаимосвязанных отраслей, государственные комитеты, комиссии, министерства, федеральные службы, российские агентства, выполняющие  определенные функции управления.

Среди них федеральные  министерства: Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства; Министерство по атомной энергии; Министерство государственного имущества; Министерство науки и технологий; Министерство природных ресурсов; Министерство региональной политики; Министерство сельского хозяйства  и продовольствия; Министерство топлива  и энергетики; Министерство труда  и социального развития; Министерство финансов; Министерство экономики и  др.

Государственные комитеты РФ: Государственный природный комитет; Государственный комитет по охране окружающей среды; Государственный  комитет по рыболовству; Государственный  комитет по связи и информатизации; Государственный комитет по стандартизации и метрологии; Государственный комитет  по статистике; Государственный комитет  по строительной, архитектурной и  жилищной политике; Государственный  таможенный комитет и др. [14, с. 13]

Федеральные комиссии России: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия.

Федеральные службы России: Государственная налоговая служба; Федеральная служба России по валютному  и экспортному контролю; Федеральная  служба налоговой полиции; Федеральная  служба России по делам несостоятельности  и финансовому оздоровлению и  др.

Российские агентства: Российское агентство по патентам и товарным знакам; Российское космическое агентство  и др.

Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России.

 

В плане руководства производством  ведущими из них являются центральные  экономические министерства, комитеты и, прежде всего, - Министерство экономики  Российской Федерации.

Главной задачей министерства экономики РФ как федерального органа исполнительной власти является определение  в рамках единой общегосударственной  социально-экономической политики путей и методов эффективного развития экономики страны.

Таким образом, властным органами на уровне правительства РФ закреплен  отказ от централизованного директивного планирования экономического и социального  развития страны. В соответствии с  этим определяются и основные функции, выполняемые Министерством экономики  РФ:

•   организации и  координирование разработки комплексного прогноза социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период времени;

•   разработка свободного финансового баланса страны, экономическое  обоснование статей доходов и  расходов федерального бюджета;

•   формирование бюджетной  заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ, услуг) для федеральных  государственных нужд;

•   анализ состояния  и тенденций социально-экономического развития, подготовка докладов о состоянии  экономики страны;

•   организационно-методическое руководство и координация работ  по формированию и реализации федеральных  и межгосударственных целевых программ;

•   организация и  координация разработок государственной  инвестиционной и инновационной  политики;

•   разработка предложений  по экономической политике в сфере  международного экономического сотрудничества, внешнеэкономических связей;

•   разработка государственной  политики по привлечению иностранных  инвестиций и размещению отечественных  инвестиций за рубежом;

•   разработка предложений  по основам ценовой политики РФ, совершенствованию механизма регулирования  цен и тарифов;

•   участие в разработке и реализации социальной политики;

•   разработка и реализация экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки  предпринимательства;

•   разработка предложений  по развитию рыночной инфраструктуры.

Кроме министерства экономики, важное место в структуре управления экономикой занимают также Министерство финансов, Министерство труда и социального  развития и др.

Состав госкомитетов и  министерств, по сравнению с существующей структурой управления, должен быть максимально  сокращен, так как управленческий госаппарат непомерно разбух.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проведенных  исследований данной темы, можно сделать  следующие выводы:

Качество и эффективность  управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов  управления, от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера  решаемых проблем.

С помощью организационных  методов создаются необходимые  условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

Административный метод  ориентирован на необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии  или организации. С помощью административных методов происходит активное вмешательство  в деятельность людей либо путем  их прямого принуждения к определенному  поведению, либо путем создания возможности  такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности  за результаты на руководителя.

Составным элементом таких  методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к руководству, дисциплинированность и т.п.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют  исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда  необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к  новому, чисто административные методы себя изживают.

Успешному решению таких  задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они  основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и  принятии на себя ответственности за их результаты.

Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается  за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных  работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности

Однако экономические  методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для  них деньги – важный, но чаще всего  не самый главный стимул работы.

 

Здесь на помощь приходят социально-психологические  методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. ХХ столетия. Они предполагают два направления воздействия  на поведение работников и повышение  их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата  в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем  и подчиненными, оказание им поддержки.

 

Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что  ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

Умелое и грамотное  применение и сочетание различных  методов управления, является одним  из главных факторов успеха организации, ведь, люди - главное достоинство  любой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         Одинцов А.А. Менеджмент организации:  Введение в специальность: Учебное  пособие для вузов/ - М.: Издательство  «Экзамен», 2004

2.         Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие.- М.: ТК. Велби, изд-во  Проспект, 2007

3.         Армстронг Майкл. Основы менеджмента.  Как стать лучшим руководителем.  Серия «Учебники и учебные  пособия» Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998

Информация о работе Организация системы процессов и методов управления предприятием