Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:56, курсовая работа
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Введение 3
1. Методологические основы материального стимулирования труда в торговле 5
1.1 Эффективность труда в торговле 5
1.2. Методы стимулирования труда в торговле 9
2. Материальное стимулирование труда в ТД «Неман» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика 19
2.2. Анализ материального стимулирования труда в ТД «Неман» 20
2.3. Основные направления улучшения системы материального стимулирования труда в ОАО ТД «Неман» 28
Заключение 35
Список использованных источников 38
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Эти и другие факторы предопределяют актуальность и важность проблем материального стимулирования эффективности труда. Изучение данного вопроса в торговле приобретает большее значение, так как розничная торговля завершает процесс воспроизводства и либо нивелирует, либо усугубляет возникающие в сфере производства трудности.
Цель
данной работы заключается в анализе
организации материального
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Объектом исследования выступило материальное стимулирование труда в торговле. Предметом исследования была выбрана организация материального стимулирования в ОАО ТД «Неман».
При
исследовании данной проблемы использовалась
первичная и вторичная
Труд работников торговли имеет характерные черты, отличающие его от труда в других отраслях народного хозяйства. В связи с выполняемыми трудовыми функциями различают труд работников торговли, связанный с продолжением процесса производства в сфере обращения, и труд работников торговли, вызванный необходимостью превращения одной формы собственности в другую. Второй особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса - в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Третьей особенностью является то, что труд, связанный со сменой форм собственности, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Четвертая особенность труда на торговых предприятиях - значительное влияние вероятностных факторов. Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда - не продукт, а услуга [10,c.3].
Однако
понятие «эффективность труда» более
широкое, чем производительность, и
предполагает не только соизмерение полученного
экономического эффекта с затратами живого
труда, но и оценку социального эффекта.
Социальный эффект выражается в степени
удовлетворения спроса населения на товары
и качестве обслуживания, в сокращении
издержек потребления. Повышение эффективности
труда в розничной торговле ведет к достижению
наилучших результатов в труде, выражающихся
в наиболее полном и качественном удовлетворении
спроса населения на товары при минимуме
издержек обращения и потребления.
Эффективность
труда как комплексная и
- производительность труда;
-
уровень затрат труда на
- прибыль на одного работника;
- уровень расходов на оплату труда в товарообороте;
-
сокращение издержек
-
высокое качество торгового
-
оптимальное использование
Система основных показателей эффективности труда приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли
Показатели оценки результатов труда | Показатели оценки затрат труда |
1. Объем
продажи товаров и реализации
платных услуг
2. Объем товарооборота в целом 3. Объем продажи отдельных групп товаров в стоимостных показателях 4. Объем
продажи отдельных видов 5. Объем реализации платных услуг 6. Количество предоставленных покупателям услуг в натуральных показателях |
1. Среднесписочная
численность персонала в целом
2. Среднесписочная численность работников отдельных категорий, профессий, специальностей, уровней квалификации 3. Число отработанных человеко-дней 4. Число отработанных человеко-часов 5. Общая сумма фонда заработной платы |
7. Объем
отдельных видов выполненных вспомогательных
операций (фасовочные операции, погрузочно-разгрузочные
операции и т.п.)
8. Объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров и т.п.) |
6. Общая сумма совокупных затрат на содержание персонала |
Примечание. Источник: [8,c.68]
Решающую роль в повышении эффективности труда в торговле играет производительность труда [4 , с.252].
Измерение производительности труда на отдельных предприятиях, в особенности торговых, является еще нерешенной до конца проблемой. Традиционно показатель производительности в торговле определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников:
ПТ=Т:Ч,
где ПТ - производительность труда торговых работников рассчитанная на основе товарооборота;
Т - розничный товарооборот;
Ч- среднесписочная численность торговых работников
Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя, - это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.
Если рост оплаты труда будет превышать рост его производительности, увеличится расход зарплаты на единицу товарооборота, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Реализация товаров станет менее рентабельной, а, может быть, и убыточной.
Следует отметить, что данный показатель не в полной мере отражает производительности труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы. В связи с этим С.Н.Лебедева, Л.В. Мисникова предлагают использовать и другие показатели производительности труда [10,c.5].
Один из них — это чистая продукция в расчете на одного работника. Чистая продукция, с точки зрения ее образования, - разность между валовыми доходами и расходами без расходов на оплату труда:
ЧП
= ВД-Р,
где ЧП - чистая продукция;
ВД— валовой доход;
Р — расходы без затрат на оплату труда.
С
точки зрения использования чистая
продукция распадается на прибыль
и заработную плату работников предприятия:
ЧП
= П + ЗП,
где П - прибыль;
ЗП - расходы на оплату труда[10,c.6].
Отношение чистой продукции к среднесписочной численности работников является показателем производительности труда, т.к. труд в торговле будет производительным, то есть плодотворным, не только, когда принесет рост объемного показателя — товарооборота, но и когда будет способствовать росту материального интереса работника и предприятия. Этот двусторонний материальный интерес и заключается в показателе чистой продукции в расчете на человека, который рассчитывается по формуле
ПТчп = ЧП:Ч, (1.4)
где ПТчп - производительность труда, рассчитанная на основе чистой продукции.
Развитие этого показателя также должно идти более быстрыми темпами, чем рост средней заработной платы.
Третий показатель производительности труда определяется на основе показателя прибыли, полученной предприятием, по формуле
ПТп=П:Ч,
где ПТп - производительность труда, рассчитанная на основе показателя прибыли.
Этот расчет производительности труда правомерен, так как отражает цель деятельности каждого предприятия. Производительность труда по прибыли также должна расти быстрее, чем увеличивается средняя заработная плата.
Есть еще одно соотношение, которое каждое предприятие, выходящее на рынок и желающее быть конкурентоспособным, должно выдерживать. Это соотношение требует более быстрого роста производительности труда в сравнении с ростом фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально-технической базы не будут эффективными. Только первое время после закупки оборудования нарушение этого соотношения может быть оправдано [10,c.7].
Один и тот же объем товарооборота, сумма чистой продукции и прибыли в расчете на одного работника могут быть получены в разных условиях. Поэтому для оценки деятельности торговых предприятий надо полученный эффект (результат) соизмерять не только с количеством занятых в отрасли работников, но и учитывать качество обслуживания населения, экономию издержек потребления.
Если относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не свидетельствует о росте эффективности труда работников.
Таким образом, основным показателем экономической эффективности труда является его производительность, а социальной стороны эффективности труда — развитие прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.
В
практике предприятий и организаций
внебюджетного сектора