Организация работы с обращениями граждан в органы государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государствен¬ному органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди¬ческих последст¬вий . Направ¬ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует жела¬ние автора побу¬дить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юри¬дически значи¬мым действиям. Следовательно, со всей очевидностью можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рас¬сказы о своей не¬лёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания.

Оглавление

Введение
1. Анализ нормативных актов, регламентирующих вопросы работы с обращениями граждан
1.1 Нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан.
1.2 Характеристика положений о подразделениях ответственных за работу с обращениями граждан.
2. Анализ составления, оформления и организации работы с обращениями граждан.
2.1 Порядок работы с письменными обращениями
2.2 Личный прием граждан
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 110.57 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский психолого-социальный университет»

Филиал в  г. Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа

Факультет юриспруденция

Кафедра Государственное и муниципальное  управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине Основы государственного управления

 

на тему: «Организация работы с обращениями граждан

в органы государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент  2 курса, 

группы 11/БУЗ-3,5

Вострецова М.П.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Адвахова Т.Г.

 

 

 

 

Надым, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

  1. Анализ нормативных актов, регламентирующих вопросы работы с обращениями граждан

6

    1. Нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан.

7

    1. Характеристика положений о подразделениях ответственных за работу с обращениями граждан.

11

  1. Анализ составления, оформления и организации работы с обращениями граждан.

13

    1. Порядок работы с письменными обращениями

13

    1. Личный прием граждан

17

Заключение

20

Библиографический список

22

Приложения

 

24

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До сих пор нет  единого порядка принятия, учёта  и рассмотрения обращений граждан, нет их чёткой классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий1. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям. Следовательно, со всей очевидностью можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рассказы о своей нелёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания.

Роль  института обращений граждан  огромна. Обращения выполняют в  сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.

 Строгой единой классификации  обращений граждан на сегодняшний  день не существует. В трудах  различных исследователей выделяется  разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным признакам.

Существуют  две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная.

Правильный  подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.

 Конечно,  не всегда и не по всем  вопросам целесообразно устное  обращение. Тогда граждане могут  подать письменное обращение.  Такие жалобы обычно пересылаются  по почте, телеграфу, вручаются  через бюро жалоб или лично,  через секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения. Так, в Указе от 12 апреля 1968 г. зафиксировано право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.

Также следует  отметить такую специфическую форму  подачи обращений, публикация в печати  материалов, связанных с предложениями, заявлениями, жалобами. Впервые подобная форма была зафиксирована в п. 11 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”2. Этот Указ впервые признал публикации в прессе обращениями. Поскольку Указ действует и ныне, эту форму обращений тоже приходится принимать.

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя  разное количество видов и приводя  разные определения этих видов.

В действующем  законодательстве разграничения между  различными видами обращений не проводится: Указ от 12 апреля 1968 г. только перечисляет три вида обращений: предложения, заявления и жалобы, при этом определения этих понятий не даёт.

Субъективные  права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес (что уже отмечалось выше). Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий. Такие “правозащитные” действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определённый вид обращений граждан3:

  • профилактические действия (цель их не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;
  • сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;
  • защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы.

Подобный  подход представляется оптимальным  в качестве базы для систематизации и классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность  “привязать” любую разновидность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в настоящей работе будем использовать именно этот подход.

Жалоба — это обращение в  государственный либо общественный орган или к их должностным  лицам по поводу нарушения прав и  охраняемых законом интересов конкретного лица (гражданина общественных организаций, предприятий и т. п.)4. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан в результате  необоснованных действий  которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Заявление — это официальное  обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных  с их нарушением5. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.

Разграничение между жалобой и заявлением, по В.В. Малькову должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие направленное на защиту частного интереса).

Предложение - это обращение в  федеральные органы исполнительной власти или к должностным лицам, содержащее идеи по совершенствованию  функционирования и развития различных сфер экономики, а также деятельности органов власти и государственного управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина6.

Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - обращение двух и более граждан, а также обращение принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.

 

 

1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ  ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ  ГРАЖДАН

 

Обращения граждан является важной составляющей частью делопроизводства любого государственного учреждения.

Обращения граждан в государственные и  общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении  текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и  социально - культурного строительства. Являясь одной из форм участия  граждан в управлении, обращения  способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных  и общественных органов, борьбе с  волокитой, бюрократизмом и другими  недостатками в их работе.

Право на  обращения граждан закреплено в  высшем законе РФ Конституции 1993 г.7 В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

В отсутствие единого нормативного акта, регулирующего  работу с обращениями граждан на федеральном уровне, каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует её. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирующих работу соответствующих подразделений.

В данной части работы будет проанализированы нормативные акты по работе с обращениями граждан разных субъектов Российской федерации  и федеральных органов (Верховный суд, управление президента, органах ФСБ и др.)

 

 

1.1. Нормативные акты, устанавливающие  правила работы с обращениями  граждан.

 

В настоящее  время в стране действует множество  ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны. Единственным общегосударственным актом, действующим в этой сфере общественных отношений, является безнадёжно устаревший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Письменное  обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным  и рассмотрению не подлежит.

Информация о работе Организация работы с обращениями граждан в органы государственного и муниципального управления