Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:53, доклад
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Каждая в отдельности модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом.
Не осталась вне критики и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка заключается в том, что чем более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся (спроецируются) его мотивы.
Хотя модель Макклеланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов.
К
сказанному можно добавить, что сегодня
нет такой мотивационной
Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, которая отнесена к категории «мотивационно-гигиенической».
В мотивационной модели Ф. Герберга отмечают три основных недостатка:
1.
Данный подход на первый
2.
Кинг утверждает, что полемика
по поводу двухфакторной
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства, применявшиеся для обоснования предпосылки «удовлетворение ведет к действию», не являлись экспериментальными.
Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию «Х» и теорию «У» МакГрегора.
Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории «Х», а именно:
1. Средний человек от природы ленив – он работает как можно меньше.
2.
Ему не достает честолюбия, он
не любит ответственности,
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4.
Он от природы противится
5. Он доверчив, не слишком сообразителен – легкая добыча для шарлатана и демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута» (угроза безработицы) и «пряника» (деньги).
Теория «У» придерживается следующего взгляда на человека:
1.
Люди не являются от природы
пассивными и не
2.
Мотивация, возможность
3.
Важная задача управления
Таким
образом, противоречия, высказанные
разными авторами в части теоретических
и практических аспектов действующих
ныне мотивационных моделей, отнюдь
не приводят к их полному отрицанию,
наоборот, критические замечания, по
нашему мнению, главным образом направлены
на их совершенствование. Эффективность
или жизненность той или иной
модели можно проверить только путем
их апробации на практике с учетом
той среды, где они будут внедряться.
Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных
моделей на наших предприятиях будет
снижать эффективность
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии:
Используются
следующие мотивационные
Мотивация
не есть только вопрос раздачи наград.
Людям требуется знать, что их
ожидает в случае некомпетентного
или недобросовестного
Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение
достижений сотрудников мотивирует
их к улучшению дальнейшей деятельности,
если это поощрение разнообразно:
сама система зарплаты устроена так,
что связывает награду с
Руководитель
должен иметь в виду две цели:
снизить уровень
Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления применяемого руководителем.
Основным фактором повышения продуктивности является научно-технический прогресс. Его реализация в значительной, степени зависит от разработки систем и методов управления, обеспечивающих стремление людей к нововведениям, к рационализаторским предложениям по улучшению продукции технологии и условий труда. Чем выше инициатива и творческая активность сотрудников, тем выше конкурентоспособность и эффективность фирмы.
Таким
образом, стало ясно, что отсутствие
мотивационных моделей на наших
предприятиях будет снижать эффективность
действующих систем управления и
социально-экономическую
Изучение
методической литературы по вопросам
разработки и внедрения систем стимулирования
труда на предприятиях позволило
выявить наличие трех взаимосвязанных
компонентов (групп методов) стимулирования
труда. Среди них административные, экономические
и социальные элементы. Общая структура
методов и форм стимулирования труда приведена
на рис.1.
Рис.1.
Система стимулирования труда
Для эффективного использования системы стимулирования труда необходимо учитывать, что сила тех или иных мотивов постепенно меняется, а, соответственно, подвержена изменениям и сама иерархия мотивов. Конечно, мотивы и их изменение требует значительного промежутка времени, поскольку они тесно связаны с ценностно-нормативными механизмами.
В
зависимости от основных групп потребностей
различают мотивацию
Рис.2.
Классификация видов
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека.
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы самостоятельно. При внешней мотивации воздействие на субъект происходит извне, например, через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т.д.
По направленности различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую определенным способам поведения сотрудников. К основным видам положительной мотивации относятся: материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий; повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе; поручение особо важной работы и т.п. Отрицательная мотивация - это, прежде всего: материальные взыскания (штрафные санкции); снижение социального статуса в коллективе; психологическая изоляция работника; создание атмосферы нетерпимости; понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны им.
Таким
образом, создание системы стимулирования
труда в коммерческой организации
является сложной комплексной задачей,
предполагающей решение ряда экономических,
социальных, психологических, организационных
задач. При этом используемая система
стимулирования должна иметь как
прямой коммуникационный поток, позволяющий
передавать воздействие на трудовой
коллектив, так и каналы обратной
связи, позволяющие отслеживать
эффективность различных
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала