Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:45, реферат
Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии
1.Введение…………………………………………………………………………………….2 - 3
2.Понятие, сущность, организационной культуры……………………. 4 - 7
3.Нормы организационной культуры………………………………………… 8 - 10
4.Формирование организационной культуры…………………………..11 - 13
5.Управление организационной культурой……………………………….14 – 15
6.Организационная культура как ключевой фактор инновационного развития…………………………………………………………………………………….16 – 18
7.Заключение……………………………………………………………………………….19 – 20
8.Список литературы………………………………………………………………………..21
Содержание
Введение
Первые работы, в которых упоминались понятия "организационная культура" или "культура фабрики", появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов.
Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии.
Принято считать, что отправной точкой послужило столкновение Запада с так называемым японским вызовом – успехом японской концепции организации общественно-экономической жизни, в основе которой лежит специфическая организационная культура, опирающаяся на традиции общества.
В последние годы управленческие службы не только изменили отношение к культуре организации, но и заняли активную позицию в использовании ее как фактора:
Чем
выше уровень организационной
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов, характерных для культуры преуспевающих фирм:
Понятие,
сущность, организационной
культуры
К настоящему времени не выработано единой трактовки понятия «организационная культура», тем не менее, можно остановиться на следующем определении:
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
При анализе организационной культуры следует выделить три основных момента:
Выделяют два аспекта организационной культуры:
Существует множество подходов к определению различных компонентов, характеризующих ту или иную конкретную организационную культуру. Выделим некоторые из них:
Общая
цель организационной
культуры состоит в создании на предприятиях
(учреждениях) здорового психологического
климата для сплочения его работников
в единый коллектив, члены которого разделяют
определенные этические, моральные и культурные
ценности и осознают взаимосвязь своих
целей и судеб.
Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
Необходимо различать сильную и слабую культуру:
Сильная культура – характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны обязательно поддерживаться.
Слабая
культура – члены таких организаций
не имеют достаточного совместного опыта
для формирования общепринятых ценностей.
Однако не все зрелые организации
Нормы
организационной
культуры
Нормы организационной культуры - общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, признаваемые приемлемыми в данной организации, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия ее членов.
Нормы определяют:
Понимание
норм организационной культуры формируется
разделяемыми установками, ценностями
и ожиданиями. Чем в большей
степени человек ценит свою принадлежность
к той или иной организации, тем
в большей степени его
Восприятие норм организационной культуры членами группы часто бывает неодинаковым. Это может привести к возникновению противоречий во взаимодействии и общении.
Нормы могут быть разными (чаще всего так и бывает) для всех сотрудников либо только для отдельных лиц. Они призваны подсказать членам организации, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им.
Нормы организационной культуры могут иметь положительный и отрицательный характер:
Нормы поведения - требования, которые общество предъявляет своим членам, и с помощью которых общество регулирует, а также направляет, контролирует и оценивают их поведение. Принимая и реализуя в своём поведении определённую систему норм и связанных с ними ценностей, человек оказывается включённым в группу лиц, разделяющих, принимающих и реализующих данную систему ценностей.
Например: высказывать прямо свои претензии и мысли не принято в организации, работники боятся наказания (возможно, неявного, косвенного). В результате такого поведения руководство не знает истинного положения дел, настроения персонала, нужды и проблемы основных работников организации.
Функции норм: нормы регламентируют собственное поведение человека и поведение других, избавляя от необходимости всякий раз, решать типовую задачу и, позволяя предсказать поведение другого, облегчают координацию совместных действий. Соблюдение норм позволяет не совершать типовые для данной ситуации ошибки. И наконец, они содержат предписывающие, соответственно, мотивирующие элементы.
Информация о работе Организационная культура как ключевой фактор инновационного управления