Мотивация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Теория и практика мотивации вообще, а в частности трудовой деятельности — это трудные вопросы, знания о которых опираются сразу на несколько научных дисциплин. Несмотря на большое количество исследований в данной области, не все аспекты мотивации доступны и понятны. Поэтому изучение этого вопроса всегда актуально.
Цель – выявление сущности мотивационного процесса трудовой деятельности и представления оплаты труда как важного мотивирующего фактора.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
рассмотреть суть мотивационного процесса;
исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
сравнить теории потребностей Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Герцберга;
охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии, как материальные, так и нематериальные.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика мотивации
1.1 Понятие мотивации 5
1.2 Мотивационный процесс 10
2 Теории содержания и процесса мотивации
2.1 Теории содержания мотивации 13
2.2 Процессуальные теории мотивации 19
3 Анализ методов стимулирования
3.1 Материальные методы стимулирования 34
3.2 Нематериальные методы стимулирования 39
Заключение 44
Список используемых источников 46

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Внешними процессами, влияющими на удовлетворенность  или же неудовлетворенность человека достигнутыми результатами, являются процессы реакции на результаты труда со стороны окружения, оценка окружением исполнения. Если окружение позитивно реагирует (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты и т.п.), то это вызывает удовлетворение, если нет, то приводит к неудовлетворенности.

Достаточно ясная и логически стройная теория постановки цели не столь проста в практической реализации, так как отсутствует один канонизированный путь ее реализации.

Во-первых, она не обладает унифицированностью применения для  всех людей. Существует разная степень целевой ориентации у различных групп людей, отличающихся друг от друга по полу, возрасту, образованию, профилю деятельности и т.п.

Во-вторых, нет однозначного ответа на вопрос о том, кто и как  должен ставить цели, Должны ли цели быть заданы руководством либо же они на основе широкого участия и обсуждения должны определяться теми, кто их будет достигать. Является очевидным фактом, что участие в поставке цели приводит к удовлетворенности. Однако вопрос о том сказывается ли это позитивно на уровне и качестве исполнения, однозначного ответа не имеет. Хотя в том случае, когда участие в постановке целей приводит к повышению сложности цели, ее специфичности, приемлемости и приверженности, отмечается позитивное влияние на исполнение.

В-третьих, много неопределенностей возникает тогда, когда решается вопрос о том, кто является субъектом постановки целей: индивид или группа. Отсутствует однозначный ответ, определяющий приоритетность постановки целей перед индивидами или перед группой. В случае, если цели индивидуальны, то возникает конкуренция между отдельными членами. И это, с одной стороны, активизирует деятельность каждого, а с другой – ослабляет дополнительный эффект, возникающий на основе синергии, порождаемой групповой работой.

В-четвертых, отсутствует  однозначный ответ на вопрос о том, на что должно быть направлено стимулирование. Должно ли оно ориентироваться преимущественно на достижение цели либо быть направлено на мотивирование достижения более высокого и качественного исполнения.

Общие рекомендации по осуществлению процесса постановки целей можно свести к следующему. Первое, необходимо определить в какой мере организация и люди, в ней работающие, готовы к реализации процесса постановки целей. Второе, если у организации есть потенциальная готовность, то необходимо провести ряд мероприятий по практической подготовке введения процесса постановки целей. Третье, постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности и с учетом приемлемости целей и приверженности им. Четвертое, необходимо проведение промежуточного анализа целей и их корректировки. Пятое, необходимо проводить анализ достижения целей, обобщение результатов предыдущих этапов и выработку рекомендаций по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.

Теория равенства

Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не в одинаковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При этом справедливость связывается с равенством в сравнении с отношением к другим и оценке их действий.

Основателем теории равенства  является Стейси Адамс, который на основе исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал  положения этой теории. Основная идея теории равенства состоят в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.

Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, сравнение осуществляется человеком  на основе его личного восприятия и своих действий, и действий людей, с которыми он проводит сравнение. Теория равенства оперирует следующими основными категориями. Индивид – человек, который рассматривает оценку организацией его действий с позиции справедливости и несправедливости. Сравниваемые лица – отдельные люди и группы людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение оценки своих действий. Воспринятое вознаграждение индивида – объединенная сумма вознаграждения, полученная индивидом за отдельные результаты деятельности. Данная величина носи субъективный характер, является результатом восприятия индивидом вознаграждения своих действий и может включать такие отдельные «вознаграждения», о которых организация не имеет представления. Воспринятое вознаграждение других – сумма всех вознаграждений, которые в представлении индивида получили сравниваемые лица. Эта оценка так же носит субъективный характер, так как базируется на информации, отражающей отдельные данные, а иногда и слухи, которые дошли до индивида.

Воспринятые затраты  индивида – восприятие человеком  того, что он лично внес для осуществления  действий и получения результата. В данную категорию включаются не только непосредственные затраты трудовых усилий и другие непосредственные вложения со стороны индивида, но и такие персональные характеристики, как квалифицированный уровень, продолжительность работы в организации, возраст, социальный статус и т.п. При этом человек сам формирует набор составляющих своего вклада независимо от того, согласны ли другие с тем, что отдельные составляющие этого набора внесли вклад в получение конечного результата. Воспринятые затраты других – представление индивидом о совокупной величине затрат, вклада, осуществленного сравниваемыми лицами. Норма – отношение воспринятого вознаграждения к воспринятым затратам. Выделяется два типа норм. Норма первого типа отражает соотношение воспринятого вознаграждения индивида к воспринятым затратам индивида. Норма второго типа отражает отношение воспринятого вознаграждения других к воспринятым затратам других.

Может возникнуть и чувство  недостаточного или излишнего вознаграждения. Считая несправедливой или неравной оценку своего труда, человек теряет мотивацию к активным созидательным с точки зрения решения задач организации действиям, что приводит ко многим негативным последствиям. Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства16:

  1. человек может решить для себя, что надо сократить затраты, что не надо много работать, затрачивать большие усилия
  2. индивид может предпринимать попытку увеличить вознаграждение; он будет требовать повышения заработной платы, продвижения по службе, улучшения условий труда
  3. человек может провести переоценку своих возможностей; он может решить, что неверно думал о своих способностях; при этом у человека понижается уровень уверенности в себе, он решает, что незачем увеличивать старания, так как то, что он получает, отражает его возможности
  4. реакцией на неравенство может быть попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо же с целью добиться уменьшения их вознаграждения
  5. человек может изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо или группа лиц, с которыми он сравнивается, находятся в особых условиях
  6. человек может попытаться перейти в другое подразделение или же даже совсем покинуть организацию.

Восприятие равенства  и справедливости носит сильно выраженный субъективный характер. Для успешного управления людьми менеджер должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строиться на равной и справедливой основе. Для этого лучше регулярно проводить исследования с целью выяснения, как оценивается вознаграждение работниками, считают ли они его равным или нет.

Концепция партисипативного управления

Человек в организации  проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заинтересованность в том, как организованна его работа, в каких условиях он работает, в том, как его работа сказывается на деятельности организации. Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.

Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, данная концепция не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации.

Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям17:

  1. работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность;
  2. могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой работы;
  3. им дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат;
  4. партисипативное управление предполагает широкое участие работников в рационализаторской деятельности, в вынесении предложений  по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом, а также ее отдельных подразделений;
  5. возможным направление осуществления данного управления является предоставление работникам права на формирование рабочих групп их тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе.

Идеи партисипативного управления могут быть соотнесены с идеями теории мотивации, опирающихся на анализ потребностей человека. Участие в принятии решения, в постановке целей и в их последующей реализации способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении. Определенная связь имеется и с теорией ожидания, так как участие в принятии решения делает для работника более реальным и ясным, что ему ожидать в качестве результата своей деятельности и каковым может быть вознаграждение за его деятельность.

 

 

3 АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ

 

3.1 Материальные методы  стимулирования

Среди методов мотивирования  персонала имеется широкое разнообразие и зависимость от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия (В Приложении Б приводятся возможные акценты стимулирования, которые определяются в зависимости от приоритетов действующей организации).

Имеются такие методы мотивирования эффективного трудового поведения как: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.

Удовлетворение своих  потребностей, являющихся важнейшим  мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности  на рынке труда (табл. 2).

Руководитель должен уметь распознавать потребности работников. Важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений  приобретает выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала18. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий. Вознаграждение персонала за труд или компенсация работникам затрачиваемых усилий весьма существенно в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.

Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать  у работников неудовлетворенность как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что может повлечь снижение продуктивности труда, качества продукции, нарушение трудовой дисциплины и т.п. Связь вознаграждения работников с фактическими результатами производственной деятельности тех или иных организаций воплощается в жизнь с помощью используемых ими форм и систем зарплаты. Они определяют механизм зависимости вознаграждения каждого работника от результативности от трудовой деятельности. В зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, различают повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.

Таблица 2 Мотивационная модель

 

Претворение в жизнь  потребностей своей личности

Реализация своего потенциала

Уважение к себе признание  со стороны других

Компетентность в своей  профессии. Право самостоятельно принимать  решения.

Социальные контакты

Быть признанным в  родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным

Уверенность в завтрашнем дне

Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.

Физиологические потребности

Питание. Квартира. Одежда.


 

В современной практике часто используются смешанные системы зарплаты – одна часть вознаграждения каждого работника зависит от результатов работы группы (обычно переменная), а другая – от индивидуальных особенностей (постоянная, должностной оклад).

Информация о работе Мотивация