Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Оглавление

Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии. Каким образом осуществляется обучение персонала в вашей организации? 3
Повышение квалификации рабочих. 9
Тесты 20
Задача 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙУНИВЕРСИТЕТ.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление персоналом»

Вариант № 12

 

 

Студент Михалева Д. В.

Курс 6 № группа № 1С-МА602

Специальность Маркетинг

Личное дело 08ффд42381

Преподаватель Маслова В. М.

 

 

Москва, 2013

 

Оглавление

Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии. Каким образом  осуществляется обучение персонала  в вашей организации? 3

Повышение квалификации рабочих. 9

Тесты 20

Задача 21

Список использованной литературы 22

 

 

Организация подготовки и  повышения квалификации кадров на предприятии. Каким образом осуществляется обучение персонала в вашей организации?

Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время  должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности.  Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать  на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой –  предоставить работникам возможность  для обучения в соответствии с  их интересами.

На рисунке изображены основные принципы обучения.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие  задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

1. выработка стратегии в формировании  квалифицированных кадров;

2. определение потребности в  обучении кадров по отдельным  его видам;

3. правильный выбор форм и  методов подготовки, переподготовки  и повышения квалификации;

4. выбор программно-методического  и материально-технического обеспечения  процесса обучения как важного условия качественного обучения;

5. изыскание средств для финансирования  всех видов обучения в необходимом  количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность  задач производственного обучения, которая делится следующим образом:

  1. при подготовке новых рабочих:

а) привитие обучающимся людям профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих  приемов на основе опыта передовых  производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

  1. при повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся  навыков;

б) освоение новых, более сложных  работ и навыков;

в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации  производства;

г) Освоение новых методов и приемов  труда и его организации.

Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и  успешно организованный учебно-производственный процесс.

При техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие  методы:

  1. методы сообщения новых знаний:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) беседа;

г) лекция;

  1. методы закрепления материала

а) лабораторная работа;

б) экскурсия;

в) упражнение;

г) выполнение домашнего задания;

  1. методы проверки и оценки знаний

а) устный опрос;

б) письменная проверочная работа;

в) контрольная работа;

г) экзамен.

I стадия – анализ производства  с точки зрения человеческого  фактора (работа творческая, благоприятный  социально-психологический климат, продукция конкурентоспособная);

ІІ стадия – описание должностных  операций;

ІІІ стадия – список знаний, умений, навыков;

IV стадия – определение критериев  профессионального мастерства (тесты,  таблицы, экзаменационные вопросы);

V стадия – определение учебных  целей (что знать, что уметь,  что делать, в какой степени  нужно знать и уметь);

VI стадия – разработка учебных  программ;

VII стадия – оценка процесса  обучения.

Профессиональное обучение делится  на производственное и теоретическое.

Все работы, выполняемые рабочим  любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько  групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет  работу по своей специальности. Этим определяется традиционная структура  производственного обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение делится на три периода:

1.  период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;

2.  период выполнения учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;

3. период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы  на рабочем месте, которое он  займет после обучения, приучается  к самостоятельной работе. Третий  период заканчивается квалификационным  испытанием.

Производственной обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором  изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного  выполнения производственных работ  и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания  смысла и правил выполнения работы.

Для теоретических знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной  или родственным специальностям.

Теоретические занятия ведут квалифицированные  инженеры или техники по программе  и определенному расписанию, обеспечивающему  окончание теории к моменту начала третьего периода производственного  обучения. Обучаемый выполняет самостоятельную  работу, понимая ее теоретические  основы, приучается использовать полученную теорию на практике.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, является учебная программа. Ею предусматривается  систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов  труда на основе достоверных теоретических  и опытных данных относительно их усвоения в ходе обучения.

Любой вид обучения проводится при  наличии учебных программ. Право  на утверждение учебной программы  на практике может принадлежать главному инженеру, заместителю руководителя по кадрам, лицу, отвечающему за производственное обучение, самому директору, если предприятие  небольшое и др.

Учебные программы разрабатываются  как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживанием и  ремонтом оборудования должны согласовываться  с технадзором. Для того, чтобы  обучение было для обучаемого посильным, программа в целом и каждый ее раздел, построены так, что все  новое основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит  от простого к сложному.

Каждая программа содержит:

  • объяснительную записку;
  • производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации;
  • тематический план и программу теоретического обучения;
  • тематический план и программу производственного обучения;
  • перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.

Организация видов профессионального  обучения рабочих.

Подготовка новых рабочих –  это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей  специальности.

Подготовка квалифицированных  рабочих осуществляется в профессионально-технических  училищах, а также в учебных  комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

Сроки подготовки новых рабочих  определяются нормативными документами  и не подлежат сокращению, за исключением  лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности  рабочего дня.

Обучение рабочих вторым профессиям.

Обучение вторым профессиям организуется для повышения профессионального  мастерства рабочих, расширения их производственного  профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной формы организации труда, а также  при совмещении профессии.

Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих  основной профессии на производственно-экономических  курсах.

Срок освоения второй профессии  минимального уровня не должен превышать 3-х месяцев, при этом не допускается  сокращение специального курса охраны труда.

  • Повышение квалификации рабочих.

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самообучения работников в ходе производственной деятельности. Однако это практически неорганизованный процесс, в котором активно и  успешно участвуют далеко не все  работники.

Повышение квалификации рабочих –  это целенаправленное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Индексатором, свидетельствующим  о необходимости повышения квалификации рабочих служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

Другим индексатором может быть снижение качества и рост бракованной  продукции по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся  на производстве, включает:

1. производственно-технические курсы;

2. курсы целевого назначения;

3. школы передовых приемов и  методов труда;

4. курсы бригадиров;

5. самостоятельно.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура  обучающихся по формам повышения  квалификации, по срокам обучения, а  также доля повысивших разряд в общей  численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т. п.

Повышение разрядов в первую очередь  проводится рабочим, у которых более  высокий уровень теоретических  знаний и профессиональный опыт, которые  освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию  труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических  курсах, имеют установленное для  данной профессии и разряда общее  образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический  процесс выполняемой работы, правила  технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Если рабочему наряду с выполнением  работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении  разрядов учитывается также уровень  подготовки по совмещаемой профессии.

Информация о работе Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии