Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа
Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно - мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности - это внутренние побуждения к действию. Процесс собственно мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностная ориентация, убеждения, взгляды.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Основные понятия…………………………………………………………. 5
1.1. Мотивация и потребность ………………………………………...5
1.2. Мотивирование и стимулирование………………………………. 5
2. Мотивация как процесс …………………………………………………... .8
2.1. Стадии мотивации …………………………………………………8
2.2. Управление мотивацией …………………………………………..10
3. Теории мотивации ………………………………………………………….11
3.1. Содержательные теории мотивации ……………………………...11
3.2. Процессуальные теории мотивации ……………………………...14
4. Особенности мотивации в научных организациях ……………………….17
5. Методы мотивирования персонала ………………………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….... 29
Список используемой литературы ………………………………………….. 30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: Основы менеджмента
На тему: Мотивация. Сравнительный анализ содержательных и процессных мотиваций
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Основные понятия……………………………………
1.1. Мотивация и потребность ………………
1.2. Мотивирование и
2. Мотивация как процесс …………………………………………………... .8
2.1. Стадии мотивации …………………………………
2.2. Управление мотивацией ……………………
3. Теории мотивации …………………………………
3.1. Содержательные теории
3.2. Процессуальные теории
4. Особенности мотивации в
5. Методы мотивирования персонала ………………………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….... 29
Список используемой литературы ………………………………………….. 30
Введение
Все люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие - к славе, третьи - к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и многие другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение - мотивацией.
Причины, которые заставляют человека
отдавать работе максимум усилий, трудно
определить, они очень разнообразны
и сложны. Различные внутренние и
внешние силы вызывают у разных людей
далеко не одинаковую реакцию. Одни люди
выполняют легкую работу и остаются
недовольны, а другие делают трудную
работу и получают удовлетворение.
Что нужно делать для того, чтобы
люди работали качественнее и производительнее?
Каким образом можно сделать
работу привлекательнее? Что вызывает
у человека желание работать? Эти
и подобные вопросы всегда актуальны
в любой сфере бизнеса. Руководство
организации может разработать
прекрасные планы и стратегии, установить
самое современное
Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно - мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности - это внутренние побуждения к действию. Процесс собственно мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностная ориентация, убеждения, взгляды. Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может быть сделано заключение только на основании поведения или высказываний наблюдаемых людей.
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
1. Основные понятия
1.1. Мотивация и потребность
Мотивация - это процесс побуждения себя и других членов коллектива к активной деятельности для достижения собственных целей и целей своей организации. В основе мотивации лежат потребности человека, которые побуждают его к действиям.
Потребность - это нехватка чего-то,
вызывающая состояние дискомфорта.
Потребности могут быть естественными
(в пище, воде и т.п.) и социальными,
то есть обусловленными общественными
отношениями (в признании, славе); врожденными
(например, в общении) и приобретенными
(в обучении); первичными (в одежде,
тепле) и вторичными (в развитии личности);
материальными и
Можно выделить три уровня удовлетворения
потребностей: минимальный, который
обеспечивает элементарное выживание
людей; нормальный, поддерживающий у
работника способность с
Потребность заставляет человека работать,
если ее удовлетворение падает ниже приемлемого
уровня. Тогда желание его повысить
значительно увеличивает
Однако сами по себе потребности не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то делать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, или мотив (от лат. мoveo - двигаю) - повод, причина, обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности. Мотив может быть и каким-то внутренним порывом, трудно поддающимся логическому объяснению, а может быть обусловлен и внешними обстоятельствами, подстегивающими человека действовать. Например, человек может стремиться чем-либо обладать или, наоборот, избежать этого обладания. Так, интересная работа приносит удовлетворение, и люди часто готовы выполнять ее практически бесплатно. В противоположном случае человек бывает согласен на все, лишь бы избежать неинтересную работу.
1.2. Мотивирование и стимулирование
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню их воздействия на поведение человека.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется мотивирование.
В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования. Один из них - когда посредством внешних воздействий на человека приводятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: "Я дам тебе то, что тебе надо, а ты предоставишь мне то, в чем я нуждаюсь". Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.
Иной тип мотивирования
Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих двух типов мотивирования.
Соотношение различных мотивов, влияющих
на поведение человека, образует его
мотивационную структуру. Она достаточно
устойчива, но поддается целенаправленному
формированию, например, в процессе
воспитания. У каждого человека она
индивидуальна и
Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать.
Необходимо также отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи. Здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например. как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние коллег, знакомых и т.д.
Внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека, получили название "стимулов" (stimulus (лат.) - заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов.
Добиться желаемого поведения человека можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней с помощью стимулов.
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономические (организационные и моральные). Суть экономических состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы относятся ко всем тем потребностям, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Такие стимулы могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Использование разнообразных стимулов для мотивирования людей и представляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль последнего в условиях рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Кроме того, поведение человека не является полностью рациональным. Очень часто экономические стимулы на практике корректируются привычками и подсознательными механизмами, например, внутренним неприятием риска. Поэтому экономическое стимулирование и не дает такого эффекта, который, казалось бы, от него можно было ожидать.
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например, информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная положительная оценка, продвижение по службе.
Так, в своей работе руководители
научных организаций используют
следующие стимулы для
- свободный график работы для научных работников;
- возможность работы на
- возможности дальнейшего роста (защита диссертаций);
- предоставление определенной свободы в выборе тем работы;
- различные поощрения и премии;
- возможность работы дома и т.д.
Идея стимулирование основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определенные последствия, в зависимости от того, как он выполняет полученную работу.
Положительные последствия увеличивают
вероятность продолжения
В то же время нужно иметь в виду, что стимулирование не заменяет административных методов воздействия. Цель стимулирования - не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.
Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления, разработанная В. Синклером. Она предлагает такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.
Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью (например, прогулы).
На поведение сотрудников
Наказанием является прямое воздействие на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущения их в будущем. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы), снижения социального статуса в коллективе, понижения в должности и т.п.
Эффективное подкрепление всегда должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание)
связывается с достигнутым
Информация о работе Мотивация. Сравнительный анализ содержательных и процессных мотиваций