Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа
Научная организация труда (НОТ) -- процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению новых методов организации труда и производства положил американский инженер Ф. У. Тейлор.
НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. Основными направлениями НОТ являются:
Введение
3
1.Теоретические основы научной организации труда
6
1.1.Понятие и принципы научной организации труда
6
1.2.Основные формы разделения труда в организации
11
2.Анализ принципов научной организации труда в России
18
2.1. Анализ планировки рабочих мест
18
2.2.Достижение целей управления
25
3.Рекомендации по применению НОТ
30
Заключение
35
Список литературы
Практическое значение имеет декомпозиция целей управления предприятием. В качестве глобальной цели предприятия можно принять упомянутое выше определение цели общества. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности предприятия, а степень достижения целей -- количественными показателями (критериями).
планирования, масштаб управления, сфера деятельности, материальные потребности, духовные потребности, состав субъектов, период времени.
В практической деятельности мы всегда сталкиваемся с необходимостью конкретизации жизненных целей. Так, стратегическая цель -- рост материального благосостояния, может быть разделена на совокупность тактических целей:
- улучшение жилищных условий: место в общежитии -- отдельная комната -- малогабаритная квартира («гостинка») -- полногабаритная квартира -- отдельный дом (коттедж);
- улучшение личных транспортных средств: велосипед -- мотоцикл -- автомашина -- дорогой лимузин -- личный самолет;
- улучшение одежды и обуви: простая сезонная одежда и обувь -- комплект импортной одежды и обуви -- дорогие комплекты модной одежды и обуви из фирменных магазинов;
- качественное питание: дешевая «потребительская корзина» -- доброкачественное питание -- высококачественное дорогое питание из экологически чистых продуктов;
- развлечения и отдых: отдых дома (телевизор, книги, работа в саду) -- в доме отдыха или пансионате -- в санатории на Черном море -- за границей на дорогом курорте, в хорошем отеле;
- рост денежных накоплений: рублевый счет «на черный день» -- перевод денег в валюту и накопления на покупки имущества -- крупные накопления и возможность жить на доходы от них20.
Практическое значение имеет декомпозиция целей управления предприятием. В качестве глобальной цели предприятия можно принять упомянутое выше определение цели общества. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности предприятия, а степень достижения целей -- количественными показателями (критериями).
3.Рекомендации по применению НОТ
Психофизиологический подход к организации труда -- необходимая составляющая в системе мер, направленных на внедрение НОТ. В условиях развития производительных сил и производственных отношений предъявляются повышенные требования к мышлению, восприятию, вниманию и эмоциональному состоянию работника, что, в свою очередь, оказывают заметное воздействие на его работоспособность. Работоспособность -- это способность человека формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии для обеспечения высокой производительности труда. Поэтому вопросы организации труда решаются комплексно, с учетом технологических, экономических, физиологических и психологических знаний в области труда.
Главное действующее лицо в сфере общественного производства -- человек с его сложными психофизиологическими функциями, разнообразными способностями, изменяющимся настроением, переживаниями и чувствами. Работоспособность человека находится под влиянием различных факторов внешней среды, которые часто оказывают неблагоприятное воздействие различной интенсивности и продолжительности. В процессе труда происходит закономерное изменение функционального состояния организма человека, в том числе его центральной нервной системы. Работа может закалять работника, но может и привести к истощению нервной системы в результате переутомления и атрофии некоторых мышц.
Работоспособность организма человека достигает наиболее высокого уровня, как правило, к середине рабочего дня, а в период врабатывания, т. е. вхождения в работу, и к концу рабочего дня считается низкой.
Психофизиологический аспект организации труда решает две задачи:
1) определение требований к психическим и физическим функциям работника для выполнения конкретной работы. Каждый вид труда имеет свои особенности. Идеальное выполнение профессиональных обязанностей предполагает определенные требования к физиологии работника (его двигательному, костно-опорному аппарату, строению мышц) и 132 его психологии (таким функциям, как восприятие, психомоторика, мышление, внимание и память). Многие эти вопросы решаются в ходе профессионального отбора работников;
2) определение причин появления ошибок при выполнении операций работником.
Ошибки в работе, как правило, можно объяснить критическими особенностями операций, выполнением вспомогательных работ, монотонностью труда и другими причинами.
В процессе труда определенная часть операций нередко вызывает у работника наибольшие затруднения. При их выполнении из-за вероятности сбоя от работника требуется повышенное психическое напряжение. Это так называемые критические особенности операции. Для научной организации труда важны обнаружение и нивелирование таких операций. На предприятии эти задачи обычно решает менеджер труда или нормировщик.
Выполнение вспомогательных работ (операций) часто отрицательно влияет на результативность и темп труда. Как правило, при выполнении вспомогательных работ у работника снижается интерес к работе, притупляется внимание. Поэтому всегда стоит задача либо механизировать вспомогательные работы, либо сокращать их продолжительность, добиваться повышения содержательности этих работ.
Работоспособность человека снижается при выполнении монотонных работ, представляющих собой многократное повторение однообразных трудовых действий и движений. Монотонная работа реализуется малым числом нервных элементов при низком тонусе большей части мозга из-за однообразия раздражителей. Ограниченные группы нервных центров не успевают восполнить расход энергетических ресурсов, и развивается утомление.
