Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Становление рыночной экономики в России влечет за собой крупные изменения социально-экономической жизни общества. Рынок труда является одним из показателей, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.

Файлы: 1 файл

Курсова работа ОГМУ.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

 

Также органам местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений населения, помимо предложенных мероприятий, необходимо:

  • разработать систему экономических, нормативных, социальных механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
  • организовать координацию и контроль деятельности управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций;
  • обеспечить информационную поддержку людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)
  • создать муниципальный банк вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
  • создать центр социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
  • организовать муниципальный учебно-методический центр профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
  • создать муниципальную службу профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

С учетом процессов, происходящих в сфере занятости, следовало бы ускорить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов в вузах, об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ. Представляется целесообразным поощрять предприятия, создающие новые рабочие места, разработать и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных норм.

На региональном и местном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест для социально незащищенных слоев населения, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, стимулировать самозанятость и развитие малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что служба занятости должна содействовать более эффективно профессиональному самоопределению человека на стадии обучения в школе. Так как профессиональное становление личности начинается еще во время обучения в школе – именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно. Свидетельство несовершенства существующей образовательной системы – значительная молодежная безработица.

В этих условиях основным рычагом воздействия службы занятости на профессиональную судьбу молодых людей, оказавшихся невостребованными на рынке труда, должно стать их профессиональная подготовка и переподготовка. Реализация данной меры предполагает решение следующих задач:

  • формирование и развитие в районе системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
  • создание соответствующей нормативной и научно-методической документации;
  • обеспечение психолого-профориентационного сопровождения профессиональной подготовки специалистов в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
  • разработка и внедрение эффективных форм и методов профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащейся молодежи.

 

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости – содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.

3.3 Эффективность предлагаемых мероприятий

Среднегодовая численность занятых в экономике края стабилизировалась и сохраняется н уровне 1 млн. 078 тыс. человек. Уровень занятости населения в Алтайском крае в посткризисный период имеет тенденции к росту: за период 2009 - 2012 гг. с 59,0 % д 60,9 %, но еще остается ниже, чем в Сибирском федерально округ (61,9 %) и Российской Федерации (64,9 %).

Для Алтайского края характерен более высокий уровень занятости городской местности, где показатели за этот год увеличился с 59,0 % д 61,7 %, чем в сельской - с 55,2 % д 59,9 %, а также преобладание занятости мужчин - за период 2009 - 2012 гг. среди мужчин уровень занятости вырос 61,5 % д 67,5 %, сред женщин - с 53,5 % д 55,1 %.

Вместе с тем в долгосрочной перспективе потенциальным риском для обеспечения потребностей экономики края в рабочей сил является прогнозируемо сокращении численности населения и трудовых ресурсов.

Резервом для обеспечения развивающейся экономики необходимыми трудовыми ресурсами в перспективе будет являться возможность использования рабочей силы за счет:

  • высвобождения в условиях роста производительности труда и оптимизации численности работников организаций;
  • вовлечение в трудовую деятельность женщин, воспитывающих малолетних детей, посредством решения проблемы совместимости ими функций по исполнению семейных обязанностей и трудовой деятельности (обостряемой в ходе реализации демографической политики, направленной н повышение рождаемости);
  • повышение занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста, что позволит также решить проблему высокой социальной нагрузки на молодое поколение работающих;
  • повышение миграционной привлекательности региона для квалифицированных работников.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Рынок труда, как и любой другой рынок, функционирует по законам спроса и предложения. В зависимости от взаимодействия спроса и предложения формируются различные модели рынков труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда имеет способность к саморегулированию, но роль государственного регулирования рынка труда неизбежна в связи с процессами, происходящими на рынке труда (безработица, монополизм и т.д.). В социально ориентированной рыночной экономике приоритетным является общественное регулирование рынка труда, основанное на принципах социального партнёрства. Однако при этом инструменты и механизмы государственного регулирования не должны терять своей практической значимости при воздействии на реальный сектор экономики и занятость.

В результате анализа состояние рынка труда района выявлены изменения, которые показывают нам то, что ситуация на рынке труда в Крутихинском районе значительно улучшилась к 2014 году. В следующем году предстоит провести ряд мероприятий по трудоустройству безработных граждан, чтобы безработица сократилась еще  в несколько раз и в итоге свелась к минимуму.

Также органам местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений населения необходимо:

  • разработать систему экономических, нормативных, социальных механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
  • организовать координацию и контроль деятельности управляющихструктур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций;
  • обеспечить информационную поддержку людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)
  • создать муниципальный банк вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
  • создать центр социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
  • организовать муниципальный учебно-методический центр профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
  • создать муниципальную службу профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

Реализация предложенных мер должна способствовать решению проблем на рынке труда Крутихинского района. Эффективность предложенных мероприятий зависит от степени координации деятельности всех участников рынка труда, в том числе образовательных учреждений. Координационная функция является прерогативой в первую очередь муниципальных органов власти.

На региональном и местном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест для социально незащищенных слоев населения, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, стимулировать самозанятость и развитие малого предпринимательства.

В этих условиях основным рычагом воздействия службы занятости на профессиональную судьбу молодых людей, оказавшихся невостребованными на рынке труда, должно стать их профессиональная подготовка и переподготовка. Реализация данной меры предполагает решение следующих задач:

  • формирование и развитие в республике системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
  • создание соответствующей нормативной и научно-методической документации;
  • обеспечение психолого-профориентационного сопровождения профессиональной подготовки специалистов в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
  • разработка и внедрение эффективных форм и методов профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащейся молодежи.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2002. – 384с.
  2. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг  // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - №2 – с. 79-84
  3. Дадашев А. Регулирование рынка труда // Вопросы экономики, 2003.-№12.
  4. Инфограика /Занятость/ УТЗН По Алтайскому краю [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/zanyatost/infografika/
  5. Корнейчук Б.В. Экономика труда. – М.: Гардарики, 2007. – 286 с.
  6. О ситуации на рынке труда/Занятость/ УТЗН По Алтайскому краю [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/zanyatost/exp/
  7. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
  8. План реализации краевых социальных программ (акций) службы занятости населения Алтайского края [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/programi/akcii/plan/plan14/
  9. Реализация программы по содействию занятости населения [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/programi/
  10. Рейтинг профессий/Занятость/ УТЗН По Алтайскому краю [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/zanyatost/reyt/
  11. Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайског края на период до 2025 года [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/files/texts/Obchestvennii_sovet/post2025.pdf
  12. УТЗН по Алтайскому краю [Электронный ресурс]: http://trud22.ru/

 

 


Информация о работе Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных