Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: Проанализировать тенденции развития проектной деятельности в культуре и исследовать организационную деятельность галереи современного искусства «У» как проекта культуры.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть организацию в сфере культуры, как систему.
2)Описать организацию проекта в сфере культуры.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава I Организация в сфере культуры…………………………….5
Глава II План создания проекта……………………………...............8
2.1 Определение проекта……………………………………………...8
2.2 Проектное содержание………………………………….................9
2.3 Структура проекта………………………………………………...11
Глава III Анализ проекта- галерея современного искусства «У»...17
Заключение …………………………………………………………....19
Приложение…………………………………………………………....20
Список использованной литературы………………………………...21
Проект-это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Подготовка проектной документации называется проектированием. Тенденции в изменении определения проекта заключаются в более гибком балансировании между объёмом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками.
Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может включать программы проектов.
Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.
Временность — любой проект имеет четкие временные рамки; в случае, если ограничение по времени отсутствует, то скорее всего, имеется в виду программа. Например, в последнее время, совокупности мероприятий по организации и развитию бизнеса называют проектами.. Развитие - уже программа, т.к. состоит из последовательности проектов, результатами которых являются заданные финансовые показатели на конец заданного периода.
Уникальные продукты, услуги, р
Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала. Процесс планирования может продолжаться параллельно с этапом реализации.
Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:
1.Выполняется людьми
2.Ограничен доступностью ресурсов
3.Планируется, исполняется и управляется
2.2 Проектное содержание:
1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации.
Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально-психологической среды и социально-психологической культуры, духовно-нравственной среды и соответствующей культуры т.д.
На втором месте по значимости — социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на социальные группы, не входящие в социальную базу общественной организации. Ориентация на решение социальных проблем — это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников).
Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения — определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности.
2. Специфика области проектирования. Оргпроекта, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.).
3. Особенности социальной базы. Аудитория оргпроекта чаще всего — смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно — они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения.
4.Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) — это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организаций.
Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области. Например, дискуссионный политический клуб, призванный решить соответствующие проблемы в сфере политической культуры (такие, как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; социально-политическая пассивность и апатия населения, падение интереса к политической жизни и др.), может иметь разный социальный состав — молодежь, подростков, пожилых и т.д., но тематика его диспутов, дискуссий и конференций в любом случае будет связана с общественно-политической проблематикой.
И тем не менее, специфика аудитории проекта весьма существенно определяет его содержательную часть, а потому необходим тщательный анализ проблем, интересов и потребностей той группы населения, которой он адресован. Если формой реализации проекта будет та или иная самодеятельная общность (например, объединение, клуб по интересам и т.д.), то необходимо учитывать, что для участников самодеятельности характерна, как правило, двойная мотивация: во-первых, на достижение инструментального результата (в зависимости от специфики объединения и содержания его деятельности) и, во-вторых, на самовыражение, признание, самореализацию личности в общности (в том числе и средствами социально-культурной деятельности). Это качество, в частности, отличает самодеятельное художественное творчество от аналогичных видов профессионального искусства. Например, в объединениях и клубах художественной или искусствоведческой направленности обращение к литературе, театру, кино, музыке не является самоцелью, а служит средством развития навыков самоанализа и самооценки, способностей понимать себя и других.
2.3 Структура проекта
В 1 разделе проекта содержится его название, которое должно, по возможности, отражать его основную идею.
2 раздел — сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере культурной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта.
3 раздел — аудитория проекта. В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.
Как правило, аудитория в первом типе проектов является неоднородной с точки зрения социального, социально-демографического и профессионального статуса, ибо точкой отсчета при разработке является проблематика в рамках той или иной области социокультурного проектирования (в художественной, исторической, социально-психологической, политической культуры и т.д.). Поэтому характеристика аудитории проекта осуществляется путем анализа общего интереса или наиболее типичных потребностей человека или социальной группы, которые могут быть реализованы в рамках проекта (в частности, в признании, самовыражении, самореализации и т.д.).
