Онтология сервисной реальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:54, автореферат

Краткое описание

Сотни миллионов людей по всему земному шару заняты в области сервиса, но мало кто задается вопросами, чем же они заняты, каков глубокий внутренний смысл деятельности, ранее признаваемой уделов рабов и слуг, а сегодня ставшей почетным и уважаемым родом занятий.

Файлы: 1 файл

Онтология серв.реальности.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Праздник предполагает вечное возвращение, возврат к строго обозначенным циклам. Он играет и воспитывающую роль, в которой реализуется приобщение к традициям детей, подростков, юношей и девушек. В празднике транслируется социальный опыт, так как в нем передается огромное количество информации о прошлом, об опыте, традициях, обычаях, обрядах и ритуалах. В них накоплен колоссально большой опыт, который воспроизводится посредством праздника.

Фундаментальная черта праздника, его выделенность из заурядности будничности и повседневности минимум двустадийна. Праздник есть предельно необходимый компонент социальности, он то, что «довершает» социальное бытие до предельной полноты и исчерпываемости. Праздник связан с ожиданием и надеждой. Человек ждет праздника, отсчитывая дни, недели и месяцы. Праздник предстает как связующее звено преемственности. Он разрешает многое, что неразрешимо в повседневности, и, прежде всего, – пир. Духовность, поэзия и искусство сливаются на праздничном пиру в традицию тоста. Культура тоста мифологична и даже религиозна, она «созвучна» магическому заклинанию (это по существу культура жертвоприношения).

Праздник, в отличие от праздничности, праздности, повседневности имеет ряд основных значимых характеристик, как светских, так и религиозных. В религиозном значении праздник, как правило, есть актуализация памяти какого-либо религиозного, легендарного или исторического события, часто связанного с жизнью и деятельностью святого. Он осуществляется в один или несколько дней. Это первое значение праздника.

Второе значение – светское и включает в себя день торжества в память какого-то исторического или гражданского события, отмечаемого публично собраниями, демонстрациями, парадами и т.п. мероприятиями.

Третье значение совпадает с официально установленными днями отдыха по фиксированным числам календаря.

Четвертое значение – это веселье, бал, прием по какому-то поводу.

Пятое – день массовых развлечений или игр (спортивные состязания, военные игры, детские праздники).

Шестое – радостный день, ознаменованный определенным событием, имеющим духовно-нравственное значение для группы лиц или отдельного человека (юбилей, присвоение очередного или внеочередного воинского звания для военнослужащих, награждение и т.п.).

Седьмое значение – праздник как испытание от чего-то наслаждения или же сам источник этого наслаждения.

Повседневность также имеет ряд смыслозначений, которые вполне сопоставимы с вышеперечисленными значениями праздника. Для удобства кампаративитских сопоставлений выделим несколько основных значений повседневности, которые обозначим как повседневный будень: 1) выживание; 2) приспособление, адаптация; 3) принуждение; 4) режим или ритм обыденного дня; 5) стандартность и рутинность деятельности; 6) труд, работа, ответственность; 7) проблемность и ее разрешение; 8) укорененность индивида в жизненном пространстве-времени, конечность пространства, темп.

Сервисология праздничности-повседневности «избегает» процессуальной стороны соотношения и раскрытия указанных феноменов. Для сервисологических отраслей знания более значимыми являются метафизические форматы исследования, берущие объекты исследования в статике. Праздник для сервиса своим наличием уже означает как бы двойное праздничное событие.

Во-первых, это событие как собственно праздник, выступающий онтологически как нечто внешнее по отношению к сервисной сфере.

Во-вторых, это событие с точки зрения внутренней стороны сервиса, праздник есть, по сути, праздничное событие для самого сервиса. В праздник сервис приобретает целый ряд преимуществ по сравнению с обслуживанием повседневности. Обслуживание праздника «погружает» сервисантов в предельно насыщенную будничность, работу при максимальной загруженности рутинных мероприятий для обеспечения празднества. Для профессионалов сервиса праздник превращается в сплошную будничную рутинность, которая помимо всего прочего еще и сопряжена с повышенной  затратностью в плане физических и моральных усилий и соответственно затрат. Сервисанты всесторонне реализуют себя для успешной реализации задач по обслуживанию праздника. Они его отчасти творят, креативно обеспечивают как в символически-ритуальной стадии, так и в стадии трапезы-пира.

Современный человек живет в таком мире форматов повседневности-праздничности, который предельно заполнен сервисными отношениями и взаимодействиями. Экономические отношения в двадцать первом веке постепенно и неуклонно отодвигаются ближе к периферии социальности. Все более центральное место в экономической жизни занимает сервисная составляющая. Сервис неплохо представлен в структуре внутреннего валового продукта многих стран, в том числе и России (сфера сервисных услуг в различных экономиках занимает от 30 до 70 и более процентов). В наши дни происходит повсеместный отказ от традиционных ценностей. Одним из решающих факторов такого отказа выступает процесс ускорения темпов социального прогресса, процессы глобализации и научно-технической и технологической модернизации. Человечество еще далеко не в полной мере «осознало» глобализирующую и дефрагментирующую социальность воздействия таких своих технических изобретений, широко внедряемых в повседневную реальность, как персональные компьютеры, Интернет и мобильные телефоны. Эти изобретения, помимо их, безусловно, положительного и революционного значения, имеют еще и опасность нанесения непоправимого ущерба для культуры разных народов и стран. Особенно опасна угроза со стороны этих новшеств для духовности и нравственности. Эта угроза объективно неизбежна хотя бы в силу того, что процессы модернизации и духовно-нравственного роста асинхронны и разнонаправлены. Если модернизация развивается предельно бурно и стремительно, то нравственный и духовный рост так же постепенен и размерен, как и сто, двести, тысячу лет тому назад. Он таков же, как в античную древность, как в эпохи средневековья или Возрождения и т.д. В области роста духовности и нравственности стремительность и ускорение не только губительны, но и уничтожительны.

Выход, как бы это ни показалось парадоксальным, все же имеется. Этот выход заключается в значительном и качественном развитии сервисной сферы. Именно через достижения в сфере сервиса возможно сохранение и приумножение духовности. Сервис высвобождает человека из среды повседневности и тем самым расширяет пространство свободы и свободного времени, которое представляется возможным использовать с пользой для духовного роста. Путешествия, туризм, коррекция физического и нравственного здоровья в учреждениях санаторно-курортной направленности, отдых и досуг позволяют приобщиться к достижениям духовной культуры других народов и стран, к их ценностям и духовно-нравственным образцам.

 

9

 



[1] См.: Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации // Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – С. 234-248.


Информация о работе Онтология сервисной реальности