Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ мотивации, организации заработной платы, а так же рассмотрение системы мотивации персонала на примере Муниципального учреждения «Баскетбольный Центр городского округа Химки Московской области».
Задачами данной работы является:
- рассмотрение теорий мотиваций;
- ознакомление с организацией заработной платы;
- анализ мотивации персонала на примере Муниципального учреждения «Баскетбольный Центр городского округа Химки Московской области».
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
1. Теории мотивации и их практическое использование………………….5
1.1 Содержательные теории…………………………………………………6
1.2 Процессуальные теории………………………………………………..17
2. Организация материального стимулирования…………………………25
2.1 Экономическое содержание заработной платы………………………28
2.2 Организация оплаты труда…………………………………………….32
Глава II. Мотивация персонала на примере Муниципального учреждения «Баскетбольный Центр городского округа Химки Московской области»
1. Характеристика организации - история, виды деятельности и др. ..…43
2.Трудовые ресурсы организации. Анализ качественного состава персонала организации………………………………………………………….47
3. Мотивация трудовой деятельности……………………………………..48
3.1 Рекомендации по улучшению системы мотивации..........................51
Заключение………………………………………………………………...53
Список использованной литературы…………………………………...55
Рис. 2
Наиболее существенное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу состоит не в уменьшении количества уровней потребностей с 5 до 3, а в отрицании иерархии этих уровней. Вместо этого, по теории Альдерфера, любой из уровней или все три уровня могут иметь существенное значение в каждый данный момент времени.
Он
также предполагает, в отличие
от Маслоу, что чем меньше удовлетворяются
потребности взаимосвязи (отношений
с другими), тем более важными
становятся потребности существования
(физические/материальные), и что чем меньше
удовлетворяются потребности роста (самооценка
и самореализация, или самовыражение),
тем более важными становятся потребности
взаимосвязи.
Знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает перспективы поиска эффективных форм мотивирования, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Теория
Альдерфера имеет практическое применение:
если предприятие не может удовлетворить
высокие притязания человека, то важно
предоставить возможность более полно
удовлетворить его более приземленные
желания.
Ф. Герцберг во второй половине 1950-х гг. разработал модель мотивации, основанную на потребности. Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к работе.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Для эффективного использования данной теории нужно составить список гигиенических и особенно мотивирующих факторов и в то же время дать сотруднику возможность самому определить и указать на то, что он предпочитает, и считаться с его желанием.
Примером
применения теории Герцберга на практике
является проведение голландским туристическим
комплексом аудита внутреннего маркетинга
на основе изучения выделенных Герцбергом
факторов с помощью анализа «важность-
Таблица 1
Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса
Номер п/п | Описание фактора
(М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям | Положение на карте | |
Важность | Исполнение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Быть лидером в своей группе (М) | 3,60 | 3,78 | Низкий приоритет |
2 | Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) | 4,54 | 3,69 | Сосредоточиться |
3 | Иметь больше свободы на работе | 3,75 | 3,75 | Низкий приоритет |
4 | Достигать личных целей, относящихся к работе (М) | 4,06 | 3,57 | Сосредоточиться |
5 | Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами | 4,60 | 4,18 | Успешный результат |
6 | Иметь возможность для профессионального роста | 4,03 | 3,30 | Сосредоточиться |
7 | Получать новые навыки и знания (М) | 4,45 | 3,45 | Сосредоточиться |
8 | Иметь хорошие рабочие условия | 4,57 | 3,69 | Сосредоточиться |
9 | Получать хорошую зарплату | 4,09 | 3,12 | Сосредоточиться |
10 | Быть по достоинству оцененным своим руководителем (М) | 4,42 | 3,54 | Сосредоточиться |
11 | Помогать своей фирме достичь целей | 4,48 | 3,51 | Сосредоточиться |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Иметь продвижение по службе | 3,12 | 3,05 | Низкий приоритет |
13 | Быть частью своей рабочей группы | 4,12 | 3,87 | Сосредоточиться |
14 | Иметь стабильную и надежную работу | 4,27 | 3,48 | Сосредоточиться |
15 | Быть информированным о результатах своей работы | 4,39 | 3,06 | Сосредоточиться |
16 | Участвовать в принятии решений(М) | 4,09 | 3,03 | Сосредоточиться |
Один
из крупных туристических
Карта представляет собой две пересечённые оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на четыре квадрата: «успешный результат», «возможная переоценка», «низкий приоритет» и «сосредоточиться на этом». Квадрат «успешный результат» указывает на те факторы, которые важны для участников и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел. Квадрат «возможная переоценка» указывает на возможное перерасходование ресурсов фирмы на те факторы, которые являются маловажными. Квадрат «низкий приоритет» указывает на маловажные факторы, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти факторы не рекомендуется тратить дополнительные средства. Наконец, квадрат «сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные факторы. Эти факторы являются чрезвычайно важными и существенно влияют на мотивацию, но фирма не уделяет им достаточного внимания и ресурсов.
16 факторов были нанесены на карту «важность-исполнение» для анализа. Из шестнадцати факторов один («иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами») оказался в квадрате «успешный результат». Три фактора («быть лидером в своей группе», «иметь больше свободы на работе» и «иметь продвижение по службе») оказались в квадрате «низкий приоритет». Двенадцать факторов оказались в квадрате «сосредоточиться на этом», и ни одного фактора – в квадрате «возможная переоценка».
Результаты анализа факторов Герцберга методом «важность-исполнение» наглядно показали уровень удовлетворённости персонала своей работой. Лишь по одному фактору внутренний маркетинг в фирме может характеризоваться как положительный. Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами оказалось очень важным для персонала, и фирма занимает достаточно прочную позицию в этом направлении. Также видно, что руководство фирмы мало внимания уделяет таким аспектам работы, как свобода на работе, продвижение по службе и лидерство в рабочих коллективах. Рейтинг выполнения оказался достаточно низок для этих факторов. Но руководству рекомендовалось не уделять большого внимания этим факторам, поскольку рейтинг их важности для персонала оказался также низок.
Руководству
фирмы было рекомендовано обратить
внимание на факторы, попавшие в квадрат
«сосредоточиться на этом», и особенно
на факторы с большими разрывами в рейтингах
важности и исполнения. Стало очевидным
ненормальное положение дел в фирме с
такими важными аспектами работы, как
информированность о результатах своей
работы, участие в принятии решений, рабочие
условия и получение новых навыков. Невнимание
к этим факторам может выразиться в апатичности
персонала, невнимательности к внешним
потребителям или бойкоте стандартов
качества оказываемых услуг. Более того,
лучшие из персонала могут быть соблазнены
более совершенным положением дел с такими
факторами в фирме-конкуренте и перейти
на работу туда. Именно поэтому концепция
внутреннего маркетинга призывает не
только к привлечению, но и к удержанию
квалифицированного персонала в фирме.
Исследование показало перспективность
адаптации и применения анализа «важность-исполнение»
и факторов Ф. Герцберга в контексте инструментов
аудита внутреннего маркетинга. Данный
метод способен указать на проблемные
аспекты рабочей деятельности и обеспечить
руководство фирмы стратегической информацией
для принятия решений в контексте внутреннего
маркетинга. Более того, результаты такого
анализа предоставляют руководству фирмы
уникальную информацию выработки индивидуального
подхода к персоналу с разными предпочтениями.
3
Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внесла теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда. Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других "базисных" потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные среди "вторичных потребностей", которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. По утверждению Д. Мак-Клелланда, любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти. Д. Мак-Клелланд рассматривает их как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребности достижения проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее.
Потребность
соучастия проявляется как
Потребность во власти состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради властвования, возможности командовать. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.
Потребности достижения соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически а взаимосвязаны. Например, если человек занимает руководящую должность и имеет высокую потребность властвования, то для его эффективной работы необходима слабая выраженность потребности в соучастии. Комбинация сильных потребностей в достижении и властвовании может переориентировать деятельность менеджера только на достижение личных интересов.
Нельзя
делать однозначных выводов о
взаимном воздействии трех рассматриваемых
потребностей но учитывать их взаимовлияние
при анализе мотивации людей
необходимо.
1.2
Процессуальные теории
Мотивационная теория ожиданий, большой вклад в развитие которой внес В. Врум, является одной из наиболее известных процессуальных теорий мотивации.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.
Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага.
Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях:
1. ожидания в отношении «затраты труда - результатов» (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
2.
ожидания в отношении «
3. третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - ценность полученного поощрения или вознаграждения.
Рис. 3
Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.