Оценка сущности и методов формирования организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие сущности организационной культуры и методов ее формирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I. Концепция организационной культуры …………………………………4
1.1. Понятие организационной культуры………………………………...4
1.2. Содержание организационной культуры …………………………...7
II. Развитие организационной культуры…………………………………..11
2.1. Формирование организационной культуры………………………..11
2.2. Поддержание организационной культуры…………………………14
2.3. Изменение организационной культуры……………………………17
2.4. Управление организационной культуры…………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Среди этих организационных  культур могут быть выделены следующие  виды: прямая оппозиция ценностям  доминирующей организационной культуры; оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации; оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой. Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определенном смысле организационные культуры являются призывом о помощи в период стресса или кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Развитие организационной культуры

2.1 Формирование организационной культуры

Как свидетельствует  практика, две организации, функционирующие  в дном и том же окружении, могут  иметь очень разные организационные  культуры.

Это происходит потому, что  через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы:

- внешняя адаптация  включает в себя то, что должно  быть сделано организацией, чтобы  выжить в условиях жесткой  внешней конкуренции;

- внутренняя интеграция  иллюстрирует то, как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

Процесс внешней адаптации  и выживания связан с поиском  и нахождением организацией своей  ниши на рынке и ее приспособлением  к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В ходе данного процесса решаются вопросы, связанные с выполняемыми задачами, методами их решения, реакцией на успех и неудачи и т. п.

К проблемам внешней  адаптации и выживания целесообразно отнести следующее: [7; 58]

1) миссия и стратегия  – определение миссии организации  и ее главных задач; выбор  стратегии исполнения этой миссии. Люди в организации должны  знать ее реальную миссию. Это  поможет им сформулировать понимание  их вклада в выполнение организацией своей миссии.

2) цели – установление  специфических целей и внутреннее  принятие их работниками.

3) средства – ресурсы,  используемые для достижения  целей; объединение усилий в  достижении выбранной цели; адаптация  организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности;

4) контроль – установление  индивидуальных и групповых критериев  эффективной деятельности; создание  информационной инфраструктуры;

5) корректировка поведения  – создание системы поощрения  и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач.

Процесс внешней адаптации  неразрывно связан с внутренней интеграцией, то есть связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.

Среди проблем внутренней интеграции выделяют следующие:

1) общий язык и концептуальные категории; выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепции;

2) границы организации и критерии вхождения и выхода из нее – установление критериев членства в организации и ее группах;

3) власть и статус  – установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение  статусов в организации;

4) личностные отношения –установление формальных и неформальных правил, характера организационных отношений между работниками, учитывая их возраст, пол, образование, опыт и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе;

5) награждения и наказания  – определение базовых критериев желательного и нежелательного поведения и соответствующих им последствий;

6) идеология и религия  – определение значения и роли  указанных феноменов в организационной  жизни.

На формирование организационной  культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяет культуру организации. Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей. В подавляющем большинстве случаев наряду с «официальной» организационной культурой сосуществует оппозиционные культуры или тенденции. Это вполне естественное явление, поскольку члены организации живые люди, а не одинаковые роботы.

Однако случается так, что силы сопротивления начинают теснить приоритетную культуру, пытаясь  занять ее место.

Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Поддержание организационной культуры

Обычно организация  растет за счет привлечения новых  членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они того или нет, заносят в нее «вирус» другой культуры. Какая из культур «выживает», во многом зависит от ее силы, влияющей на интенсивность определенных образцов поведения.

Силы культуры организации  характеризуется тремя моментами:

- «толщиной» культуры;

- степенью разделяемости  культуры членами организации;

- ясностью приоритетов  культуры.

«Толщина» организационной  культуры определяется количеством  важных предположений, разделяемых работниками культуры, обладающие большой глубиной верований и ценностей, имеют сильное влияние на поведение в организации.

В некоторых культурах  разделяемые верования и ценности расположены в четком порядке. Их относительная важность и связь  между ними не вызывают сомнений у членов организации. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны. В первом случае культура сильнее влияет на поведение людей, так как у них существует уверенность в том, что конкретная ценность должна преобладать в случае конфликта интересов.

Таким образом, сильная  культура «толще», она разделяет  большим числом работников и более  четко определяет приоритеты, а соответственно имеет более глубокое влияние на поведение в организации.

Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что она  может быть и серьезным препятствием на пути проведения изменений в организаций. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной считается  умеренно сильная культура.

         Существуют методы поддержания организационной культуры.[8;251]

Объекты и  предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается.

Реакция руководства  на критические ситуации и организационные  кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в какой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, изменяющих ее в определенной мере.

Моделирование ролей, обучение и тренировка. Элементы организационной культуры усваиваются работниками через то, как они должны исполнять свои роли. Лично демонстрирую  подчиненным поведенческие нормы и концентрируя их внимание на этом поведении (например, на определенном отношении к клиентам или умении слушать других), менеджер помогает формировать определенные аспекты организационной культуры.

Определение критериев вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучать через систему наград и привилегий. Причем распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывают на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.

Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Кадровая политика организации, включающая принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации. Постоянная демонстрация того, что организация неизменно связывает поощрения и должностной рост работников с их усердием и эффективностью, может иметь огромное значение для формирования поведения сотрудников.

Организационные символы и обрядности. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение, и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы – системы обрядов; даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Изменения организационной культуры

С течением времени и  под воздействием обстоятельств культура организации может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. В процессе деятельности могут происходить определенные изменения в культуре организаций, в частности:

- изменение объектов  и предметов внимания со стороны менеджера;

- изменение стиля управления  кризисом или конфликтом;

- корректировка ролей  и изменение фокуса в программах  обучения;

- изменение критерия  стимулирования;

- смена организационной  символики и обрядности.

Изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Но в зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или другую сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Существует три возможных сочетания изменений в поведении и культуре в организации.

!. Изменения в культуре  без изменений в поведении.  В этом случае работники могут  изменить одно или несколько  верований или ценностей, но  при этом они не способны  изменить свое соответствующее поведение. Для изменения поведения им не хватает соответствующих знаний, навыков и умений.

2. изменения поведения  без изменений в культуре. В  этом случае коллектив работников  как бы распадается на два  лагеря – сторонников и противников  изменений. Преобразования могут проходить более или менее успешно в зависимости от статуса и влиятельности их сторонников. Противники изменений формально будут вынуждены следовать выбранному курсу на изменения и даже примут новые символы, но внутреннее несогласие будет мешать переводу нового в базовые термины организационной культуры (предположения, верования и ценности). Люди меняют свое формальное поведение либо из-за боязни потерять получаемую компенсацию, а не потому, что они на самом деле глубоко верят и ценят то, что их просят делать.

3. изменения происходят  в области поведения, и в  области культуры. Это ситуация  постоянных изменений в том  смысле, что люди по- настоящему  и искренне ценят то, что они  по-новому делают свою работу. Устойчивость изменений в этом  случае обеспечивается тем, что обе стороны (поведение и культура) взаимно усиливают и поддерживают друг друга. Широко известно, что многие творческие группы и организации в науке, образовании и искусстве, функционирующие на свободной коммерческой основе, во многом добились своих успехов, поверив в свои способности делать дело по-новому и достигнув для себя внутреннего согласия с этим через принятие новой культуры.

При проведении изменений  в культуре организации возникает  ряд трудностей. Это становится явно заметным, когда изменения начинают затрагивать глубинное содержание организационной культуры. Поэтому рекомендуют все изменения проводить постепенно.

Существует два варианта внедрения изменений в организационную  культуру:

- добиться от людей  в организации принятия новых верований и ценностей;

- включить новых людей  в организацию и уволить прежних  работников, противящихся изменениям.

Очень сложно определить факт изменения культуры.

Когда происходят изменения  в поведении членов организации, то их можно увидеть и «невооруженным» глазом. Что же касается изменений культуры людей, перестройки их отношений и ценностей, то они не всегда заметны и не лежат на поверхности.

Верный признак изменений  организационной культуры – даже после ухода из организации лидера-новатора сотрудники по-прежнему следуют привнесенным им взглядам на труд, организацию и жизнь в целом.

Изменения в культуре особенно важны, когда существующая в организации культура не способствует достижению организацией требуемого уровня эффективности. Одна из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, в том, то в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменениями внешней среды и соответственно вынуждена искать пути изменений, способных повысить ее эффективность и динамичность.

Информация о работе Оценка сущности и методов формирования организационной культуры