Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:39, курсовая работа
Тема лидерства актуальна, так как лидерство лежит в основе межличностных взаимоотношений людей. По мнению большинства специалистов, занимающихся менеджментом, в современном обществе, для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе за право быть общепризнанной компанией, достижений техники и технологий недостаточно. Требуется использование более мощного ресурса, более перспективного и эффективного, а таким ресурсом может быть только человек с его творческим, интеллектуальным и физическим потенциалом, способностью не только к воспроизводству рабочей силы, но и к саморазвитию. Но суметь правильно распорядиться, направить в нужное русло этот потенциал способен лишь компетентный, обладающий высоким профессионализмом и умением управлять руководитель.
Предприятие относится к отрасли ЖКХ, выполняющее функции обслуживания населения и предоставления обработанной информации. МУП «РАЦ» имеет 15 пунктов приема платежей и обслуживания населения по городу. В каждом пункте работает в среднем 3 бухгалтера, 3 паспортиста, 1 кассир и 1 руководитель пункта.
Администрация предприятия постоянно ведет работы по улучшению качества обслуживания, качества предоставления и обработки информации.
Директор ведет работы по управлению производственным процессом, коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия. Также исполнением маркетингового плана компании, мотивацией персонала, организацией и контролем работы персонала. Администрация предприятия занимается организацией и контролем работы сотрудников. Мотивирует и управляет линейным персоналом, учитывает претензии и пожелания граждан. Отвечает за работу с документацией. Работники ППП занимаются обслуживанием населения, созданием «обратной связи», консультируют граждан в вопросах ЖКУ.
2.2 А н а л и з с т и л я р у к о в о д с т в а у п р а в л е н ч е с к о г о п е р с о н а л а о р г а н и з а ц и и МУП «РАЦ»
Формальным лидером МУП «РАЦ» (его директором) является Поляков Николай Иванович. При управлении данной организации он не придерживается какого либо одного стиля управления в чистом виде. Но все же ему более всего характерен демократический стиль управления с элементами авторитарного. Он использует следующие черты указанных стилей: интересуется мнением работников при принятии некоторых решений, но поступает в большинстве случаев по-своему. Он – очень требовательный человек, но при этом настроен ко всем доброжелательно, редко требует больше, чем положено по должностным инструкциям. Его мало интересуют личные проблемы сотрудников, но в безвыходном положении своих подчиненных готов помочь. Всегда контролирует деятельность коллектива, что стимулирует к выполнению высококачественной работы. К дисциплине в коллективе относится достаточно строго. При мотивировании сотрудников сочетает методы кнута (штрафные санкции, связанные с опозданием, неявкой на рабочее место, конфликтом при обслуживании граждан) и пряника (предоставление дополнительной денежной премии успешным сотрудникам, объявление благодарности за хорошую работу).
Чтобы в более полной мере осветить достоинства и недостатки управленческой деятельности исследуемой организации, рассмотрим таблицу «анализ руководства МУП «РАЦ»
Сильные стороны |
Возможности |
Эффективность менеджмента; Сформировавшийся имидж; Наличие сторонников; Контроль деятельности персонала Наличие строгой дисциплины; Требовательность; Чувство юмора; Умение быстро принимать решения; Поддержка и поощрение сотрудников. |
Улучшение взаимоотношений с коллктивом; Повышение квалификации; Проведение корпоративной кампании; Усовершенствование методов управления персоналом; Повышение заинтересованности подчиненных в рабочем процессе; Выплата премий. |
Слабые стороны |
Угрозы |
Очень консервативное видение развития предприятия; Форсирование событий при развитии предриятия; Малая ориентация на своих сотрудников; |
Потеря лучших работников; Снижение работоспособности персонала; Нежелание персонала подчиняться требованиям руководства. |
В рамках исследования, 11 декабря 2013 был проведен опрос среди сотрудников этой организации. В опросе приняло участие 27 человек, из них: в возрасте от 20 до 30 лет – 18 человек, в возрасте от 30 до 40 лет – 7 человек, в возрасте от 40 до 50 лет – 2 человека.
На обсуждение был вынесен следующий вопрос: «Как Вы относитесь к Вашему руководителю?» (Анкета представлена в приложении А).
12 из 27 ответили: «Нас в целом удовлетворяет наш руководитель, т.к. начальники все одинаковые, лучшего все равно не будет. Единственное, что отталкивает, это иногда проявляющаяся чрезмерность в попытке показать свою власть и превосходство».
15 из 27 ответили: «Очень довольны руководителем. У него хорошее чувство юмора, он сглаживает «острые» ситуации, если таковые появляются. Он - профессионал».
Второй вопрос, вынесенный на обсуждение: «Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш начальник?».
27 из 27 ответили: «Да, т.к. он держит дисциплину в коллективе, умеет руководить людьми, всегда готов помочь, если нужно».
Из результатов опроса видно, что мнения коллектива в целом единогласны.
Большинство сотрудников считают, что их начальник – демократ. Что он в коллективе, а не отдельно от него, готов прийти на помощь. Но при этом, как настоящий начальник держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы его приказы исполнялись.
Другие считают, что он превышает свои полномочия, не пытается заинтересовать сотрудников в лучшем отношении их к работе, т.е. для них начальник выказывает, в основном, признаки авторитарности.
Опять же, если учесть «человеческий фактор», то все люди разные и, соответственно у всех разные представления о мире и людях. Для кого – то Поляков Н. И. - хороший начальник, заботится о людях и т.д., а для кого – то другого он – диктатор, думающий лишь о своей выгоде и спокойствии, но не интересующийся своими сотрудниками как людьми.
Итак, проведя исследование, выяснилось, что стиль управления руководителя МУП «РАЦ» смешанный и относится к демократическо-авторитарному стилю. На что показывает то, что он согласовывает дополнительные объемы работы, сверхурочную занятость, время и величину отпусков, использует все формы материального и морального вознаграждения, поддерживает и поощряет сотрудников, способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, но подвержен стереотипам и не всегда варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива.
За счет того, что руководитель зарекомендовал себя с неплохой в целом стороны и в большинстве своем сотрудники относятся к нему благосклонно, довольны рабочим местом, то можно сделать вывод о том, что в данной организации - минимальная текучесть кадров. А это, в свою очередь, уменьшает затраты, связанные с обучением при возможном принятии на работу новых сотрудников. На начальной стадии работы, рабочему трудно войти в колею и достигнуть своей высшей работоспособности, а это не очень хорошо сказывается на работе предприятия в целом. И ведь нет гарантии, что работника в последующем устроит рабочее место, и он может покинуть его. А это несет в себе все новые убытки.
Подводя итог по осуществлению деятельности организации МУП «РАЦ», можно выделить следующее: руководителю не мешало бы предоставлять курсы по повышению квалификации своего персонала, дабы повысить качество выполняемой работы, быть более креативным и привносить новшества, тем самым «развивать отношения» с населением, а также быть ближе к своим подчиненным и не превалировать своим статусом, ущемляя положение сотрудников. Что же касается достоинств, то их выявилось достаточно: это и приятное обслуживание, и высококвалифицированный персонал, и оперативное предоставление информации в любом объеме и виде.
Мы считаем, что все эти положительные характеристики достигнуты за счет эффективного руководства, правильной организации всех элементов организационной структуры предприятия, постоянного контроля деятельности работников.
2.3 М е р о п р и я т и я п о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю л и д е р с т в а и р у к о в о д с т в а д и р е к т о р а п р е д п р и я т и я.
Руководители признают, что для решения серьезных проблем необходимо определенное время и что лучше удовлетвориться синицей в руках, чем журавлем в небе, их потребности и ожидания сводятся к трем пyнктaм - дисциплина, поддержка и стойкость на пути к намеченной цели.
