Определение и понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность менеджмента.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Понятие и сущность менеджмента  

При переходе российской экономики на рыночные механизмы  хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием. 

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).  

Например, мы говорим: «менеджмент предприятия» или «управление  предприятием», но только «управление  автомобилем». 

Менеджмент —  это управление социально-экономическими и социально-техническими системами  для получения конкретного результата. 

Менеджмент —  это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

рыночные механизмы  развития экономики, предполагающие наличие  конкуренции, свободы предпринимательства  и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

гибкости и адаптации  в поведении фирмы па рынке, что  невозможно без:

ориентации на человеческий фактор,

высокого профессионализма,

творчества менеджера. 

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как  взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как  вид деятельности 

Любая деятельность требует управления. Менеджмент —  это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». 

В современной специальной  литературе рассматривается множество  функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание  деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление как  процесс 

Выполнение функций  менеджмента предполагает затраты  времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление —  это менеджеры 

Менеджмент нередко  отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность  за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят  идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

высокое чувство  долга и преданностью делу;

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

умение выражать свои мысли и убеждать;

уважительное отношение  к персоналу;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др. 

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может  быть различным, но каждый менеджер при  этом принимает решения на основе собранной информации и руководит  организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление —  это аппарат управления 

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Менеджмент —  это наука управления 

Менеджмент как  область самостоятельных знаний, как наука сформировался в  конце XIX в. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в.— проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента. 

Глава 1

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

1.1. Содержание и  сущность понятий «менеджмент»  и «управление» 

В экономической  литературе менеджмент (от англ. management управление) трактуется как процесс  управления хозяйственной деятельностью  организации; процесс управления производством (продажами) товаров и услуг; функции и методы управления организацией; персонал (аппарат) управления организацией. 

Кроме того, если рассматривать  менеджмент в аспекте исторического  развития человеческого общества в  целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления. 

Аргументацией в  пользу каждой из сторон категории  «менеджмент» может служить следующий  экскурс в раскрытие его содержания. 

Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами. 

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации. 

Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного  использования ресурсов организации  в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами. 

Менеджеры в организации  взаимодействуют между собой  посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический  орган – аппарат управления. Последний  является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации. 

Менеджмент выступает  одновременно и как наука, и как  искусство. В предисловии к книге  «Основы менеджмента» по этому поводу сказано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством…» [13, с. 11]. 

В оценке менеджмента  как науки аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет  свой предмет, сумму накопленных  за тысячелетия человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения. 

Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого  труда, причинно-следственные связи, факторы  и условия совместного труда  людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей. 

Понимание менеджмента  как искусства основывается на учете  особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация – это сложная, как правило открытая, система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс. В результате этого процесса появляется качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями. 

Итак, сделаем попытку  дать обобщенное определение понятия  «менеджмент», включив в него следующее содержание. 

Менеджмент –  это система, обеспечивающая комплексный  процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для  этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды. 

Менеджмент как  междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах: 

• управление производственными  операциями раскрывает технический  аспект менеджмента в организации; 

• управление трудовыми  операциями – социальный аспект; 

• управление маркетингом – рыночный аспект; 

• управление коммуникациями – информационный аспект; 

• управление собственностью раскрывает имущественный аспект. 

В организации указанные  аспекты менеджмента системно связаны  между собой и должны развиваться  комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различных сочетаниях перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его адекватность понятию «управление», что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.

1.2. Менеджмент в  системе экономических дисциплин,  основные функции курса 

Менеджмент как  учебная дисциплина включается в  качестве обязательного федерального компонента в учебные планы подготовки управленческих кадров высшей квалификации для рыночной экономики по специальности «Экономика и управление». 

Менеджмент как  научная дисциплина относится к  системе экономических наук. В  этой системе выделяют три основные группы (подсистемы) экономических наук: 

• общие экономические  науки, изучающие производственные отношения в общетеоретическом  и историческом плане (экономическая  теория, экономическая история, история  экономических учений); 

• специальные экономические  науки, рассматривающие отдельные стороны (функции) производственных отношений и их существенные черты на макро-, мезо– и микроуровне экономики (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и др.); 

Информация о работе Определение и понятие менеджмента