Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:21, реферат
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
• отраслевые экономические
науки, которые изучают особенности производственных
отношений в отдельных отраслях и суботраслях
национальной экономики, закономерности
и тенденции конкретной отрасли (экономика
отрасли, экономика предприятия или фирмы),
организация и управление предприятием,
а также менеджмент, маркетинг. Менеджмент
следует относить как к специальным, так
и отраслевым экономическим наукам –
в зависимости от объекта изучения. Например,
менеджмент профессионального образования
изучает управление производственными
отношениями в процессах воспроизводства
человеческого капитала, подготовки интеллектуальной
и трудовой его составляющих. Подготовка
высокообразованной, квалифицированной
рабочей силы является одной из первостепенных
задач менеджмента в профессиональном
образовании и его непосредственной функцией.
В общетеоретическом
плане менеджмент выполняет следующие
основные функции в системе
1) научная функция.
Формируя основные понятия и закономерности
хозяйственной деятельности в системе
профессионального образования, менеджмент
позволяет теоретически осмыслить и практически
освоить сложные процессы, связанные с
подготовкой, распределением и использованием
рабочей силы;
2) познавательная
функция. Менеджмент помогает
осмыслить закономерности
3) прогностическая
функция. В менеджменте в процессах принятия
решений важное значение имеют экономические
прогнозы и вероятностные показатели
(в частности, для совершенствования структуры
подготовки кадров), тенденции и направления
научно-технического прогресса, варианты
экономического роста и т. д.;
4) практическая функция.
Познав закономерности
Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.
1.3. Методологические
основы дисциплины «менеджмент»
Курс «Менеджмент»
– это учебная дисциплина, поэтому
к нему неправомерно предъявлять
такие же требования, как к соответствующей
области экономической науки. Учебный
курс включает также вопросы, не имеющие
прямого отношения к данной науке,
обычно с рассмотрением хозяйственных
ситуаций в качестве иллюстраций и аргументацией
теоретических положений. Учебный курс
содержит понятийный аппарат и методологию,
которые обязательно присутствуют в данной
области науки и в учебной дисциплине.
Методология – это
учение о научном методе познания, принципы
и способы организации теоретической
и практической деятельности. Научное
познание ставит своей целью проникнуть
в сущность процессов и явлений и в их
взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать
причины и источники развития этих процессов
и явлений.
В менеджменте как
науке используются следующие методы
научного познания: наблюдение объекта
исследования, сбор, обработка и
изучение полученной информации об объекте
исследования посредством анализа
и синтеза, индукции и дедукции, комплексного
и системного подходов, разработка
гипотез и их проверка, проведение экспериментов,
моделирование в логических и математических
формах. Эти методы широко применяются
и в других науках – гуманитарных, естественных
и технических.
Наиболее широко
в курсе используется метод научной
абстракции, т. е. освобождение представлений
о предмете и объекте исследования от
частного, случайного, нетипичного, кратковременного,
единичного и, напротив, нахождение в них
существенного, общего, постоянного. Далее
начинается движение от общего к частному.
Логика курса должна
содержать в себе ответ на вопрос,
при каких условиях действительны
высказываемые положения. Эти условия
всегда характеризуются
Следовательно, цель
и задачи курса «Менеджмент» –
выработка у будущего менеджера
конкретных знаний и практических навыков,
позволяющих управлять трудовой
деятельностью персонала посредством
системы мотивации труда, принимать научно
обоснованные управленческие решения,
структурировать деятельность других
людей, управлять организацией. Знать
основные положения и практический инструментарий
менеджмента необходимо каждому специалисту.
Базируясь на основных положениях макро– и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии и педагогики, курс «Менеджмент» служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением основных его положений к отдельным элементам и всей системе управления организацией.
Контрольные вопросы
и задания
1. Охарактеризуйте
термин «менеджмент» в
2. Раскройте содержание
термина «менеджмент».
3. Дайте определение
термина «менеджмент».
4. Согласны ли
вы с определением термина «менеджмент»,
приведенным авторами учебника?
5. Назовите функции
менеджмента.
6. Каковы методологические
основы изучения дисциплины «
7. Раскройте взаимосвязь
дисциплины «Менеджмент» с
Глава 2
Менеджмент: вид деятельности и система управления
2.1. Менеджмент как
вид человеческой деятельности
Менеджмент является
наиболее древним видом человеческой
деятельности. С того времени как
человек стал осуществлять коллективную
хозяйственную деятельность, появилась
объективная необходимость в управлении.
Началом отсчета
времени возникновения
Первая управленческая
революция, названная выше, характеризуется
как «религиозно-коммерческая».
Вторая управленческая
революция произошла в Вавилоне (второе
тысячелетие до н.э.) и получила название
«светско-административной», в ходе которой
царем Хаммурапи был издан свод законов
по управлению государством.
Третья управленческая
революция («производственно-
Четвертая управленческая
революция («капиталистическая») произошла
в XVII—XVIII вв. – в начале индустриального
прогресса европейской цивилизации. В
ее недрах зародилось профессиональное
управление.
Пятая управленческая
революция («бюрократическая») произошла
в конце XIX – начале XX в. В ходе
ее родилась концепция «рациональной
бюрократии».
Конечно, термин «революция»
принят совершенно условно, поскольку
развитие менеджмента происходило
и происходит эволюционным путем, обогащая
его в соответствии с изменениями,
происходящими в экономике, в
производственных отношениях.
Таким образом, менеджмент
– самостоятельный вид
В современной России
сформировался новый элитарный
слой общества, образовалась постоянно
увеличивающаяся социальная группа
людей. Эту группу продуктивно деятельных
людей составляют предприниматели и менеджеры.
Предприниматель –
это человек, который обладает финансовыми
или другими ресурсами, предпринимательским
талантом, идеями для организации
бизнеса и способен взять на себя
ответственность за риск, связанный с
организацией нового предприятия, разработкой
новой идеи, продукции или вида услуги.
Менеджер – управляющий,
прошедший специальную
Зарубежные предприниматели
высказывают следующие
1. Бизнес должен
делаться на экономико-
2. Необходимо знать
и соблюдать три «золотых
3. Главным показателем
эффективного
4. Морально-психологическая
подготовленность
5. Следует расширять
объем маркетинговой
6. Следует развивать
технологию деловых отношений,
поскольку незнание техники
7. Должны быть
преодолены языковые и
8. Самое трудное
в общении с российскими
Последовательное
преодоление перечисленных
2.2. Организация как
система управления
Организация представляет
собой сложную организационно-
Одно из первых определений
понятия «система» мы встречаем
в работе К. Болдуинга [4]: «система –
это совокупность из двух или более элементов,
удовлетворяющих следующим условиям:
• поведение каждого
элемента влияет на поведение целого;
• поведение элементов
и их взаимодействие на целое взаимозависимы;
• если существуют подгруппы
элементов, то каждая из них влияет на
поведение целого и ни одна из них не оказывает
такого влияния независимо».