Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:48, реферат
Часто под мотивацией понимается также параметр, характеризующий степень заинтересованности сотрудников в выполнении каких-либо действий (сильная мотивация, слабая мотивация, отсутствие мотивации).
Основной механизм создания мотивации состоит в организации и актуализации связи между потребностями объекта влияния и необходимыми действиями.
Введение…………………………………………………………………....3
Золотое правило менеджмента……………………………………..….5
Энергия меняет русло…………………………………………………..7
Кто не рискует…………………………………………………………..9
Увеличь свой личный заработок……………………………..……….11
Замотивируем рядовых……………………………………………..…12
Выводы…………………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
ДОНЕЦК-2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слово произошло от французского motif – побуждение. В организационном управлении под мотивацией понимается процесс создания побуждения к достижению корпоративных целей. Завершается такой процесс формулировкой и внедрением организационной системы мотивации.
Часто
под мотивацией понимается также
параметр, характеризующий степень
заинтересованности сотрудников в
выполнении каких-либо действий (сильная
мотивация, слабая мотивация, отсутствие
мотивации).
Основной механизм создания мотивации
состоит в организации и актуализации
связи между потребностями объекта влияния
и необходимыми действиями. То есть в создании
причинно-следственной связи между выполнением
нужных для организации действий и удовлетворении
их потребностей. Естественно, если такая
связь только кажущаяся, то после появления
первой же обратной связи такая «дутая»
мотивация будет разрушена и не только
перестанет работать, но и затруднит дальнейший
запуск мотивирующих программ.
Один из самых ярких и опасных примеров такого «мотивационного» мошенничества – недобросовестное использование годовых бонусов. Большие годовые бонусы обеспечивают компании на длительный срок высокую лояльность сотрудников к компании и существенным образом снижают текучесть кадров. Сполна воспользовавшись всеми благами этой системы, непосредственно перед выплатой годовых бонусов недобросовестные компании организуют массовое увольнение сотрудников. Обычно при этом используются какие-либо юридические тонкости, «зашитые» в договоры. Мораль этого абзаца: устраиваясь на работу в компанию, практикующую выплату годовых бонусов, наведите дополнительные справки по поводу процедур, сопровождающих эти выплаты. Хотя думаю, что если работодатель - Сбербанк Украины (он активно практикует систему годовых бонусов), то такая проверка будет излишней.
В бизнес-сфере мотивация – это использование каких-либо доводов в пользу эффективной работы персонала организации. Не обязательно мотивация происходит только с помощью денежных поощрений. Иногда мотивировать сотрудников можно, играя на личных интересах, желаниях, предпочтениях. Например, хорошей мотивацией будет обещание устроить корпоративную вечеринку в конце месяца при условии, что ежемесячный план будет выполнен на 115%. Иногда используется отрицательная мотивация – когда сотрудник выполняет работу под угрозой штрафа в случае невыполнения. Но эта форма мотивации не приветствуется и не играет на руку самому руководителю.
1.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕНЕДЖМЕНТА
В системе Business Unit Management реализован главный принцип мотивации: если хочешь, чтобы на тебя работали, - поделись результатом. Дай долю от прибыли, и ты удивишься изобретательности и трудолюбию, которые проявят люди, работая на тебя. Потому что они будут работать на тебя и на себя.
В рамках компании они получат свой частный бизнес и будут вкладывать в работу душу, отдавая тебе всю свою энергию и творческие способности. Возможно, система Business Unit Management активизирует спящие резервы организма и с помощью личного интереса побуждает человека извлечь из себя максимум способностей.
В настоящее время в большинстве украинских предприятий система мотивации несовершенна, поскольку почти не привязана к результатам труда сотрудника. В основном работникам платят фиксированную зарплату и иногда по знаменательным датам выдают премии (без учета вклада сотрудника в финансовый результат компании).
Когда директор платит служащим фиксированную зарплату, он покупает их время: пришел человек на работу, сел на стул, и директор ему уже должен. И задача директора - организовать работу сотрудников в купленное им время так, чтобы получить максимальную пользу для предприятия.
А сотрудники будут работать исходя из своего темперамента: энергичный человек будет трудиться, потому что ему скучно бездельничать; расслабленный будет работать спустя рукава и думать о приятном; а активный и с фантазией будет искать способ заработать дополнительно, и, часто, с помощью злоупотреблений (откаты, увод доходов, хищения и т.д.). И это объяснимо, поскольку большинство работников не удовлетворены своей заработной платой, если в компании отсутствует система мотивации, позволяющая легально по отношению к компании) зарабатывать больше денег.
