Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Становление рыночной экономики в России влечет за собой крупные изменения социально-экономической жизни общества. Рынок труда является одним из показателей, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.

Файлы: 1 файл

Курсова работа ОГМУ.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Краткая социально-экономическая  характеристика муниципального образования

Крутихинский район расположен в северо-западной части Алтайского края на берегу Обского водохранилища, граничит с Новосибирской областью, Каменским и Панкрушихинским районами Алтайского края. Район образован в 1974 году. Районным центром является село Крутиха, основанное в 1727 году.

Расстояние до краевого центра – города Барнаула – 230 километров, до города Новосибирска – 175 километров, до ближайшей железнодорожной станции Камень-на-Оби – 25 километров. Территория района составляет 2 051,1 тыс. кв. км. В агроклиматическом отношении район расположен в резко континентальной зоне рискованного земледелия. Рельеф местностиразнообразен: территория расчленена ложбинами, балками, оврагами ипредставляет собой пологоувесистое плато с редкой речной сетью. По территории района проходит ленточный бор, состоящий из сосны, берёзы, осины. Почва – черноземы выщелоченные и обыкновенные.

Полезные ископаемые в районе представлены строительными песками, глинами, имеются небольшие запасы торфа.

 Муниципальное образование  Крутихинский район состоит из девяти внутрирайонных муниципальных образований. В семнадцати населённых пунктах проживают 13 098 человек. Семь сёл района насчитывают менее пятиста жителей и два населённых пункта менее ста.

 В районе работают  семь средних, четыре основных общих и пять начальных малокомплектных школ, в которых обучаются более 1 600 учащихся. Сеть дошкольных образовательных учреждений состоит из восьми детских садов, их посещают более 360 детей. Более 90 детей обучаются в детской музыкальной школе, кроме того, в райцентре работает Детско-юношеский центр.

 Во всех населённых  пунктах района имеются библиотеки, учреждения досуга, амбулатории либо фельдшерско-акушерские пункты.

 Промышленность района  представлена семью крупными  и средними предприятиями. Более 76% объёма промышленного производства приходится на пищевую и мукомольно-крупяную отрасли. На территории района работают маслосырзавод, три мельницы, семь пекарен, кирпичный завод, шесть деревообрабатывающих цехов, цех калибровки древесины.

 Розничная торговая  сеть состоит из четырёх сельских  потребительских обществ, охватывающих все населённые пункты района, и большого количества частных торговых точек. Сфера общественного питания насчитывает восемь кафе, в том числе два придорожных.

 В муниципальной собственности  района находятся два муниципальных предприятия и 22 муниципальных учреждения. Казна района насчитывает 154 объекта движимого и недвижимого имущества. От сдачи в аренду муниципального имущества и земель фонда перераспределения в бюджет района ежегодно поступает более 1,5 млн. рублей.

 В 2004 году завершён приём объектов соцкультбыта от сельхозтоваропроизводителей в собственность внутрирайонных муниципальных образований. Содержание этих объектов осуществляется за счёт бюджетов района и сельсоветов. Ежегодно проводится текущий ремонт школ, клубов, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, котельных, теплотрасс и водопроводов.

 Годовая потребность  района в топливе для муниципальных  нужд составляет 6,5 тыс.тонн на сумму более 6,0 млн.руб. Потребность в электроэнергии – 4,1 млн.кВтчас в год. Для муниципальных нужд котельными района производится ежегодно 11,5-11,8 тыс. Гкал тепловой энергии. Тепловую энергию производят муниципальное унитарное предприятие «Крутихинский райкомхоз» и мелкие котельные объектов соцкультбыта.

2.2 Система регулирования  рынка труда

Поиски работы сегодня – довольно хлопотное занятие. Тем, кто ищет свободные вакансии, приходится прилагать немало усилий, ежедневно просматривая газеты и доски объявлений в интернете. Чтобы помочь гражданам в трудоустройстве, государство разрабатывает специальные программы, значительная часть которых осуществляется через биржи труда.

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает сменить профессию; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных. 

Центр занятости осуществляет также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центра занятости населения бесплатны.

Рассмотрим структуру УТЗН с.Крутиха Алтайского края.

 

Рисунок 2 – Структура УТЗН с.Крутиха Алтайского края

Отдел мониторинга и прогнозирования рынка труда занимается:

  1. Выявление приоритетных потребностей общества, граждан, работодателей. Определение конкретных сегментов рынка труда.
  2. Определение размера целевых сегментов регионального и локальных рынков труда.
  3. Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на труд. Анализ основных факторов формирования масштаба и структуры предложения на рынке труда, в том числе, демографических, миграционных процессов, тенденции развития профессионального образования, уровня доходов граждан, качества рабочих мест.
  4. Анализ действующего законодательства, влияющего на формирование предложения труда, а также источников, формирующих предложение рабочей силы.
  5. Проведение мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям:
  • определение потребности работодателей в рабочей силе, в том числе, в связи с реализацией стратегии социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, национальных проектов;
  • определение качества занятости граждан;
  • определение спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Отдел политики занятости и развития рынка труда занимается:

  1. Осуществляет формирование подходов к реализации на территории края единой государственной политики в сфере труда и занятости населения:

1.1. осуществляет разработку, актуализацию  и координацию реализации Стратегии  развития сферы труда и занятости  населения Алтайского края;

1.2. разрабатывает ежегодные планы  мероприятий по реализации Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края и координирует их реализацию;

1.3. вносит предложения, разрабатывает  и актуализирует документы стратегического  планирования Алтайского края  в части развития сферы труда  и занятости населения Алтайского края;

1.4. вносит предложения по актуализации  и корректировке документов стратегического  планирования муниципальных образований  Алтайского края в части анализа  состояния, перспектив и направлений  развития сферы труда и занятости населения муниципальных образований;

1.5. вносит предложения, разрабатывает  и актуализирует планы мероприятий по реализации документов стратегического планирования в части регулирования сферы труда и занятости населения Алтайского края.

