Организация системы процессов и методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является раскрытие теоретических вопросов организации как системы процессов, методов управления.
Проведение исследования предусматривает решение следующих задач:
- рассмотреть процесс управления предприятием, раскрывая вопрос о видах процессов, их составе, об основных понятиях процесса управления;
- определить сущность понятия, виды и формы методов управления;
- раскрыть теоретические основы наиболее значимых методов управления.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 116.83 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена  происходящей в России организационно-экономической  перестройкой народного хозяйства, которая коренным образом сказывается  на работе предприятий.

Методы управления, или  воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или  организационно-административные, экономические  и социально-психологические. В последнее  время приобретают значение и  социологические методы. Все эти  методы управления не могут действовать  изолированно друг от друга, так как  представляют совокупность способов воздействия  управляющей системы на управляемую  для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные  методы.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения целей.

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов  управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие  на управляемую систему.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так  и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также  это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и  способов воздействия.

Организационная форма методов  управления — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) или  косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).Целью исследования данной работы является раскрытие теоретических  вопросов организации как системы  процессов, методов управления .

Объект исследования - менеджмент как система управления.

Предмет исследования –  особенности процессов и методов  управления в менеджменте.

Проведение исследования предусматривает решение следующих  задач:

- рассмотреть процесс  управления предприятием, раскрывая  вопрос о видах процессов, их  составе, об основных понятиях  процесса управления;

- определить сущность  понятия, виды и формы методов  управления;

- раскрыть теоретические  основы наиболее значимых методов  управления;

 

 

 

 

 

1.МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие  на объект управления с целью получения  установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование  процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие представляет собой  сложный комплекс, динамизм и слаженность  работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия  – от рабочего до директора.

Управление, в строгом  смысле слова, есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих  перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как  экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и  компаниями в ходе длительной истории  развития человеческой деятельности.

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения целей. [1, с.48]

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов  управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает экономическое, административное и социальное воздействие  на управляемую систему.

Содержание методов управления – это специфика приемов и  способов воздействия.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так  и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также  это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация  и контроль).

Организационная форма методов  управления – воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) или  косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Методы управления, или  воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются  экономические, организационно-административные (организационно-распорядительные) и  социально-психологические. В последнее  время приобретают значение и  социологические методы. Все эти  методы управления не могут действовать  изолированно друг от друга, так как  представляют совокупность способов воздействия  управляющей системы на управляемую  для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

Связь методов управления с потребностями и интересами людей представлена рисунком. (См. Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Им в управлении отводится  центральное место. Это обусловлено  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда — овладение  экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью  которых достигается эффект, удовлетворяющий  требованиям коллектива в целом  и личности в частности. Иными  словами, поставленная цель достигается  воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Под экономическими методами управления понимается использование  в управлении экономических рычагов  и инструментов, которые могут  целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и  развития организации. Эти экономические  рычаги и инструменты отражают социально-экономическую  природу организаций и способствуют их развитию в условиях рынка. Среди  них важнейшее место принадлежит  коммерческому расчету. Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной  деятельности организации и обеспечении  прибыльности производства.

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как  функции управления, так и экономические  рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рентабельности производства, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике. Вырабатывая политику по всем этим вопросам, центральные органы управления используют дифференцированный подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности.

При коммерческом расчете  используются такие экономические  рычаги и инструменты, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование, что способствует достижению конечной цели коммерческого  расчета – получению устойчивой прибыли.

Каждый из названных рычагов  и инструментов имеет особенности  использования. Так, цены по структуре  и уровню приспосабливаются к  требованиям и условиям рынка. В  отношении издержек производства наибольшее внимание уделяется снижению затрат путем улучшения технологии материально-технического снабжения, выпуска новой продукции, повышения производительности труда, накладных расходов. В области  финансирования и кредитования заранее  определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получения займов и  кредитов на выгодных условиях.

На реализацию принципов  коммерческого расчета оказывают  влияние степень и масштабы экономических  связей между предприятиями, вид  деятельности предприятия, характер выпускаемой  продукции, т.е. реализация методов  коммерческого расчета зависит  от конкретных условий. В современных  условиях коммерческий расчет осуществляется, с одной стороны, в условиях централизации  управления (первая особенность), а  с другой – в условиях самостоятельности  предприятий и их подразделений.

Коммерческий расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной деятельности организации  задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматриваются в результате снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

 

Предоставление оперативной  самостоятельности предприятиям, производственным подразделениям и филиалам составляет вторую особенность коммерческого  расчета. В результате возникла такая  форма взаимоотношений внутри организации (фирмы), которую определяют как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет.

От степени оперативной  самостоятельности зависит финансово-экономическое  положение подразделения. В рамках предоставленных прав руководитель подразделения принимает самостоятельные  оперативные решения и выбирает средства достижения поставленной цели. За те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят  от принимаемых им решений, руководитель несет материальную и административную ответственность. При этом руководитель подразделения действует в рамках единой экономической политики организации  в целом. Так, например, он может устанавливать  цены на конечную продукцию, принимать  меры по снижению затрат, вести научные  исследования, внедрять в производство нововведения, изучать рынок, рекламировать  продукцию и т.д. Руководитель предприятия  или подразделения отвечает также  за эффективное использование основного  капитала, а при необходимости  добивается его пополнения за счет новых ассигнований.

При внутрипроизводственном (внутрифирменном) расчете, как правило, договоры на поставку товаров не заключаются. Отношения между предприятиями  и подразделениями складываются на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров, срокам поставок и ценам. Предприятия и  подразделения наделены основными  и оборотными средствами. Перед организацией (фирмой) отчитываются по показателям рентабельности, прибыли и доли на рынке. Для расчетов в бухгалтерии организации (фирмы) открывается расчетный счет каждого такого подразделения. Все расчеты проводятся через центральную бухгалтерию.

 

Внутрифирменный расчет применяется  в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые внутрихозяйственные связи между  подразделениями. За основу хозяйственных  отношений между отдельными подразделениями  принимаются условно-расчетные (трансфертные) цены, по которым ведутся расчеты  в границах одной организации (фирмы). Продукт выступает в форме  товара лишь по форме, не являясь товаром  по существу. Цены устанавливаются  руководством организации в рамках единой ценовой политики. Внутрифирменный  расчет осуществляется на основе минимизации  затрат на всех стадиях производства. Устанавливаются также платежи  и отчисления, которые оказывают  влияние на производственную и экономическую  деятельность и выполняют роль регуляторов  затрат. [2, с. 98]

Внутрипроизводственный  расчет направлен на достижение цели коммерческого расчета и содержит его элементы. Он отличается от коммерческого  расчета тем, что осуществляется в рамках собственный организации, а коммерческий – между различными собственниками, но это единая система  хозяйственного расчета. Имеются различия в ценах. При коммерческом расчете  в ценах отражаются существующие товарно-денежные отношения, при внутрифирменном  – предполагается установление внутренних цен организации.

 

По сути в ценах отражаются все стороны экономической деятельности организации. В ценообразовании  соединяются, с одной стороны, регулирующие факторы, а с другой – рыночная конкуренция. В современных рыночных условиях происходит ослабление цены как регулятора производства, что ограничивает сферу действия закона стоимости. Однако на ценовую политику оказывают влияние крупные монополии через долгосрочное планирование, требующее устойчивых рыночных условий и стабильных цен. Таким образом, цены устанавливаются в результате не стихийной рыночной конкуренции, а согласованной долгосрочной рыночной политики нескольких ведущих организаций (фирм) отрасли. Политика цен увязывается с долгосрочными прогнозами спроса.

Информация о работе Организация системы процессов и методов управления предприятием