Обучение персонала как фактор повышения эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цели выпускной квалификационной работы:
1. Изучение теоретических и методологических подходов к проблеме обучения персонала и его роли в повышении эффективности работы фирмы;
2. Анализ практики обучения персонала на примере фирмы
ЗАО «ФПКЦ».

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………..3
1. Обучение персонала как основа успешной работы организации:
1.1. Человеческий ресурс – главный ресурс в организации……………………7
1.2. Понятие и оценка трудового потенциала…………………………………...9
1.3. Управление процессом формирования и использования
трудового потенциала…………………………………………………………...12
4. Обучение как один из факторов повышения
трудового потенциала…………………………………………………………...16
1.4.1. Обучение как средство повышения ценности
человеческих ресурсов организации…………………………………………...19
1.4.2. Обучение как средство достижения стратегических
целей организации………………………………………………………………22
1.4.3. Обучение как средство, облегчающее проведение
организационных изменений…………………………………………………...23
1.5. Организация работы по обучению персонала…………………………….26
1.6. Методы обучения персонала в организации……………………………....32
2. Опыт обучения персонала в ЗАО «ФПКЦ»:
2.1. О компании………………………………………………………………….38
2.2. Место кадровой службы в системе управления организацией…………..41
2.3. Развитие системы обучения персонала……………………………………42
2.4. Взаимосвязь обучения персонала и эффективности работы
организации………………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...51
Приложение 1…………………………………………………………………….53
Приложение 2…………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

      Если организации для подготовки и развития персонала обучение требуется не постоянно, а время от времени и для небольшого числа работников, то организация может позволить себе заказать это обучение в специализированных организациях, работающих в сфере бизнес-образования (в ряде случаев объединяясь с другими организациями). Если же перед организацией стоит задача обучения большого числа работников на регулярной основе, то более целесообразно организовать подготовку собственных преподавателей или пригласить на постоянную работу соответствующих специалистов (преподавателей, тренеров, инструкторов).

       Многие крупные организации привлекают к работе в качестве преподавателей собственных работников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Основное преимущество, которое организация получает от этого, состоит в том, что в таком случае обучение может в значительно большей степени учитывать ту профессиональную специфику, с которой после завершения обучения придется столкнуться слушателям. Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Этот подход позволяет минимизировать штат работников отдела обучения и рационально использовать деньги, отпущенные на обучение.

Условия обучения.

      Условия, в которых проводится обучение, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной программы, но и минимизировать отвлекающие моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.

      Помещение, в котором проходит обучение, должно способствовать решению основных задач обучения и хорошему усвоению учебного материала. Аудитории, предназначенные исключительно для лекций и семинаров, как правило, отличаются от аудиторий, предназначенных для тренингов.

      В учебных помещениях желательно иметь возможности для установки компьютеров. Многие современные учебные программы предполагают использование компьютерной техники для презентаций, тестирования слушателей, проведение деловых игр. Если во время занятий предполагается использовать проекционную аппаратуру и/или демонстрировать видеофильмы, проводить съемки на видеокамеру, то желательно иметь возможность не только для размещения в учебном помещении соответствующего оборудования, но и для контроля уровня освещенности.

      Не меньшее значение имеет и поддержание в учебных помещениях оптимального температурного режима и хорошей вентиляции.

      При организации обучения следует  обеспечить:

  • хорошее освещение;
  • хорошую вентиляцию;
  • комфортную температуру;
  • отсутствие отвлечений и постороннего шума;
  • возможность трансформации учебного помещения сообразно используемым методам обучения;
  • возможность контроля освещенности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6. Методы обучения персонала в организации.

       Существует огромное многообразием учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на две большие группы:

  • обучение вне рабочего места:
  • методы обучения на рабочем месте.
 

Методы  обучения персонала  вне рабочего места

                                                                                                                    Таблица 1

Метод обучения Характерные особенности метода
1 2
Чтение  лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
Конференции, семинары Активный метод  обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решит участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно – критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.
 

      Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы {9}.

      Обучение вне организации, как правило, касается руководителей или высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться по многим направлениям и многими способами: это обучение в специализированных центрах и институтах по повышению квалификации или через прослушивание специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы или симпозиумы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность фирмы. 

Методы  обучения персонала  на рабочем месте

Таблица 2

Метод обучения Характерные особенности  метода
1 2
Направленное  приобретение опыта. Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
Производственный  инструктаж. Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей  обстановкой.
Смена рабочего места (ротация). Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).
Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Обучение и  ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного

порядка задач  при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.

Подготовка  в проектных группах. Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях  в поектный группах, создаваемых  на предприятии для разработки крупных ограниченных сроком задач.
 

       Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности

(торговля, сфера обслуживания, производство  и др.), обучение на рабочем  месте является основной формой  обучения новых работников. Это  метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.

       Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в учебных цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой проходит обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия, например шум, отвлечение со стороны других работников и напряженный график, и ритм работы.

      Обучение на рабочих местах как особый метод обучения следует шире использовать в тех случаях, когда:

  • работники проходят обучение преимущественно в аудитории, хотя лучших результатов можно было бы достичь посредством обучения на рабочем месте;
  • фактически обучение на рабочем месте уже осуществляется стихийно, требуется лишь наведение порядка и документальное и процедурное оформление этого процесса в соответствии с установленными требованиями к профессиональному обучению;
  • профессиональная адаптация новых работников может проходить эффективнее при более широком использовании обучения на рабочем месте;
  • в организации уже имеются люди, которые при соответствующей организации обучения могут стать хорошими преподавателями (инструкторами, наставниками) для обучения на рабочем месте.
 
 
 

    Факторы, влияющие на выбор  учебных программ 

    Таблица 3

Основные  факторы Содержание  факторов
1 2
Соответствие  программы обучения стратегическим целям организации и ее кадровой политике.
  • Востребованность результатов обучения
  • Связь обучения с другими направлениями работы с персоналом (поиск и отбор, адаптация, оценка, стимулирование и др.)
  • Соответствие обучения исповедуемой в организации
      философии управления и организационной культуре
Потребность в обучении.
  • Несоответствие  квалификации и профессиональной подготовки отдельных категорий персонала  новым направлениям деятельности организации
  • Наличие в организации категорий работников,
      регулярно нуждающихся в обучении (руководители).
  • Качественная потребность в обучении
  • Численность работников, нуждающихся в обучении в данный момент или в будущем
Содержание  обучения
  • Предоставление  обучающимся необходимой информацией
  • Обучение моторным навыкам и навыкам работы с информацией
  • Обучение навыкам межличностного общения и изменение установок
  • Обучение навыкам анализа проблем и подготовки решений
Использование ключевых принципов обучения
  • Обеспечение слушателей необходимой обратной связью
  • Обеспечение возможностей для практического закрепления полученных знаний и навыков
  • Обеспечение необходимого уровня мотивации слушателей к обучению и к применению новых знаний и умений в работе
Характеристики  обучающихся
  • Личностные особенности слушателей
  • Индивидуальные различия слушателей в опыте, знаниях и способностях
  • Мотивация к обучению
Стоимость программы
  • Размер бюджета на обучение
  • Оплата преподавателей
  • Оплата за аренду помещений
  • Косвенные издержки, связанные с отсутствием обучающихся на рабочем месте
 

     Многим организациям, которые еще вчера не ощущали необходимости в повышении квалификации своего персонала, в какой-то момент приходится принимать решение о проведении обучения. На основании чего принимаются такие решения? В качестве главного аргумента могут выступать итоги аттестации, показывающие, что в организации есть потребность в обучении определенной категории работников (например, резерва на руководящие должности или руководителей среднего звена). Инициировать проведение обучения может отдел обучения. Решение о проведении обучения может исходить от высшего руководства, со стороны партнеров или владельцев.

     Хорошо, если специалист, отвечающий за организацию  обучения может четко сформулировать его цели и основные соображения, определившие выбор той или иной программы. Чаще же бывает так, что решение принимается, мягко говоря, не совсем осознанно, без полного учета широкого круга факторов, которые позволили бы наилучшим образом достичь целей обучения. А это приводит к тому, что обучение работников не дает того эффекта, на который могла бы рассчитывать организация.

     Определение форм и методов обучения во многом зависит от важнейших характеристик обучающихся (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), и от других факторов, обусловливающих особенности организации учебного процесса.

     Выбор методов обучения в значительной степени определяется численностью обучающихся. Одни методы обучения, такие как лекции, семинары, хорошо подходят для больших групп обучающихся. Другие методы, например, корпоративные тренинги, могут успешно применяться только в небольших группах (в большинстве случаев это группы меньше 10 человек на одного преподавателя, тренера или инструктора). Наставник обычно имеет дело с 2 – 4 подопечными.     В выборе программы обучения часто существенную роль играет ее стоимость. Бюджет на обучение находится в прямой зависимости от количества обучающихся, их места в организации (чем выше уровень работника, тем больше денег отпускается на его обучение) и от того, насколько велика потребность в обучении.

     Стоимость обучения для российских организаций  часто является критическим фактором, определяющим выбор метода обучения.                            Программа обучения должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию персонала в деятельности организации.

     Расходы на подготовку и переподготовку кадров, устанавливаются пунктом 3 статьи 264 НК РФ.

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения эффективности производства