Организационная культура как комплексная характеристика и метод управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании1.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………..6
1.1. Понятие организационной культуры………………………………....6
1.2. Источники организационной культуры……………………………...8
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры……………...11
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ……………………..14
2.1. Особенности и принципы организационной культуры ……………14
2.2. Структура организационной культуры……………………………...16
2.3. Типы организационной культуры……………………………………21
3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ………..…...26
3.1. Формирование организационной культуры…………………………26
3.2. Поддержание организационной культуры…………………………..28
3.3. Изменение и рекомендации по изменению
организационной культуры………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….....33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…….. …………

Файлы: 1 файл

organizacionnoe povedenie.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Особенности и принципы  организационной культуры

Специалисты выделяют две важные особенности  культуры:

1) Многоуровневость - поверхностный  уровень образует способ поведения  людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги пр. Промежуточный  уровень составляют укоренившиеся  ценности и верования. Глубинный  уровень представлен философией  фирмы; 

2) Многогранность, многоаспектность - культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных, групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности – предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.

Организационная культура может  быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной  культуры являются следующие показатели:

  1. «Толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культуру;
  2. «Разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;

 

 

 

  1. «Широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для  которых данная организационная  культура является доминирующей, к  общему количеству членов организации;
  2. Конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а две (три);
  3. «Сила» организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияния на поведение персонала13.

При анализе организационной  культуры следует выделить три основных момента:

  1. Базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества…);
  2. Ценности, которых может придерживаться человек: ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
  3. «Символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, - специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.

Зарубежные и отечественные  исследования по проблематике организационной  культуры позволяют выделить ряд  ценностных принципов:

  1. Ориентация на действия, достижение целей;
  2. Самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
  3. Производительность от человека (рядовой персонал рассматривается  как главный источник достижений в области качества и производительности);
  4. Простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
  5. Одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной)14.

Выделяют два аспекта  организационной культуры: объективный  и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем  пространства, удобства..). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками  образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Субъективный аспект создает  больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между  людьми и между  организациями.

Важным аспектом организационной  культуры является то,  что она  разделяется на ряд частных культур. В одной организации может  быть много субкультур (уровней, подразделений)15.

2.2. Структура организационной  культуры

Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и впервые годы жизни организации формируется  та культура, которая изначально соответствовала  представлениям его создателям. Далее  культура развивается, наполняется  более глубоким смыслом и принимается  новыми сотрудниками. Решающий вклад  в развитие организационной культуры вносит ее выше руководств

Структуру организационной  культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям  в организации справляться с  их проблемами.

Э. Шайн предложил рассматривать  организационную культуру по трем уровням: 

Познание организационной  культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего  видимые внешние факты, как применяемая  технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать  организационную культуру глубже, затрагивают  ее второй, «подповерхностный»  уровень. Здесь изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами  организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру (приложение 4).

Итак, организационная культура охватывает большую область явлений  духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем

 

моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся  ритуалы16.

Организационная структура компании складывается под влиянием внешней среды, которая в определенной степени определяет и взаимодействие различных подсистем компании. Кроме того, организационная структура зависит и от личных характеристик руководителей. Например, если организационную культуру фирмы можно охарактеризовать как самодостаточную, где ценятся личные достижения и независимость, то в структуре компании будут, скорее всего, присутствовать отделения по продукту: так проще всего распределить ответственность и ресурсы. Руководители отделов по продукту полностью контролируют деятельность своего подразделения и отвечают за результаты. Если же руководитель отличается подозрительностью, то наиболее вероятной организационной структурой в этом случае будет функциональная. Возможность осуществлять более жесткий контроль над подчиненными удовлетворит потребность руководителя в постоянной межфункциональной координации деятельности17.

Стратегии отбора и социализации определяют, где и как фирмы набирают новых сотрудников и каким образом осуществляется процесс их адаптации в коллективе. Как правило, компании нацелены на поиск сотрудников убеждения и ценности, которых в наибольшей степени соответствуют сложившейся организационной культуре. Компания, ориентирующаяся на развитие самодостаточной культуры и приветствующая взаимную поддержку и сотрудничество, ценит в своих сотрудниках, прежде всего умение работать в команде и стремление внести свой вклад в общее дело. В данном случае компания отдаст предпочтение тем кандидатам на должность, кто уже имел опыт такой работы, например, если какой-либо

сотрудник привлекался для  реализации проекта на временной основе и хорошо зарекомендовал себя.

Кроме того, новички проходят процесс адаптации к новой  работе и обучения не индивидуально, а в команде, что повышает степень  сплошности работников организации. Отбор и социализация сотрудников с учетом совпадения ихценностей с ценностями компании повышает удовлетворенность работой, снижает текучесть кадров и повышает доходы фирмы.

Статусные различия определяются статусом и установленными отношениями между различными группами сотрудников. Наиболее очевидно эти различия проявляются в компаниях с иерархической структурой. Статус, объем полномочий и ответственности каждой группы сотрудников напрямую связан с тем, к какому уровню иерархии они относятся. В некоторых организациях на одном уровне иерархии могут находиться группы сотрудников, имеющие различный статус. Группы, имеющие в организации более высокий статус, обладают большей властью и возможностями получения необходимых ресурсов.

Культура любой организации  выстраивается вокруг определенной идеологии. Идеология организации – это система взглядов, убеждений и идей, сплачивающих людей, оценивающих и объясняющих отношение людей к действительности с точки зрения причинно-следственных связей. Идеология помогает сотрудникам организации понять смысл принимаемых решений. Например, утверждение, что «общественное выше личного», является частью идеологии компании, позволяет проще и быстрее мобилизовать персонал на ликвидацию форс-мажорных обстоятельств.

Под мифами обычно понимают ряд вымышленных событий, используемых, чтобы объяснить происхождение или трансформацию чего-либо. Это безоговорочная вера, например, в превосходство определенной технологии или поведения, не подтвержденная реальными фактами. С точки зрения степени их приближения к действительности Мифы можно поставить

в один ряд с сагами, легендами, преданиями, сказаниями. Все мифы, существующие в компании, касаются важных событий  ее жизнедеятельности, передаются от одного поколения другому и становятся основой для принятия решений. Часто  соотношение правды и вымыслов в  мифах не играет никакой роли, важным является то, насколько они могут донести информацию о реальных ценностях организации до окружающих и поддаются ли контролю18.

Символы – это объекты, с которыми компания хочет ассоциироваться в глазах окружающих. К символам можно отнести такие атрибуты, как название компании, архитектура и размеры здания головного офиса, его местоположение и внутренний интерьер, наличие специальных парковочных мест для сотрудников, автомобили и самолеты, принадлежащие компании, и т.д.

Информация о работе Организационная культура как комплексная характеристика и метод управления