Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:21, реферат
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Понятие и сущность
менеджмента
При переходе российской
экономики на рыночные механизмы
хозяйствования наряду с термином «управление»
стал активно применяться термин
«менеджмент», который используется
как синоним управления предприятием.
Энциклопедический
словарь определяет управление как функцию
организованных систем любой природы
(биологических, технических, социальных).
Менеджмент отождествляется с людьми
и является атрибутом исключительно социальных
систем и их разновидностей (социально-технических,
социально-экономических).
Например, мы говорим:
«менеджмент предприятия» или «управление
предприятием», но только «управление
автомобилем».
Менеджмент —
это управление социально-экономическими
и социально-техническими системами
для получения конкретного
Менеджмент — это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,
творчества менеджера.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Менеджмент как
вид деятельности
Любая деятельность
требует управления. Менеджмент —
это особый вид деятельности, специфический
характер которой связан с выполнением
управленческих действий — функций управления.
Впервые состав управленческих функций
был предложен А. Файолем: «Управлять —
это значит предвидеть, планировать, организовывать,
распоряжаться, координировать и контролировать».
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Управление как
процесс
Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.
Управление —
это менеджеры
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
роль принимающего
решения. Менеджеры несут
информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
высокое чувство долга и преданностью делу;
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
умение выражать свои мысли и убеждать;
уважительное отношение к персоналу;
способность быстро
восстанавливать свои физические и
душевные силы и др.
В зависимости от
позиции менеджера в
Управление —
это аппарат управления
Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Менеджмент —
это наука управления
Менеджмент как
область самостоятельных
Глава 1
Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и
сущность понятий «менеджмент»
и «управление»
В экономической
литературе менеджмент (от англ. management
управление) трактуется как процесс
управления хозяйственной деятельностью
организации; процесс управления производством
(продажами) товаров и услуг; функции и
методы управления организацией; персонал
(аппарат) управления организацией.
Кроме того, если рассматривать
менеджмент в аспекте исторического
развития человеческого общества в
целом, то его следует понимать и как искусство
управления, и как науку управления.
Аргументацией в
пользу каждой из сторон категории
«менеджмент» может служить следующий
экскурс в раскрытие его
Процессный аспект
менеджмента заключается в том,
что специально подготовленные люди формируют
организацию, ставят перед ней цели и задачи,
обеспечивают посредством планирования
достижение последних через эффективное
управление людьми и ресурсами.
Функциональный аспект
менеджмента предполагает в ходе
управления выполнение следующих функций:
прогнозирование, целеполагание, планирование,
организовывание, координирование, учет,
контроль, анализ и регулирование. Посредством
выполнения этих функций менеджеры обеспечивают
условия и организуют эффективное использование
труда персонала, производственного аппарата,
материальных и финансовых ресурсов организации.
Чтобы обеспечивать
условия для эффективного и целенаправленного
использования ресурсов организации
в процессах производства товара
или услуги, осуществления хозяйственной
деятельности, необходимы люди, умеющие
профессионально управлять организацией
и претворяющие это умение на практике.
Такие профессионально подготовленные
люди, умеющие воздействовать на труд
отдельного работника, группы и целой
организации, являются менеджментом организации,
эту категорию персонала называют менеджерами.
Менеджеры в организации
взаимодействуют между собой
посредством вертикальных и горизонтальных
связей и образуют специфический
орган – аппарат управления. Последний
является составной частью любой организации,
а задача работающих в нем людей состоит
в обеспечении эффективности использования
всех ресурсов для достижения целей организации.
Менеджмент выступает
одновременно и как наука, и как
искусство. В предисловии к книге
«Основы менеджмента» по этому поводу
сказано, что менеджмент – «самостоятельная
область знаний, отдельная дисциплина,
а точнее – междисциплинарная область,
которую правильнее всего назвать «управленческая
мысль», сочетающая в себе науку, опыт,
«ноу-хау», приумножаемые управленческим
искусством…» [13, с. 11].
В оценке менеджмента
как науки аргументами служат
следующие соображения: управление
– это наука, которая имеет
свой предмет, сумму накопленных
за тысячелетия человеческих знаний,
представленных различными концепциями,
теориями, и как любая другая наука имеет
свои проблемы, принципы и методы их решения.
Как наука менеджмент
раскрывает природу управленческого
труда, причинно-следственные связи, факторы
и условия совместного труда
людей; изучает экономические отношения
в сфере производства, распределения и
обмена материальных и нематериальных
благ, базируется на познании и использовании
экономических законов и закономерностей.
Понимание менеджмента
как искусства основывается на учете
особенностей организации, а также специфики
каждой человеческой личности, составляющей
эту организацию. Любая организация –
это сложная, как правило открытая, система,
на функционирование которой оказывают
влияние множество факторов внешней и
внутренней среды. В этих условиях не каждый
человек, даже профессионально подготовленный,
способен управлять деятельностью других
людей (членов коллектива), оперативно
принять нужное решение, взять ответственность
за это решение и претворить его в жизнь.
Именно в этом и заключаются проблемы
менеджмента как искусства. Чтобы таких
проблем не возникало, менеджер должен
опираться на науку и искусство управления,
объединив их в единый процесс. В результате
этого процесса появляется качественно
новый специалист – менеджер, способный
соединить в едином действии постоянно
пополняемые научные знания и личностные
качества, формируемые как природой человека,
так и развиваемые практическим опытом,
накапливаемыми знаниями.
Итак, сделаем попытку
дать обобщенное определение понятия
«менеджмент», включив в него следующее
содержание.
Менеджмент –
это система, обеспечивающая комплексный
процесс функционирования целенаправленной
хозяйственной деятельности организации,
эффективного использования для
этого факторов производства (труда,
капитала и земли) и финансов, которая
основывается, в свою очередь, на системе
принципов, функций, методов и организационной
структуры управления, адекватных соответствующим
условиям ее внешней среды.
Менеджмент как
междисциплинарная область
• управление производственными
операциями раскрывает технический
аспект менеджмента в организации;
• управление трудовыми
операциями – социальный аспект;
• управление маркетингом
– рыночный аспект;
• управление коммуникациями
– информационный аспект;
• управление собственностью
раскрывает имущественный аспект.
В организации указанные аспекты менеджмента системно связаны между собой и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различных сочетаниях перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его адекватность понятию «управление», что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.
1.2. Менеджмент в
системе экономических
Менеджмент как
учебная дисциплина включается в
качестве обязательного федерального
компонента в учебные планы подготовки
управленческих кадров высшей квалификации
для рыночной экономики по специальности
«Экономика и управление».
Менеджмент как
научная дисциплина относится к
системе экономических наук. В
этой системе выделяют три основные
группы (подсистемы) экономических наук:
• общие экономические
науки, изучающие производственные
отношения в общетеоретическом
и историческом плане (экономическая
теория, экономическая история, история
экономических учений);
• специальные экономические
науки, рассматривающие отдельные стороны
(функции) производственных отношений
и их существенные черты на макро-, мезо–
и микроуровне экономики (менеджмент,
финансы, бухгалтерский учет, экономический
анализ, экономика труда и др.);