Таким
образом, если мы не замотивируем работников,
то они сами себя замотивируют. Но не
факт, что в нашу пользу, поскольку
источники для нелегальной
При отсутствии системы мотивации руководители подразделений замотивированы на увеличение издержек. Они приходят к руководству и просят: дай нам еще штатную единицу, выдели служебный автомобиль, потому что я начальник, дай дорогой компьютер. То есть за деньги собственника они хотят получить удовольствие или облегчить себе работу. Если такой руководитель подразделения взял несколько дополнительных работников, сам он может меньше работать. А на дорогом компьютере приятно работать и играть.
Существует такое неписанное правило: чем больше выбью средств для освоения, тем больше мне достанется. А если что-то получается делать дешевле, то не дай Бог, об этом узнает директор, - тогда на следующий период бюджет урежут. Таким образом, когда мы платим людям фиксированную зарплату, мы мотивирует их на увеличение расходов. И получается, что один директор, как представитель собственника, давит издержки вниз, а все остальные давят их вверх.
И
директор может с ними не справиться,
потому что работников больше. Получается,
что когда мы платим людям фиксированную
зарплату, они за наши деньги работают,
по сути, против нас. И если в такой ситуации
компании удается получать прибыль, памятник
надо ставить такому директору, который
в условиях сопротивления собственного
коллектива умудряется зарабатывать прибыль.
2.
ЭНЕРГИЯ МЕНЯЕТ РУСЛО
Задача системы мотивации - развернуть энергию сопротивления коллектива в направлении интереса директора и собственника. Для этого нужно покупать у людей не время, платя им фиксированную зарплату, а результат их деятельности. В первую очередь это касается руководителей подразделений. Сделать это можно, взяв их в долю от прибыли, которая получается в результате деятельности их подразделения.
В системе Business Unit Management (Управление с помощью бизнес-единиц) прибыль рассчитывается в разрезе каждого подразделения, в том числе и затратного, поскольку каждое подразделение имеет свои расходы (прямые, косвенные и накладные), которые оно покрывает доходами от продажи своих услуг внутри компании (более подробно об этом здесь).
Для руководителей обслуживающих, контрольных и зарабатывающих подразделений применяются разные механизмы формирования заработной платы.
У
руководителей бизнес-
Если
финансовый результат такой же, как
в предыдущий период, руководитель
подразделения получает 100% заработной
платы (80% - постоянная часть, 20% переменная
часть - полностью). Если прибыль подразделения
увеличивается, руководитель подразделения
получает больше за счет увеличения переменной
части. Если результат хуже предыдущего
- руководитель получает меньше, поскольку
уменьшается переменная часть, зависящая
от результата. Но меньше 80% он получить
не может, поскольку это его социальная
гарантия.
В дальнейшем, с передачей руководителю
подразделения больших полномочий, позволяющих
ему больше влиять на улучшение финансового
результата, фиксированная часть заработка
уменьшается, и к моменту передачи максимально
полного набора полномочий (например,
самостоятельного ценообразования), фиксированная
часть заработка полностью исчезает. И
руководитель получает только долю от
чистой прибыли подразделения.
Таким образом, в системе мотивации появляется механизм поощрения и наказания. У руководителя появляется ответственность за деятельность своего подразделения, поскольку у него возникают персональные финансовые риски. Он может ничего не заработать, да и еще окажется "в должниках". Поэтому он начинает предельно серьезно относиться к своему бизнесу, поскольку от его успешности зависит его материальное благосостояние.
При
отсутствии такой системы мотивации,
когда руководитель получает фиксированную
заработную плату, он ничем не рискует,
поэтому и не отвечает за результат, поскольку
даже если он сработал в убыток, зарплата
ему все равно выплачивается. А если сработал
лучше, то опять же выплачивается та же
самая заработная плата. Финансовый результат
деятельности его подразделения никак
не связан с его карманом. И терять такому
человеку нечего, и отвечать нечем. Максимум,
что он может потерять при отсутствии
бонусной системы мотивации, это рабочее
место.
3.
КТО НЕ РИСКУЕТ...
В системе Business Unit Management у каждого руководителя подразделения появляются персональные финансовые риски. После передачи максимального объема полномочий у него исчезает фиксированная часть заработка, и он полностью зависит от финансового результата. В течение квартала руководитель подразделения выписывает себе авансы, которые должны быть покрыты бонусом. Даже механизм выдачи аванса - "под отчет", показывает условность этого заработка.
По окончании квартала рассчитывается бонус руководителя подразделения, после чего из него вычитается уже полученный аванс, и оставшаяся сумма выдается руководителю. Если бонус не покрывает аванс, разницу нужно вернуть в кассу компании. Если в результате деятельности бонуса вообще нет, нужно вернуть всю сумму аванса.
Такая
жесткая ответственность
Если прибыль составила 10 млн. долларов, а по контракту руководитель подразделения имеет, например, десятипроцентный бонус, он получает 1 млн. долларов. Если прибыль больше, значит, получает больше. И его бонус не ограничивается. Такая система мотивации максимально стимулирует человека использовать все свои знания и творческие способности для работы на компанию и на себя.