Лидер побеждает, только опираясь на помощь членов команды. Команда - это коллектив людей, объединенных общим делом, задачами, целью, духом, подходами к решению проблем и не вызывающих аллергии друг у друга. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
Лидер - это генератор объединяющих идей. Первичным и основным для него является его дело, и он должен безоговорочно верить в него и вселять эту уверенность коллективу. Лидер не обязательно должен быть самым умным в команде. Задачей лидера данной организации является умело использовать ум, знания, таланты и динамичность других людей, таким образом, он не только экономит свои силы и время, но и получает неограниченную власть, силу и славу.
Задача команды может быть выполнена и без обязательного личного участия в процессе лидера. При всей привлекательности личного примера лидер вовсе не обязательно должен быть хорошим исполнителем. Вопросы, которые лидер должен задавать себе постоянно:
Большинство людей устраивает быть ведомыми, подчиняться. Они осознанно или неосознанно ищут ведущего, за кем идти, кто возьмет ответственность за их будущее. Для лидера важно найти объединяющую силу, способную увлечь ведомых и тем самым превратить их из бездушных, хладнокровных исполнителей в добровольных, увлеченных, рьяных сподвижников. Успешный лидер работает с высокой мотивацией. Вера в себя, в свое дело, настроенность на победу - вот главные критерии мотивации. Успех членов своей команды лидер воспринимает как норму. Он должен постоянно внушать каждому из членов команды: "Ты способен на большее".
Существуют качества, необходимые для повышения продуктивности команды. Причем качества эти выделяются непосредственно во время работы:
Преобразования требуют времени, напряженного труда и настойчивости. Менеджеры среднего звена, ведущие за собой рядовых исполнителей, должны быть уверены в том, что руководителю фирмы не придет в голову свернуть с выбранного пути, даже если будет очень трудно. Нельзя и слишком рано объявить о победе, рассчитывая на усиление активности своих помощников, - эффект может оказаться прямо противоположным. Для руководителя крайне важно вновь и вновь акцентировать внимание персонала фирмы на главных направлениях преобразований, убеждая, таким образом, сотрудников в своей долгосрочной приверженности провозглашенному курсу. В связи с этим к руководителю предъявляются следующие требования:
Для эффективного функционирования данной организации руководитель должен быть не только "душеприказчиком", но и лидером, объединяющим вокруг себя всех сотрудников.
Чтобы деятельность подчиненных была более продуктивной руководителю необходимо стать хорошим психологом. Не нужно обладать специальными знаниями, а нужно четко изучить свой коллектив, потребности и возможности каждого сотрудника. Чтобы заставить человека эффективно работать, нужно четко представлять себе его качества, такие как:
Нужно отметить, что у директора данной организации МУП «РАЦ» слабая направленность на коллектив, он уделяет мало внимания психологической составляющей своих подчиненных. А это, в свою очередь, снижает эффективность управленческой деятельности организации.
Делая вывод по осуществлению лидерства в организации МУП «РАЦ» можно сказать, что руководитель – Поляков Н. И. – ведет в общем правильную политику по управлению своим предприятием. Но лидер побеждает, только опираясь на помощь членов команды. Полякову следует разумней сочетать методы кнута и пряника. Ему следует найти объединяющую силу, способную увлечь ведомых и тем самым превратить их из бездушных, хладнокровных исполнителей в добровольных, увлеченных, рьяных сподвижников.
Каждый из сотрудников знает последствия совершенной той или иной работы. При применении системы материального стимулирования, эффективность лидерства в организации гораздо повысится, а это непосредственно влияет на работу предприятия в целом, это напрямую воздействует на качество выполняемой работы. Если учесть, что персонал достаточно хорошего мнения о своем руководителе, текучесть кадров – минимальная, посещаемость ППП – очень хорошая, то можно сделать вывод, что управленческая деятельность в исследуемой организации находится на хорошем уровне и перспективы ее развития также высоки. Но лидер побеждает, только опираясь на помощь членов команды, которую необходимо стимулировать, вдохновлять и вести за собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения эффективности деятельности организации, проблемы лидерства являются основными. С одной стороны, лидерство можно рассматривать как наличие определенного набора личностных качеств, которые приписываются тому, кто успешно воздействует или оказывает влияние на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия для достижения группой или организацией поставленных целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Информация о работе Организационное лидерство и пути его оптимизации