Психика людей по-разному реагирует на монотонную работу. У одних работников выполнение монотонных операций вызывает скуку и быструю утомляемость, у других эти проявления бывают менее выражены. По данным исследований установлено, что минимально возможное количество элементов операции -- не менее пяти. Для предупреждения монотонности научная организация труда предлагает следующие типовые меры:
рациональное распределение должностных обязанностей среди работников;
чередование работников на монотонных операциях;
применение переменного ритма и темпа работы;
внедрение соответствующих режимов труда и отдыха;
использование функциональной музыки;
применение действенных систем стимулирования труда.
В числе мер, направленных на устранение ошибок в работе, называют также выявление причин отклонения затрат труда работника от нормативных и использование возможностей эргономики.
Так, считается, что отклонения затрат труда работника на выполнение операций от установленных норм (выработки, времени, обслуживания) вызываются, во-первых, затруднениями в различении элементов операции, во-вторых, множественностью объектов восприятия в единицу времени, рассеивающих внимание работника, в-третьих, несовершенством выполняемых работником трудовых приемов и движений.
В качестве меры борьбы с колебаниями затрат труда применяется так называемая "сигнальность", т. е. внешнее определение начала того или иного элемента операции с помощью звука, вспышки света или иными средствами,
Обязательной составляющей научной организации труда является использование возможностей эргономики. Эргономика -- это область знаний, исследующих возможность и необходимость приспособления к работнику средств труда (приборов и пультов управления, машин и механизмов, рабочих инструментов, мебели и оргтехоснастки). Целью эргономики является выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, обеспечивающих человеку комфортные и удобные условия ра-боты и сохранение его здоровья. Исследования в эргономике, опирающиеся на антропометрию, биомеханику и технические науки, направлены на усовершенствование рабочего места в соответствии с потребностями и возможностями работника. Развитие этой науки во многом связано с техническим прогрессом. При увеличивающейся доле овеществленного труда необходим обоснованный учет психо-физиологических возможностей человека при создании новой техники и систем управления. В системе "человек -- машина" должны учитываться прежде всего особенности работника. Проблема согласования действий человека и машины возникает из-за ограниченных возможностей как человека, так и машины. Поэтому на первое место выдвигается инженерная психология, изучающая психофизиологические процессы человека как звена автоматизированной системы управления трудовым процессом, что позволяет достичь роста производительности труда.
Научная организация труда охватывает как физический, так и умственный труд. Если физический труд -- это преимущественно исполнительский труд, то умственный, как правило, связан с предпринимательством, управлением и творчеством. Между физическим и умственным трудом имеются существенные психофизиологические различия. Так, умственный труд требует большего напряжения в деятельности высших отделов центральной нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. При умственном труде значительно сокращается двигательная активность, поэтому изменяются обменные функции организма.
Рациональная организация труда, в том числе умственного, требует соблюдения ряда условий:
"вхождение" в работу должно быть постепенным, начинать следует с простых элементов, придерживаться оптимального увеличения объема и усложнения умственной деятельности;
необходимо соблюдать последовательность и систематичность в труде;
необходимо соблюдать оптимальный темп и ритм работы, так как отрицательное воздействие на человека оказывает не только чрезмерно высокий, но и заниженный темп работы;
важно учитывать индивидуальные особенности человека: то, что для одного работника является нормой, для другого может быть отклонением;
оптимальным должен быть режим не только труда, но и отдыха.
Многие виды умственного и физического труда выполняются легче и с более высокой производительностью, если предусмотрено их индивидуальное планирование для работника. Часть этой работы выполняется менеджером по труду. Однако и сам работник может приложить к этому свои усилия. План лежит в основе многих работ, хотя возможны и внеплановые действия. Индивидуальное планиро-вание труда включает: планирование отдельных операций в изменяющейся обстановке и последовательности действий; планирование в целом с учетом вероятных изменений. Чем выше профессиональное мастерство работника и уровень развития его как личности, тем точнее он реализует намеченный план работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание эффективно функционирующей системы из всех элементов трудовой деятельности позволяет добиться каждому работнику и их группе, предприятию и обществу в целом гораздо лучших результатов, чем можно было бы их достичь без должной организации. Именно с осознания этого положения в свое время началась промышленная революция, а дальнейшая проработка этого вопроса вылилась в целое направление «научная организация труда» (НОТ). В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда», «теории организации труда» или просто «организации труда». Использование каждого из этих терминов правомерно, их наполнение различно.
Совершенно неправомерными являются попытки разграничить два понятия -- «организация труда» и «научная организация труда». Разница между первым и вторым понятиями определяется прежде всего методом, подходом к решению одних и тех же проблем, степенью научной обоснованности конкретных решений. В данном случае можно говорить о том, что научная организация труда не допускает решения практических вопросов организации труда, опираясь на использование субъективных, эмпирических оценок и мнений.
Научная организация труда -- это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики. На практике НОТ призвана решить три основные взаимосвязанные задачи: экономическую, психофизиологическую и социальную21.
Экономическая задача состоит в создании условий для производства конкурентоспособных товаров (целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда на производство единицы продукции, роста производительности труда, улучшение использования рабочего времени), увеличении объема производства и росте прибыли.
Психофизиологическая задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности.
Социальная задача направлена на повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний.
Содержание НОТ как сферы практической деятельности (многие авторы в этом случае говорят об организационном обеспечении деятельности персонала) определяется образующими ее 10 элементами и направлениями.
Эти направления универсальны, они в равной степени относятся ко всему персоналу. Однако по отношению к каждой конкретной категории персонала эти общие направления проявляются в специфической форме, определяемой особенностями данного вида труда, функциональных обязанностей работников и т.д.
Задачи совершенствования и поддержания сложившихся, существующих организационных отношений реализуются посредством научной организации труда.
Список литературы: