Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:43, реферат
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения и ориентирует их на достижение целей. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности.
Понятие, сущность, цель, задачи и процесс мотивации персонала. 3
Содержательные теории мотивации. 5
Процессуальные теории мотивации. 9
Применимость различных теорий мотивации персонала в российском 12 менеджменте.
Список используемой литературы 15
Гигиенические
факторы связаны с окружающей средой,
в которой осуществляется работа, а мотивации
- с самим характером и сущностью работы.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или
недостаточной степени присутствия гигиенических
факторов у человека возникает неудовлетворение
работой. Однако, если они достаточны,
то сами по себе не вызывают удовлетворения
работой и не могут мотивировать человека
на что-либо. В отличие от этого отсутствие
или неадекватность мотиваций не приводит
к неудовлетворенности работой.
Процессуальные
теории мотивации
Процессуальные теории не отражают влияния потребностей на поведение людей, однако считают, что поведение определяется и формируется не только под влиянием потребностей. Соответственно процессуальным теориям мотивации поведение человека есть также функцией ее восприятия и ожиданий. Эти теории анализируют, как человек распределяет усилие для достижения определенных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Упрощенная
концепция процессуальных теорий мотивации
состоит в том, что работник, осознав
задачи и возможные вознаграждения
за их решение, соотносит эту информацию
со своими потребностями, возможностями,
готовностью сделать
Рассмотрим основные,
наиболее известные, процессуальные теории
мотивации.
Теория ожидания В.Врума
Теория ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности — не единственное необходимое условие мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться, что выбранный им вариант поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Таким образом, ожидания можно рассматривать как оценку личностью вероятности определенного события, например, большинство студентов, справедливо ожидают, что успешное окончание колледжа позволит им получить хорошую работу и, работая с полной отдачей, они смогут продвинуться по службе.
(Валентность
— это степень привлекательности реально
получаемого вознаграждения, его соответствие
ожидаемому.)
Если хотя бы один из трех перечисленных факторов незначительно влияет на мотивацию, то мотивация будет слабой, результаты труда — низкими.
Соотношение указанных факторов можно выразить следующей формулой:
Теория справедливости (равенства)
Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).
При
обнаружении несправедливости у
работника возникает
• снизить интенсивность и качество работы;
• требовать увеличения вознаграждения, повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда;
• требовать компенсировать недоплату продукцией;
• переоценить собственные возможности, потерять уверенность в себе, чувство перспективы;
• попытаться заставить коллег работать больше, так как они больше получают;
• повлиять на руководство, чтобы оно для восстановления справедливости уменьшило вознаграждение коллегам;
• изменить для себя объект сравнения, решив, что коллега находится в
особых условиях (имеет личные связи с руководством или особые качества и
способности);
• перейти в другое подразделение или уволиться.
Как видим, большинство
возможных действий сотрудника
по восстановлению справедливости имеет
отрицательные последствия для организации.
Теория Л. Портера — Э. Лоулера
В 1968 г. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая содержит элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Для того чтобы лучше понять механизм мотивации по модели Л. Портера — Э. Лоулера, рассмотрим ее по элементам. Цифровые обозначения в скобках соответствуют нумерации элементов на рис. 1.
.
Рис.1.
Модель Л. Портера —
Э. Лоулера
Итак, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характера человека (4) и осознания им своей роли в процессе труда (5).
Уровень затраченных усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).
Достижение
требуемых результатов (6) может повлечь
внутренние вознаграждения (7), такие
как чувство удовлетворения от выполненной
работы, уверенность в своей
Штриховая линия между результативностью (6) и внешними вознаграждениями (8) означает, что возможна связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Эти вознаграждения отражают возможности, определяемые руководителем для конкретного сотрудника и организации в целом.
Штриховая линия между результативностью (6) и вознаграждениями, воспринимаемыми как справедливые (9), показывает, что люди имеют собственное мнение относительно получаемого вознаграждения.
Удовлетворение (ТО) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (9). Удовлетворение является мерой реальной ценности вознаграждения (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Один из наиболее важных выводов теории Л. Портера — Э. Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению работников. Это прямо противоположно точке зрения большинства менеджеров и ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение способствует достижению высоких результатов в труде, или, другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше.
Справедливость
точки зрения Л. Портера и Э. Лоулера
в том, что высокая результативность является
причиной полного удовлетворения, а не
следствием его, подтверждают исследования.
Применимость
различных теорий
мотивации персонала
в российском менеджменте.
Ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию.
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента.
В современной
науке мотивации отводится
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Для применения перечисленных теорий в российских условиях, необходимо анализировать особенности конкретных людей, к которым применяется мотивация, подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации.
При этом необходимо
учесть, что структура потребностей
в нашем обществе имеют ряд
особенностей. Исследования показывают
заметное снижение стремления работников
к упорному, целеустремленному труду
как условию, ведущему к успеху в
жизни. В условиях социальной и экономической
нестабильности работники испытывают
чувство неуверенности в
Сегодня отечественными
учеными делаются выводы о зарождении
новой системы стимулирования наемного
труда, сочетающей в себе материальные
и нематериальные стимулы. Предпринимаются
попытки выявить новые
На сегодняшний день имеется большое количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
Итак, в первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы тот или иной человек. Это может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям.
Следующим шагом мотивационной стратегии должно было определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль.
Другим фактором,
безусловно оказывающим влияние
на эффективность труда
Чтобы не допустить
потерю потенциальных прибылей, менеджер
должен добиться максимальной отдачи
от своих подчиненных. Не существует
единых методов мотивации персонала,
эффективных во все времена и
при любых обстоятельствах.
Список
используемой литературы
1.Егоршин А.П.
Управление персоналом: Учебник
для вузов. - 6-е изд., доп. и испр.
– Нижний Новгород: НИМБ, 2007