2. Вносит предложения в региональные и федеральные органы исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и обеспечения занятости населения Алтайского края.

3. Осуществляет анализ перспектив  спроса на региональном рынке труда, в том числе по результатам: мониторинга создания новых рабочих мест, проводимого во взаимодействии с органами исполнительной власти и муниципальными образованиями; мониторинга инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест; изучения потребности работодателей края в кадрах.

4. Проводит анализ тенденций  изменения предложения на региональном  рынке труда, в том числе с  учетом мобильности и квалификации  трудовых ресурсов, демографических, миграционных и иных процессов.

5. Формирует и актуализирует  прогноз потребностей рынка труда  Алтайского края в кадрах на долгосрочную перспективу.

6. Разрабатывает и актуализирует  прогноз потребностей инвесторов  в специалистах различных направлений в рамках внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

4. Содействует совершенствованию  региональной системы управления  качеством рабочей силы, основанной на прогнозе потребности региона в квалифицированных кадрах:

    4.1. осуществляет согласование государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов;

    4.2. осуществляет подготовку информации для образовательных организаций для изменения набора по профессиям, направлениям, специальностям, обоснования открытия новых направлений, специальностей, а также в целях мониторинга эффективности образовательных организаций;

    4.3. обеспечивает мониторинг выполнения в крае целевого показателя «удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников».

5. Организует и проводит социологические  исследования по вопросам труда  и занятости населения, осуществляет  подготовку аналитических материалов и рекомендаций по результатам социологических исследований.

6. Осуществляет подготовку сводной  отчетности о деятельности Управления.

7. Формирует ежегодный доклад  руководителя Управления об итогах  работы и основных задачах в сфере труда и занятости населения Алтайского края на предстоящий год.

8. Осуществляет подготовку концепции  и содержания печатных изданий  по темам, входящим в компетенцию  отдела.

9. Организует формирование аналитических  докладов, презентаций, информации в Правительство РФ, Администрацию Алтайского края.

10. Исполняет поручения Президента  РФ, Правительства РФ, Губернатора  Алтайского края, органов власти  по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

11. Организует и обеспечивает  деятельность Общественного Совета  при управлении Алтайского края  по труду и занятости населения.

2.3 Анализ конъюнктуры  рынка труда 

Малое предпринимательство

Развитие предпринимательства является приоритетным направлением социально-экономического развития района. Вклад малого бизнеса в налоговые доходы и сборы в бюджеты всех уровней по итогам 2011 года составил 39712 тыс. рублей.

За 2011 год в районе принято к реализации в рамках КЦП «Дополнительные меры по снижению напряжённости на рынке труда в Алтайском крае» 13 бизнес-проектов. Открыты магазины розничной торговли ИП Тетякова И.М., ИП Преображенская Н.Н. в с. Крутиха, реализованы бизнес-проекты в сфере оказания бытовых услуг населению, бизнес-проект по выращиванию грибов и овощей (ИП Шепедко Г.В.), по производству продукции пчеловодства (ИП Кунов С.С., ИП Распопин И.Н.).

Розничный товарооборот в действующих ценах увеличился по сравнению с 2010 годом на 14 % и составил 360,2 млн. рублей. В сопоставимых ценах оборот розничной торговли увеличился за год на 6,5 % (индекс физического объёма – 106,5 %).

Оборот общественного питания составил 6,5 млн. рублей или 123,4 % к уровню прошлого года (индекс физического объёма – 111,6 %).

Платные услуги населению за 2011 год оказаны на сумму 53,6 млн. рублей или 108,5% к уровню 2010 года.

С начала 2011 года в информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства Крутихинского района обратилось 376 человек, оказана 501 услуга.

В 2011 году 1 субъект малого и среднего бизнеса получил субсидию на возмещение 10 банковской процентной ставки за счёт средств местного бюджета на сумму 66 тыс. рублей, 6 начинающих предпринимателей получили государственную поддержку в форме целевого гранта на создание и развитие собственного бизнеса на сумму 749 тыс. рублей.

На организацию обучения 8 предпринимателей района за счёт средств федерального, краевого и местного бюджетов освоено 25,0 тыс. рублей.

Таблица 1 - Показатели численности и заработной платы в предпринимательстве

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Количество малых предприятий, ед.

21

29

36

38

39

58

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, чел. (с учетом ИПБОЮЛ, работодателей физических лиц и их работников)

215

240

374

332

349

350

Количество индивидуальных предпринимателей, чел.

202

205

336

193

197

223

Средняя начисленная заработная плата одного работника, руб.

1600,0

1800,0

3676,0

4760,8

5671,3

5900,0

Информация о работе Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных