Определение и понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность менеджмента.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Из этого следует, что система представляет собой  некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что, «когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства» [2]. 

Основными системными принципами являются [12]: 

1) целостность –  несводимость свойств системы  к сумме свойств составляющих  ее элементов и невыводимость  из последних свойств целого; 

2) структурность  – возможность описания системы  через установление ее структуры,  т. е. обусловленность поведения  системы не столько поведением  ее отдельных элементов, сколько  свойствами ее структуры; 

3) взаимозависимость  структуры и среды – система  формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия; 

4) иерархичность  – каждый элемент системы в  свою очередь может рассматриваться  как система, а исследуемая  система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы; 

5) множественность  описания каждой системы, дающее  макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и  процессуальное представление о  системе. В связи с этим задачей  системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции. 

Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как: 

• концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления; 
 

• эмпирическая, если рассматривается конкретная организация; 

• искусственная, поскольку  она создана и используется людьми; 

• «человекомашинная» («человекокомпьютерная»), поскольку  в контур управления включена автоматизированная информационная система; 

• замкнутая или  открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого  информации – только внутренней или  связанной с окружающей средой; 

• временная, поскольку  она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям. 

Термин «система»  наиболее часто употребляется в  значении интегральной системы. Меньшие  системы в рамках такой организации  называются подсистемами, а их составляющие – элементами или компонентами. Именно таковой является организация  независимо от вида деятельности, собственности, организационно-правовой формы и т. д. 

Система управления организацией состоит из отдельных  подсистем, каждая из которых может  быть описана как некоторая система, однако в ней можно выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность ее построения. 

Организация представляет собой систему, предназначенную  для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью  решения проблем и осуществления  операций. Лица, ответственные за принятие решений – менеджеры и исполнители решений – специалисты-управленцы, – объединены системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов отдельных менеджеров и специалистов. 

В соответствии с  методологией системного подхода система  управления любой организацией может  быть рассмотрена в микроскопическом, макроскопическом, иерархическом, функциональном и процессуальном аспектах. Если макроскопическое представление раскрывает взаимосвязь организации с внешней средой и дает возможность провести оценку эффективности системы управления в целом, то микроскопическое представление позволяет выявить особенности взаимосвязи между объектом и субъектом управления. Как видно из кибернетической модели системы управления (рис. 2.1), объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъект управления – управляющую подсистему. Между субъектом и объектом управления существует прямая связь в виде управляющих команд на проведение каких-либо действий и обратная связь в виде информации о результатах этих действий. Сравнение фактических результатов действий в объекте управления с целевыми командами позволяет судить об эффективности действий по управлению. 
 
 

Рис. 2.1. Кибернетическая  модель системы управления: X – «вход» (поставщики); Y – «выход» (поставки продуктов и услуг потребителям); M – воздействие внешней среды  на систему управления; K – воздействие  системы управления на внешнюю среду 
 

Следуя принципам  микроскопического представления  о системе, каждую из подсистем можно  также представить как состоящую  из элементов, которые в подсистеме составляют ряды с горизонтальными (между равнозначными элементами) и вертикальными (между зависимыми по вертикали рядами элементов) связями. 

Так, ряды элементов  одного ряда образуют уровни иерархии управления в управляющей подсистеме – органе управления организации (рис. 2.2). 
 
 

Рис. 2.2. Уровни в иерархии управления организацией 
 

Модель любой системы  управления (организации) может быть описана с помощью пяти базовых  элементов, так называемой упорядоченной  пятеркой – среда, ресурсы, цель, структура, время. Их формализация позволяет построить  модель организации и более глубоко исследовать происходящие процессы менеджмента в организации. 

Принцип «упорядоченной пятерки» предполагает учет взаимосвязей между пятью названными элементами организации. Эти взаимосвязи позволяют  установить следующую логику менеджмента  как системы управления. 

Система S состоит  из структурных элементов S0, которые  называются ее подсистемами. Множества  структурных элементов системы E0 образуют элементарную базу подсистемы, т. е. S S0, а S0 E0 . 

Среда системы представляет совокупность всех объектов, окружающих систему, свойства которых не только воздействуют на систему, но и меняются под воздействием самой системы. Формализовать это определение можно формулой 
 

S=xy, 

где x – множество  входных объектов системы со стороны  среды; 

y – множество  внесистемных объектов среды, подвергнувшихся воздействию со стороны системы. 
 

Ресурсы системы  – это те объекты Р из множества R, изменение которых зависит от эффективности изменения структурных  элементов системы S, т. е. R P , а S R. 

Цель порождается  миссией, возможностью конкретной системы удовлетворять потребности людей. Формализация цели во многом определяется уровнем формализации самой системы. В экономических задачах достаточно формализовать цель математической функцией, максимизирующей, минимизирующей или численно ограничивающей целевую установку. 

Структура системы S – это такая модель S*, которая  определяется системой отношений, задающих параметры системы на каждом уровне ее иерархии. 

1) элементарной базой  системы и ее подсистем: 
 

E0, E1,..., En; 

2) всеми подсистемами: 
 

S0 E0, S1i E1,..., Sxi En ; 

3) средой для всех  подсистем: 
 
 

4) характером отношений  элементов каждой подсистемы  между собой и внешней средой; 

5) способом агрегирования  элементов на каждом уровне  иерархии системы. 

Метод «упорядоченной пятерки» формализации организации позволяет путем рассмотрения ее в различных аспектах методологии системного анализа проектировать эффективные системы управления, адекватные внешней среде во времени. При этом понятие «во времени» или просто время характеризует последний базовый элемент – жизненный цикл организации, т. е. этапы ее создания и развития

Информация о работе Определение и понятие менеджмента