Определение качественной и количественной потребности в персонале

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется повышением роли кадрового планирования, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.

Целью данной курсовой работы является анализ состава, структуры и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и разработка проекта мероприятий по повышению уровня квалификации, образования и укомплектованности кадрами.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Ростелеком».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ 5
1.1. ПОНЯТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСОНАЛА 5
1.2. МЕТОДЫ РАСЧЁТА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРСОНАЛА 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАЙКАЛЬСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ» 14
2.1. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.2. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА РАБОТНИКОВ 18
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ 24
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА ПЕРСОНАЛА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Файлы: 1 файл

планирование качестванной и колич-ой потребности в персоналеy.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет»

(ГОУ  ВПО ВСГТУ) 

Кафедра «Антикризисное управление и управление персоналом» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине 

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА

на тему: 

Определение качественной и количественной потребности в  персонале 
 
 
 
 

Выполнил:   Мурзин А.Н.

студент группы № 5146

Проверил(ла):

Новаковская О.А.  
 
 
 

Улан-Удэ, 2010

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

      Персонал  предприятия является главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

      Персонал  предприятия приводит в движение материально-вещественные элементы производства, создаёт продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

      Схожее  значение имеют следующие понятия "кадровое планирование", "планирование персонала", "планирование рабочего состава организации".

      Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках на их содержание.

      В связи с дефицитом рабочей  силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей  составной частью предпринимательского планирования.

      До 60-х годов в вопросах планирования численности персонала ориентировались лишь на текущие потребности организации. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для всех требование ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.

      В 70-80 г. в практике управления стал применяться  систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.

      Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании. 

      Одним из важнейших показателей, характеризующих производственные возможности предприятия, является численность промышленно-производственного персонала. Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции. 

      Актуальность  темы курсовой работы определяется повышением роли кадрового планирования, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.

      Целью данной курсовой работы является анализ состава, структуры и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и разработка проекта мероприятий по повышению уровня квалификации, образования и укомплектованности кадрами.

      Объектом  исследования курсовой работы является ОАО «Ростелеком».

 

    

Глава 1. Теоретические основы  в определении качественной и количественной потребности в персонале

1.1. Понятие количественной и качественной характеристик персонала

     Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить необходимый на заданный период времени  качественный и количественный состав персонала.

     Следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба  эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

     Определение количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный временной период.

     Количественная  характеристика персонала предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников предприятия — это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.

     Разница между явочным и списочным  составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

     Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12) соответственно. Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава, в том числе учет приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

       Выделяют несколько основных  методов расчета количественной  потребности в персонале:

  • метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости);
  • методы расчета - по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности, по нормам управляемости;
  • стохастические методы - расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ;
  • методы экспертных оценок - простая оценка, расширенная (однократная или многократная) оценка.

     Качественная  характеристика персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей предприятия и производства работ.

     Качественные  характеристики персонала предприятия  и качество труда оценить значительно сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы. Длительные дискуссии по этим вопросам в экономической литературе в 1940—60-х и в 1970-х годах наметили лишь основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические (сложность труда, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж), личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность), организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда) и социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие).

     Качественная  потребность в персонале (т.е. потребность  по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований) рассчитывается исходя из:

  • организационной структуры управления;
  • профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
  • требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
  • штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

     Расчет  качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. критериям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.

     Качественная  потребность в специалистах и  руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:

  • системы целей как основы оргструктуры управления;
  • общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
  • штатного расписания;
  • должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.  

     Количественные  и качественные характеристики могут  быть с меньшей или большей  степенью достоверности измерены и  отражены следующими абсолютными и  относительными показателями:

  • списочная и явочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
  • среднесписочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений за определенный период;
  • удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников фирмы;
  • темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
  • средний разряд рабочих предприятия;
  • удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и/или работников предприятия;
  • средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
  • текучесть кадров;
  • фондовооруженность труда работников и/или рабочих на предприятии и др.

     Совокупность  перечисленных и ряда других показателей  может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия, а также тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования человеческих ресурсов предприятия.

1.2. Методы расчёта  количественных и качественных показателей персонала

     В статистике предприятия рассматриваются  категории и показатели численности работников.

     Категориями численности являются: списочное число (списочный состав), явочное число и число фактически работающих лиц. Каждую из перечисленных категорий численности можно определять на какую-то дату или за некоторый период, в последнем случае речь идет о среднесписочном числе работников. Оно определяется как отношение суммарной численности работников по дням данного периода к числу календарных дней в этом периоде.

     Динамику  численности работников предприятия можно рассматривать в двух направлениях:

Информация о работе Определение качественной и количественной потребности в персонале