Программы, формируемые на основе доминирующего интереса (к искусству, политике, истории, спорту и т.д.), ориентируются, как правило, на уже существующие и действующие группы – по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, культурно-досуговом учреждении.
4 раздел — цели и задачи проекта. Как уже отмечалось, цели — это, как правило, “перевернутые” проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, — они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.
Рассмотрим в качестве примера типичные цели и задачи проектов, разрабатываемых в наиболее актуальных областях проектирования:
Цели и задачи проектов в сфере художественной культуры: создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков путем включения их в различные виды художественной деятельности, приобщения к духовным ценностям; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения; пропаганда лучших образцов отечественной и зарубежной классики, сохранение и обогащение традиций музыкальной жизни (района, города); создание условий для полноценного художественного развития детей, проживающих в отдаленных от центра поселениях; реализация возможностей искусства в оптимизации семейных отношений, возрождение культуры семейного художественного творчества; выявление одаренных в художественном отношении детей и подростков и содействие их дальнейшему профессиональному самоопределению; использование художественной самодеятельности в качестве средства реабилитации детей, страдающих различными нарушениями; возрождение и сохранение народных традиций, технологий и ремесел путем воспитания интереса и приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; обеспечение преемственности традиционных художественных ценностей, знаний, умений, технологий; художественное развитие личности на основе изучения и овладения традиционными видами художественной деятельности; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства; создание условий для продуктивного творчества, общественного признания и востребованности мастеров народных промыслов и ремесел — носителей художественных ценностей и уникальных технологий; создание новых рабочих мест и расширение социальной базы традиционных художественных ремесел и промыслов за счет приобщения к ним детей, подростков, инвалидов, пожилых, безработных.
Цели и задачи проектов, разрабатываемых в сфере исторической культуры: возрождение историко-культурной самобытности и своеобразия (района, города); восстановление преемственности культурных и духовно-нравственных традиций; воспитание интереса, любви и уважения к истории края, его традициям, к национальной культуре, родному языку; поддержка инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; стимулирование осознанного участия жителей в пропаганде исторического наследия, сохранении памятников истории и культуры; воспитание доброжелательного отношения между представителями различных национальных, религиозных и культурных групп, способности понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общность всех народов, признавать универсальность человеческого опыта и взаимозависимость всех людей; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству, патриотическое воспитание детей и подростков; формирование личности на примере героев и защитников Отечества, биографий местных жителей и других известных людей, составивших славу города, региона.
Цели
и задачи проектов в сфере социально-
5 раздел — форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: социально-культурный центр, Дом ремесел, общественное объединение, фонд, клуб, отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических и т.д.), конкурсная программа (например, на лучшее озеленение улиц, дворов, балконов, программы по педагогическому, экологическому просвещению семьи и др.).
Наиболее распространенным вариантом формы реализации проекта первого типа является общественное объединение, которое отвечает наиболее сущностным потребностям человека в общении, принадлежности, признании. Оно формирует своеобразную «среду обитания» — со своим укладом, духовной атмосферой, обрядами, ритуалами, где участники проводят значительную часть своей жизни, многие из них как бы заново обретают смысл существования. При соответствующих условиях и квалифицированной социально-психологической помощи объединение способствует национально-культурному самоопределению, формируют чувство коллективизма, пробуждают человеческую потребность в принадлежности, закрепляют социально-психологическую и духовно нравственную общность людей. Незаменимую роль самодеятельная общность играет для лиц, сменивших место жительства – мигрантов, которые обретают здесь личностно значимую человеческую среду, где их принимают как «своих»; для «маргинальных» личностей, утерявших социальную и психологическую самоотождествленность, находящихся «на границе» двух или более «миров», систем ценностей и не способных принять ни одну из них как «свою». Как правило, эта «раздвоенность» сознания сопровождается высокой тревожностью, чувством вины, стремлением компенсировать потерю общности асоциальными формами поведения. Самодеятельный коллектив для такого человека – это возможность восстановить социальную или даже национально культурную идентичность, это способ выстроить систему ценностей, не утрачивая своего “Я”.
Информация о работе Организация проектной деятельности в сфере культуры