Определение и понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность менеджмента.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

• отраслевые экономические  науки, которые изучают особенности производственных отношений в отдельных отраслях и суботраслях национальной экономики, закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы), организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг. Менеджмент следует относить как к специальным, так и отраслевым экономическим наукам – в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки интеллектуальной и трудовой его составляющих. Подготовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является одной из первостепенных задач менеджмента в профессиональном образовании и его непосредственной функцией. 
 

В общетеоретическом  плане менеджмент выполняет следующие  основные функции в системе профессионального  образования, которые позволяют  лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических  дисциплин: 

1) научная функция.  Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе профессионального образования, менеджмент позволяет теоретически осмыслить и практически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы; 

2) познавательная  функция. Менеджмент помогает  осмыслить закономерности управления  экономикой, разобраться в сложных  взаимосвязях различных экономических  процессов в сфере подготовки  кадров для национального хозяйства; 

3) прогностическая  функция. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели (в частности, для совершенствования структуры подготовки кадров), тенденции и направления научно-технического прогресса, варианты экономического роста и т. д.; 

4) практическая функция.  Познав закономерности развития  экономических процессов в системе  профессионального образования,  менеджмент определяет пути реализации  экономических идей, инновационных  технологий в образовании. 

Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.

1.3. Методологические  основы дисциплины «менеджмент» 

Курс «Менеджмент» – это учебная дисциплина, поэтому  к нему неправомерно предъявлять  такие же требования, как к соответствующей  области экономической науки. Учебный  курс включает также вопросы, не имеющие  прямого отношения к данной науке, обычно с рассмотрением хозяйственных ситуаций в качестве иллюстраций и аргументацией теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине. 

Методология – это  учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений. 

В менеджменте как  науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта  исследования, сбор, обработка и  изучение полученной информации об объекте  исследования посредством анализа  и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах. Эти методы широко применяются и в других науках – гуманитарных, естественных и технических. 

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т. е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному. 

Логика курса должна содержать в себе ответ на вопрос, при каких условиях действительны  высказываемые положения. Эти условия  всегда характеризуются ограниченностью  ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в  процессе изучения курса должен быть получен ответ на следующие вопросы: что? как? для кого? 

Следовательно, цель и задачи курса «Менеджмент» –  выработка у будущего менеджера  конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала посредством системы мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту. 

Базируясь на основных положениях макро– и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии  и педагогики, курс «Менеджмент» служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением  основных его положений к отдельным  элементам и всей системе управления организацией.

Контрольные вопросы  и задания 

1. Охарактеризуйте  термин «менеджмент» в различных  трактовках. 

2. Раскройте содержание  термина «менеджмент». 

3. Дайте определение  термина «менеджмент». 

4. Согласны ли  вы с определением термина «менеджмент», приведенным авторами учебника? 

5. Назовите функции  менеджмента. 

6. Каковы методологические  основы изучения дисциплины «Менеджмент»? 

7. Раскройте взаимосвязь  дисциплины «Менеджмент» с другими  дисциплинами экономического цикла.

Глава 2

Менеджмент: вид деятельности и система управления

2.1. Менеджмент как  вид человеческой деятельности 

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени как  человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении. 

Началом отсчета  времени возникновения менеджмента  считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с  торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций. 

Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется  как «религиозно-коммерческая». 

Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством. 

Третья управленческая революция («производственно-строительная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне. 

Четвертая управленческая революция («капиталистическая») произошла в XVII—XVIII вв. – в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление. 

Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла  в конце XIX – начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии». 

Конечно, термин «революция»  принят совершенно условно, поскольку  развитие менеджмента происходило  и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в  производственных отношениях. 

Таким образом, менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает  в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)-управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера. Термин «менеджер» выражает принадлежность лица к профессии управляющего. 

В современной России сформировался новый элитарный  слой общества, образовалась постоянно  увеличивающаяся социальная группа людей. Эту группу продуктивно деятельных людей составляют предприниматели и менеджеры. 

Предприниматель –  это человек, который обладает финансовыми  или другими ресурсами, предпринимательским  талантом, идеями для организации  бизнеса и способен взять на себя ответственность за риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, продукции или вида услуги. 

Менеджер – управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником. 

Зарубежные предприниматели  высказывают следующие пожелания  своим российским коллегам, которые, безусловно, способствуют формированию портрета российского менеджера [20, с. 21]. 

1. Бизнес должен  делаться на экономико-этической  основе. В связи с этим менеджеру  недопустимо нарушать общепринятые  правила предпринимательства и  коммерции. Деловой риск не  имеет ничего общего с риском преступать закон. В связи с этим порядочность является визитной карточкой предпринимателя. 

2. Необходимо знать  и соблюдать три «золотых правила»  предпринимательства: 1) рекламируя  себя, не порочь своих соперников; 2) потребитель – это король; 3) умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним. 

3. Главным показателем  эффективного предпринимательства  является практический результат:  получение прибыли, утверждение  положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного  фонда, прочности фирмы. 

4. Морально-психологическая  подготовленность предпринимателей  должна проявляться не в их  стремлении к сиюминутным успехам,  в патологическом отношении к  деньгам, а в понимании важности  использования дохода на укрепление  фирмы, для повышения ее конкурентоспособности. 

5. Следует расширять  объем маркетинговой информации. В России все еще отсутствуют  справочники о фирмах, информационные  механизмы нахождения партнеров,  реклама неэффективна. Предприниматели  и менеджеры должны владеть  методами сбора информации о потребительском и покупательском спросе. 

6. Следует развивать  технологию деловых отношений,  поскольку незнание техники переговорных  отношений, несоблюдение делового  протокола, этики коммерческого  общения, слабая ориентация в  особенностях национальной и региональной политики партнеров наносят ущерб российскому предпринимательству и менеджменту. 

7. Должны быть  преодолены языковые и терминологические  трудности. Незнание иностранных  языков, отсутствие ясного понимания  базовых понятий в области  бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела, трудности в оформлении документации, устарелость научно-технических и экономических терминов, которыми пользуются предприниматели и специалисты, – все эти трудности должны быть преодолены менеджерами. 

8. Самое трудное  в общении с российскими предпринимателями  – не всегда современное мировоззрение,  закомплексованность мышления, упрощенная  деловая мотивация, недостаток  нестандартных подходов при решении  хозяйственных, коммерческих и  управленческих задач. 
 

Последовательное  преодоление перечисленных недостатков, особенно через систему профессионального  образования путем подготовки молодого поколения менеджеров, будет способствовать формированию нового элитарного слоя российского общества – специалистов в области управления.

2.2. Организация как  система управления 

Организация представляет собой сложную организационно-производственную (экономическую) систему управления. 

Одно из первых определений  понятия «система» мы встречаем  в работе К. Болдуинга [4]: «система – это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: 

• поведение каждого  элемента влияет на поведение целого; 

• поведение элементов  и их взаимодействие на целое взаимозависимы; 

• если существуют подгруппы  элементов, то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо». 

Информация о работе Определение и понятие менеджмента