Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования – изучение мотивации в организации; изучение опыта зарубежных стран.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить мотивацию в системе управления предприятием.
2. Рассмотреть современные тоерии мотивации.
3. Выявить основные положения взаимосвязи мотивации труда и деятельности предприятия.
4.Изучить опыт зарубежных стран в области мотивации.
Профессор Школы бизнеса Мичиганского университета Д. Ульрих акцентирует особое внимание на соблюдении баланса внутренних ресурсов персонала и требований, которые предъявляются к сотрудникам [10; c. 151].
Основные особенности общей Японской модели менеджмента заключаются в следующем:
Образование является ключевым фактором успеха японского менеджмента. Отличительной чертой японского образования является ориентация обучения (с младшего возраста) на способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия.
Конкурентоспособность, к решению вопросов которой японские менеджеры подошли с точки зрения комплексных идей качества и последовательного изучения запросов потребителя и воспитания уважения к его требованиям. Государство также оказало влияние на повышение качества, контролируя обязательную сертификацию продукции, предназначенной для продажи на внешнем рынке. Другая составляющая конкурентоспособности японских фирм заключалась в том, что стратегия управления для победы, коренящаяся в философии боевых искусств, формировалась промышленниками и могущественными кланами этой страны с древних времен.
Важной особенностью японского менеджмента является система пожизненного найма, истоки которой лежат в национальных традициях. В итоге, большинство крупных фирм не знают проблемы текучести кадров, а их сотрудники на всю свою трудовую жизнь отождествляют себя и свои интересы с интересами фирмы [2; с.61].
Система принятия решений «рингисэй». Система «рингисэй» предусматривает многократное согласование решений на всех уровнях управления. В итоге ответственность за принятое решение не ложится персонально на руководителя, а распределяется между всеми менеджерами различных уровней управления (принцип групповой деятельности). Главное достоинство данной системы – в многообразии мнений и свободе при обсуждении изучаемых проектов. [2; с.64].
Методы японского искусства
управления. Основное своеобразие японского
менеджмента заключается в
Система оплаты и продвижения «по старшинству». Продвижение по службе и, как следствие, рост заработной платы зависят от трудового стажа в данной компании и от возраста. Основным принципом японской системы мотивации является периодическое повышение оплаты труда в зависимости лишь от стажа (квалификация и должность большого значения не имеют). Кроме того, существуют многочисленные надбавки, учитывающие изменение социального положения, например, наличие детей [5; с.73].
Все трудящиеся Японии защищены
гарантированным уровнем
Особенности Американской
модели менеджмента изначально были
обусловлены национальными
Основным видом мотивации в США является денежное стимулирование. Как правило, оно состоит из двух частей: заработной платы, выплачиваемой за выполненную работу, и дополнительных льгот, составляющих, например, в США, около сорока процентов зарплаты [7; с.67].
В практике американских
фирм используются различные методы
мотивации и гуманизации труда,
связанные с материальным поощрением.
Часто применяют так называемые
аналитические системы заработн
Например, достаточно популярна так называемая «система грейдов», которую, несомненно, можно порекомендовать к внедрению в современной России. Сущность грейдирования (от англ. grade — степень, класс) такова: все должности компании оцениваются по ряду критериев, таких, например, как уровень ответственности, требования к квалификации, влияние на финансовый результат и т.д., в зависимости от специфики бизнеса компании. На выходе создается система функционально-должностных уровней, где должности выстроены в иерархию в соответствии с их ценностью для бизнеса. К грейду привязывается «вилка» оплаты и объем социальных гарантий и льгот. Таким образом, оплата труда сотрудников становится не только прозрачной и справедливой, но, что очень важно, и управляемой. Очень трудно найти такой универсальный метод стимулирования труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Предприятие всегда старается платить с учетом своих целей, но ровно столько, чтобы работник не уходил, а тот, в свою очередь, стремится получать как можно больше. Именно система грейдов позволяет увязать оплату труда и логику бизнеса, а также решить комплекс проблем, связанных с мотивацией персонала. Внедрение этой системы делает предприятие конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, поскольку повышается «прозрачность» организации для инвесторов и, следовательно, увеличивается капитализация. По нашему мнению, система грейдирования своими корнями уходит в теорию справедливости Джона Стэйси Адамса и является ее логическим продолжением. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки: оценку своего вклада в достижение целей организации и оценку получаемого вознаграждения, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу. При проведении этих двух оценок, человек в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой [3; с. 43].
Сотрудник сравнивает свой доход с доходом остальных членов организации, и понимает, за что он получает свои деньги. Он понимает, как можно увеличить свою заработную плату, и видит, откуда берется размер заработной платы коллег. Это уменьшает возможность несправедливой оценки и завистливого отношения к более высокой заработной плате других сотрудников, что, в целом, улучшает морально-психологический климат в коллективе и удовлетворенность персонала условиями труда. Система грейдов оценивает все типы рабочих мест, что делает ее чрезвычайно ценным инструментом в формировании структуры оплаты труда.
Система грейдирования в чем-то сходна с применявшейся в СССР тарифной системой. И тарифно-разрядная сетка, и грейды представляют собой иерархическую структуру должностей, где оклады выстроены по нарастающему принципу.
Российским организациям еще предстоит выбрать наиболее подходящую для них модель управления человеческими ресурсами, переработать западный и азиатский опыт, руководствуясь отечественными традициями, а также российской теорией и практикой управления и заметно укрепившейся в последние годы базой прикладных знаний и навыков. Формируя комплексную систему управления персоналом российской организации, необходимо опираться как на американский путь управления человеческими ресурсами, ориентированный на развитие инициативы и творческой самостоятельности работников, так и на японский опыт, направленный на создание корпоративного духа, способствующего обеспечению положительного социально-психологического климата в коллективе. Также, совершенно необходимо учитывать опыт, накопленный в Советском Союзе, по части морального стимулирования персонала и, возможно, использовать даже элементы социалистического соревнования. И если отбросить идеологические догмы, то соревнование как таковое не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса.
Все же необходимо принять во внимание, что некоторые особенности российского общества не позволяют применять японскую модель, отождествляющую интересы работника с интересами организации (клана, корпорации) в чистом виде. Несмотря на приписываемый русским коллективизм, они не могут копировать восточных соседей с их культом гармонии трудовых отношений, пожизненным наймом, постепенным продвижением по служебной лестнице, отеческой заботой начальства о подчиненных. Семейственность и устройство на работу по знакомству широко распространены на российских предприятиях, что нередко приводит к нежелательной демотивации остальных сотрудников. Если сотрудник видит, что к нему относятся несправедливо, его рабочее поведение становится девиантным. Сначала он пытается компенсировать для себя те блага, которые считает для себя «недополученными», затем саботирует рабочие задания, и, наконец, увольняется. Если говорить о применении в современных российских условиях системы грейдов, то не вызывает сомнений тот факт, что она является мощным мотиватором для работников, удобным инструментом управления персоналом для руководителей, и эффективным средством для достижения целей и реализации стратегии организации.
Система грейдов, — вполне логична и доступна для реализации собственными силами практически в любой организации. Но в любом случае, это потребует тщательного изучения этого вопроса, особенно его практической стороны, чтобы получить наиболее оптимальный результат при использовании минимальных временных, человеческих и финансовых ресурсов. Ни одна из управленческих систем не является единственно верной и универсальной. Все зависит от множества факторов и характеристик, которые относятся к организации. Надо помнить и о том, что для некоторых отраслей вводить стандарты оценки труда вообще неприемлемо. Например, если компания занимается инновациями и консалтингом. В этом случае удобнее системы оплаты, зависящие от профессиональных навыков и компетенций, а не от обязанностей сотрудников.
На основании проведенных исследований можно выявить следующие особенности российской модели мотивации:
- Российская модель
мотивации стандартизирована и
незыблема, всякое отклонение
от этих стандартов считается
нарушением существующих нормат
- Мотивационные системы
советской эпохи
- Социальное поощрение трудовой деятельности управленческих работников, как и других категорий работников, осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности.
- Превалирующая роль
морального поощрения над
На основе вышеизложенного могут быть даны следующие рекомендации по вопросам мотивации персонала для российских руководителей:
- На предприятиях с
низким уровнем зарплаты
- Также возможно использование
заработной платы как
- Применение новых западных систем оплаты труда, в частности, применение системы грейдинга в настоящее время может быть успешно перенесено на российскую почву, с учетом дифференцированного подхода к специфике конкретных организаций.
- Необходимо учитывать тот факт, что большинство нововведений наталкивается на недовольство со стороны тех, на кого они распространяются. Когда речь идет о пересмотре условий оплаты, риск всегда увеличивается. При внедрении систем оплаты труда с «плавающим» окладом, риск потерять хорошего сотрудника велик, потому что он сам будет чувствовать себя ущемленным из-за негарантированной зарплаты.
- Формирование российского
менеджмента должно учитывать
основную тенденцию развития
российского менталитета в
- При этом работников
с коллективистской
- При таком подходе необходимо осуществлять и целенаправленное обучение управляющих. Современный российский менеджер должен уметь на практике осуществлять эффективное мотивирование персонала организации, базируясь на индивидуальном дифференцированном подходе к каждому сотруднику и тщательном анализе и изучении теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования. Он должен учитывать высокие темпы морального старения и постоянные перемены, которые вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же, к изменению стиля руководства и методики мотивации персонала.
Информация о работе Мотивация в организации. Опыт зарубежных стран